Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №46/2004

Я ИДУ НА УРОК

Теория
электролитической
диссоциации

Как провести контроль и коррекцию знаний,
умений и навыков

Окончание. Начало см. в № 45/2004

Урок коррекции знаний, умений, навыков (ЗУН) после контрольной работы «Теория электролитической диссоциации»
Исходя из опыта проведения уроков коррекции и опираясь на имеющийся теоретический материал, предлагаю следующую структуру урока коррекции ЗУН:

1. Организационная часть (мобилизующее начало).
2. Мотивация (целеполагание).
3. Анализ общих и частных ошибок.
4. Фронтальная работа над общими ошибками.
5. Индивидуальная работа под руководством консультантов над частными ошибками.
6. Контролирующая часть.
7. Домашняя работа над индивидуальными ошибками контрольной работы.

Цель. Проанализировать результаты контрольной работы, отметить общие и частные ошибки, провести их коррекцию; проверить, достиг ли данный урок основной цели (коррекции), проведя контрольный срез знаний в конце урока.
Оборудование и реактивы. Демонстрационные пробирки, таблица «Количество ошибок, допущенных учащимися при выполнении контрольной работы “Теория электролитической диссоциации”» (табл. 3), карточки T1 и T2 с формулами веществ, карточки К3, К4 и К* на составление уравнений диссоциации и уравнений реакций для разноуровневого контрольного среза знаний; для демонстрационного опыта – растворы MgCl2, KOH, HCl, фенолфталеина.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

После приветствия каждый ученик отвечает на один из вопросов учителя. Задаются вопросы, предполагающие короткий ответ (да или нет).

Пример.

а) Правильно ли записана формула: Al3Cl?
б) … – это сульфат натрия?
в) … – электролит?
г) … – это сильный электролит?

Каждый вопрос сопровождается показом той или иной формулы, записанной правильно или неправильно.
Эта часть занимает 3–4 мин урока, но она помогает включить всех ребят в активную работу над ошибками, допущенными в работе, т.к. формулы на карточках взяты из контрольной работы.

Каждый ученик отвечает на один из вопросов учителя
Каждый ученик отвечает
на один из вопросов учителя

2. Мотивация.

Учитель. Целью сегодняшнего урока станет анализ и исправление ошибок, допущенных при выполнении контрольной работы. Это мы попробуем сделать вместе, помогая друг другу. Моими и вашими помощниками будут ребята, которые хорошо справились с контрольной работой, это Т. Вова, И. Лена, Л-ва Аня, А. Женя, Л. Женя. Каждому из вас сегодня будет предоставлена возможность сыграть роль строгого учителя или прилежного ученика. После общего разбора ошибок у вас будет время на тренировочную работу. Насколько эффективен будет данный урок, мы увидим после выполнения проверочной работы, а также домашней работы над индивидуальными ошибками. В контрольной работе я не исправила ошибки, а лишь отметила, где они допущены.

 

Таблица 3

Количество ошибок, допущенных учащимися
при выполнении контрольной работы

 

3. Анализ общих и частных ошибок.

Учитель. Начнем с разбора общих ошибок. Больше всего сделано ошибок на составление формул веществ по заданным названиям (табл. 3). Вы ошиблись потому, что либо не знаете номенклатуру неорганических веществ, либо не помните алгоритм составления формул. Алгоритм составления формул вспомним сейчас, а с номенклатурой у вас будет возможность поработать при выполнении задания карточки Т1.

Задание 1. Составьте формулы веществ:

а) гидроксид бария – … ;
б) хлорид алюминия – … ;
в) оксид калия – … ;
г) сульфат железа(III) – … .

Два ученика работают у доски. 1-й ученик записывает формулы после названий веществ, 2-й ученик составляет формулы тех же веществ на магнитной доске из заданных фрагментов: Ва, SO4, Fе, Fe2, K, Cl, O, (SO4)3, Al, Сl3, ОН, К2, (ОН)2. Остальные учащиеся записывают формулы в тетради. После проверки работы проговаривается алгоритм составления формул на примере Fе2(SО4)3 и К3РО4. Схемы с формулами закрепляют на доске.
Учитель. Ошибки при составлении формул повторяются и при выполнении заданий 2, 3, 4. Кроме того, в этих же заданиях допущены ошибки в расстановке коэффициентов как в молекулярных, так и в ионных уравнениях, а также искажен вид ионов и пропущены их заряды.

Задание 2. Исправьте ошибки:

AlCl3 + NaOH NaCl3 + AlOH,

Al3+ + Cl3 + Na+ + OH NaCl3 + Al3+ + OH,

Cl3 + Na+ NaCl3.

Учитель задает вопросы: «С чего начнем исправление ошибок?», «Какие ошибки нужно исправить?», «Что еще нужно проверить?» Так он помогает ученикам придерживаться правильного порядка исправления ошибок. При этом по мере исправления ошибок (ученики исправляют их на доске мелом другого цвета) на доске создается запись алгоритма проверки ошибок в химическом уравнении:

а) правильность составления формул;
б) правильность расстановки коэффициентов;
в) соблюдение условий протекания реакции обмена до конца, обозначаемых , или Н2О;
г) вид ионов;
д) заряды ионов;
е) правильность записи краткого ионного уравнения.

Аналогичную работу предстоит выполнить каждому, используя алгоритм, по заданию карточки T2.
Учитель. Некоторые ребята при выполении заданий 3 и 4 в качестве исходного вещества взяли угольную кислоту – это неправильный выбор. Почему?
Ученик. Угольная кислота неустойчивая, она существует в виде двух веществ – СО2 и Н2О.
На доске закрепляется схема:

Учитель. Какое вещество можно взять вместо угольной кислоты H2CO3?
Ученик. Можно взять растворимую соль (Na2CO3, K2CO3) этой кислоты.
Учитель. Попробуем экспериментальным путем ответить на вопрос задания 5 из контрольной работы (с ним справились лишь 2 ученика).

Демонстрационный опыт.

Учитель (демонстрирует растворы HCl, MgCl2 и KOH). Какие ионы содержат эти растворы?
Ученик. H+, Cl, Mg2+, Cl, K+, OH.
Учитель. Могут ли ионы Mg2+ и OH находиться в одном растворе? Сливаем растворы MgCl2 и KOH, в результате выпадает белый осадок. Какое вещество выпало в виде осадка? По таблице растворимости устанавливаем, что это Mg(OH)2. Какие ионы образовали осадок? Записываем ионное уравнение:

Mg2+ + 2OH = Mg(OH)2.

Аналогично проверяем экспериментально, могут ли ионы ОН и Н+ находиться в одном растворе, используя фенолфталеин. Записываем ионное уравнение:

Н+ + ОН = Н2О.

Сделаем вывод. Какие же ионы не могут находиться в одном растворе? Записываем в тетрадь: «Те ионы, которые взаимодействуют друг с другом с образованием малодиссоцирующего соединения: осадка (), газа () или воды 2О), не могут находиться в одном растворе».

4. Тренировочная работа по карточкам Т1 и Т2 (выполняется под руководством консультантов и учителя).

КАРТОЧКА Т1

Соедините линией формулу и соответствующее ей название вещества:

а) КСl сульфат калия
K24 оксид калия
КОН нитрат калия
К2О гидроксид калия
KNO3 хлорид калия
C
б) NO2 азотная кислота
HNO3 оксид азота(IV)
K34 гидроксид магния
Н34 фосфат калия
Mg(OH)2 фосфорная кислота
C
в) MgO нитрат меди(II)
Al(OH)3 серная кислота
H2SO4 оксид магния
Cu(NO3)2 гидроксид алюминия
SO2 оксид серы(IV)
C
г) NaOH фосфат магния
Н34 фосфорная кислота
AlCl3 хлорид алюминия
Mg3(PO4)2 сульфат цинка
ZnSO4 гидроксид натрия

 

КАРТОЧКА Т2

Используя таблицу растворимости, исправьте ошибки в формулах (индексы), коэффициенты в уравнениях, заряды ионов:

а)

Na2S + HCl = Na2Cl + HS,

2Na+ + S2– + H+ + Cl = Na2+ + HS + Cl,

S2– + H+ = HS;

б)

Mg(NO3)2 + NaOH = Na(NO3)2 + MgOH,

Mg+ + (NO3)2 + Na+ + OH+ = Na + (NO3)2 + MgOH,

Mg+ + OH = MgOH;

в) 2ZnSO4 + KOH = K(SO4)2 + 2ZnOH,

2Zn+ + 4SO + K+ + OH+ = K+ + 4SO2– + 2ZnOH,

2Zn+ + OH = 4SO2– + 2ZnOH.

5. Проверочная работа по дифференцированным индивидуальным заданиям
(карточки K*, К3, К4).

K* – работа для консультантов состоит из шести тестовых заданий с выбором ответа (оценивается
5 баллами).
Задания карточек К3 и К4 оцениваются двумя оценками: за сложность и за правильность выполнения, например: 3/5 («3» – за сложность, «5» – за правильность).

 

КАРТОЧКА К*

1. Какой электролит при диссоциации образует ионы ОН:

а) H2O; б) Zn(OH)2; в) NaOH?

Напишите уравнение его диссоциации.

2. При диссоциации какого электролита образуется наибольшее число ионов:

а) Na2CO3; б) FeCl3; в) Al2(SO4)3?

Составьте уравнение диссоциации этого электролита.

3. Какие ионы могут одновременно находиться в растворе:

а) Fe3+ и OH; б) Fe2+ и Cl; в) Fe3+ и NO3?

4. Какие ионы не могут одновременно находиться в растворе:

а) Ba2+ и Сl; б) Ba2+ и SO42–; в) Ba2+ и ОН?

Cоставьте краткое ионное и молекулярное уравнения реакций между этими ионами и соответствующими веществами.

5. В какой реакции выделяется газ? Допишите это ионное уравнение.

а) Са2+ + СО32– … ;
б) 2Н+ + СО32– … ;
в) Н + ОН … .

6. В каком случае реакция произойдет?

а) Нитрат цинка + сульфат натрия … ;
б) хлорид натрия + сульфат бария … ;
в) хлорид калия + нитрат алюминия … ;
г) хлорид кальция + нитрат серебра … .

Составьте молекулярное и ионное уравнения этой реакции.

 

КАРТОЧКА К3

ВАРИАНТ I

1. Запишите уравнения диссоциации электролитов (используя таблицу растворимости):

KOH ? + ?
ZnCl2 ? + ?
Н2SO4 ? + ?
Al(NO3)3 ? + ?
К3PO4 ? + ?

2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах.

а) AgNO3 + МgCl2 ? + ?
б) HCl + NaOH ? + ?

ВАРИАНТ II

1. Запишите уравнения диссоциации электролитов:

Н3PO4 ? + ?
Na3PO4 ? + ?
AgNO3 ? + ?
Zn(NO3)2 ? + ?
KOH ? + ?

2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах:

а) Ва(NO3)2 + H2SO4 ? + ?
б) КОН + НСl ? + ?

ВАРИАНТ III

1. Запишите уравнения диссоциации:

H2SO4 ? + ? HNO3 ? + ?
Al2(SO4)3 ? + ? NaOH ? + ?
Mg(NO3)2 ? + ?

2. Запишите уравнения реакций в молекулярном, полном и кратком ионных видах:

а) МgCl2 + КОН ? + ?
б) NаОН + НNО3 ? + ?

 

КАРТОЧКА К4

ВАРИАНТ I

1. Запишите в молекулярном и ионном видах уравнение реакции, происходящей при приливании раствора любой соли бария к любому раствору сульфата.
2. Допишите молекулярное уравнение и составьте к нему краткое ионное уравнение:

а) K3CO3 + HCl ? + ? + ?
б) H2SO4 + NaOH ? + ?

ВАРИАНТ II

1. Растворы каких электролитов можно взять, чтобы их взаимодействие соответствовало краткому ионному уравнению:

Сu2+ + 2ОH = Сu(ОН)2?

Запишите молекулярное и полное ионное уравнения этой реакции.
2. Допишите молекулярные уравнения реакций и составьте к ним краткие ионные уравнения:

а) МgО + НNО3 ? + ?
б) Na2CO3 + НСl ? + ? + ?

ВАРИАНТ III

1. Используя электролиты, получите осадок Аl(ОН)3.
Напишите уравнение реакции в молекулярном, полном и кратком ионных видах.
2. Допишите молекулярное уравнение реакции, составьте к нему краткое ионное уравнение:

а) К2СО3 + НNО3 ? + ? + ?
б) СuО + НСl ? + ?

ВАРИАНТ IV

1. Запишите в молекулярном и ионном видах уравнение реакции, происходящей при приливании раствора любой щелочи к раствору соли железа(III).
2. Допишите молекулярное уравнение реакции и составьте к нему краткое ионное уравнение:

а) Ва(ОН)2 + НСl ? + ?
а) Na2СО3 + НNО3 ? + ? + ?

* * *

Проведенный урок коррекции ЗУН дал положительный результат. С контрольным срезом не справился один человек (Б. Олеся). С ней и еще с тремя учениками пришлось проводить дополнительные консультации. Остальные учащиеся хорошо справились с работой на уроке и домашней работой над индивидуальными ошибками.
Уровень усвоения учебного материала по результатам контрольной работы составлял 84%, после урока коррекции – 94%.Средний балл успеваемости рассчитывали по формуле:

Х = Хi/M,

где Хi – оценки отдельных учащихся, Хi – сумма всех оценок, M – общее число учащихся в классе. По результатам контрольной работы средний балл составил 3,42, по результатам контрольного среза на уроке коррекции – 3,88.

ЛИТЕРАТУРА

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989;
Владер Ю.М. Как бороться с неуспеваемостью. Химия в школе, 2000, № 5;
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990;
Менчинская А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. Избранные психологические труды. М., 1989; Обучение химии в 7 классе. Под ред. А.С.Корощенко.
М.: Просвещение, 1988;
Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1981;
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: творческий центр «Сфера», 2000;
Фомин А.Е. Учебные ошибки и затруднения: как их преодолевать. Химия в школе, 2000, № 5;
Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988.

Л.В.КОВАЛЕНКО,
учитель химии средней школы № 1
(г. Бодайбо, Иркутская обл.)