Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №47/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Звездный час

Тема
«Основные классы
неорганических соединений»
(8 класс)

 

I тур. Угадай вещество

На демонстрационном столе стоят колбы с веществами. На колбах наклеены ярлыки с формулами веществ:

№ 1 – BaO, № 2 – P2O5, № 3 – KOH, № 4 – HNO3, № 5 – Cu(OH)2, № 6 – CaCl2.

1. В этой колбе находится кислотный оксид.

(№ 2.)

2. Данное вещество – растворимое основание, т.е. щелочь.

(№ 3.)

3. Этому основному оксиду соответствует гидроксид бария.

(№ 1.)

4. Эта соль называется сульфат кальция.

(№ 0 – нет такой колбы.)

5. В этой колбе находится кислота.

(№ 4.)

6. Данное вещество – нерастворимое основание.

(№ 5.)

7. Эта соль называется хлорид кальция.

(№ 6.)

 

II тур. Назови вещество

Участники игры должны написать как можно больше формул сульфатов.
Пока игроки готовятся, ассистент ведущего показывает занимательный опыт для зрителей.

Занимательный опыт
«Плавающий картофель»

В большой стакан наливают на 1/3 объема воды и помещают в стакан картофель. Добавляют хлорид натрия, перемешивают. Картофель всплывает. Добавляют в стакан воду – картофель опять тонет. (Секрет прост: плотность насыщенного раствора хлорида натрия больше плотности картофеля.)

 

III тур. Третий лишний

Ведущий ставит на стол таблички с формулами веществ. Игроки должны поднять карточки с номерами неверных ответов. Если такого ответа нет, то поднимается карточка с номером «0».

1. Все эти вещества – основные оксиды:

№ 1 – CaO, № 2 – K2O, № 3 – P2O5.

(№ 3.)

2. Все эти вещества – сульфаты:

№ 1 – K2SO4, № 2 – CaSO3, № 3 – BaSO4.

(№ 2.)

3. Все эти вещества вступают в реакцию с магнием:

№ 1 – HCl, № 2 – H2SO4, № 3 – NaOH.

(№ 3.)

4. Все эти вещества образуются при взаимодействии натрия с водой:

№ 1 – Na2O, № 2 – NaOH, № 3 – H2.

(№ 1.)

5. Все эти вещества взаимодействуют с водой с образованием кислоты:

№ 1 – SO3, № 2 – CO2, № 3 – SO2.

(№ 0.)

Занимательный опыт «Волшебная соль»

В металлическую кружку помещают 30 г снега, ставят кружку на мокрую фанеру. Насыпают в кружку 11 г хлорида натрия и перемешивают. Через некоторое время кружка примерзает к фанере. (Хлорид натрия вызывает таяние снега, при этом поглощается большое количество теплоты.)

Подведение итогов игры.

Тема «Неметаллы» (9 класс)

Участники игры стоят за спинками стульев. На сиденьях лежат таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Заработанные игроками звезды ассистент ведущего скотчем прикрепляет на спинки стульев. Правила такие же, как и в одноименной передаче.

 

I тур. Угадай вещество

На демонстрационном столике стоят большие колбы с веществами. На колбах наклеены ярлыки с формулами веществ:

№ 1 – Ca(OH)2, № 2 – NaHCO3, № 3 – Ca(HCO3)2, № 4 – SiO2, № 5 – Na2SiO3, № 6 – CaO.

1. В этой колбе находится питьевая сода.

(№ 2.)

2. Это вещество может находиться только в растворе.

(№ 3.)

3. Это вещество называют «известковая вода».

(№ 1.)

4. Это вещество называют «известковое молоко».

(№ 1.)

5. В этой колбе находится так называемый «сухой лед».

(№ 0 – такого вещества здесь нет.)

6. В этой колбе находится «негашеная известь».

(№ 6.)

7. Это вещество называют «жидкое стекло».

(№ 5.)

8. Древние греки считали, что это вещество – сильно замерзший лед.

(№ 4 – в колбе несколько кусочков
горного хрусталя.)

 

II тур. Назови вещество

Назвать как можно больше минералов, в состав которых входит SiO2.

(Горный хрусталь, халцедон,
яшма, агат, сердолик, кварц,
кремнезем, гранит, аметист,
цитрин.)

Пока участники игры готовят ответ на вопрос, для зрителей ассистент ведущего показывает занимательный опыт.

Занимательный опыт «Опасные полоски»

Полоски бумаги готовят за сутки до мероприятия. Фильтровальную бумагу поместить в стакан со смесью растворов йода и аммиака (1:1). Полоски бумаги высушить на листе жести. При касании стеклянной палочкой полоски бумаги происходит хлопок, т.к. йодистый азот – вещество термодинамически неустойчивое и разлагается:

2NI3 = 3I2 + N2.

 

III тур. Третий лишний

Ведущий ставит на стол таблички с формулами или названиями веществ. Игроки должны поднять карточки с номерами неверных ответов. Если такого ответа нет, то поднимается карточка с номером «0».

1. Все это – аллотропные модификации углерода:

№ 1 – алмаз, № 2 – озон, № 3 – сажа.

(№ 2.)

2. Все эти вещества взаимодействуют с углекислым газом:

№ 1 – С, № 2 – О2, № 3 – Н2О.

(№ 2.)

3. Эти вещества необходимы для получения хрустального стекла:

№ 1 – SiO2, № 2 – Na25, № 3 – PbО.

(№ 0.)

4. Все эти вещества взаимодействуют с оксидом кремния:

№ 1 – NaOH, № 2 – Na23, № 3 – Н2О.

(№ 3.)

5. Ткань из стекловолокна используют для:

№ 1 – звукоизоляции, № 2 – теплоизоляции, № 3 – изготовления рабочей одежды.

(№ 3.)

Подведение итогов игры.

Г.А.КАПЕЦКАЯ,
учитель химии
(г. Светлогорск)