Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №46/2004

УЧЕБНИКИ. ПОСОБИЯ

Российской методике обучения химии 260 лет

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ШКОЛЬНЫЙ
УЧЕБНИК ПО ХИМИИ

170 лет учебнику Германа Ивановича Гесса
«Основания чистой химии, сокращенные в пользу учебных заведений»
(1834–2004)

 

Не секрет, что такие наши школьные дисциплины, как химия и физика, начались в России с середины XVIII в. с легкой руки Михаила Васильевича Ломоносова. В Западной Европе осознанная история естественно-научных дисциплин к этому времени насчитывала уже десятки, а то и сотни лет. При этом, с одной стороны, практически все химики России прошли курс учебы или стажировки в европейских научных центрах (Фрейберг, Марбург, Гейдельберг [1] и др.), а с другой – многие видные европейские химики преподавали в российских университетах (И.Г.Леман, Э.Г.Лаксман, И.И.Георги, Ф.Ф.Рейсс [2]).
Все это вместе взятое позволило российским химикам, начиная с середины ХIХ в., встать в один ряд с блестящими коллегами из Германии, Англии, Франции. Не случайно в число ста лучших европейских химиков ХVIII–ХХ вв. вошли М.В.Ломоносов, А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, В.Ф.Оствальд, М.С.Цвет, Н.Н.Семенов [3].
Успех развития химической науки в значительной степени обеспечивается уровнем подготовки «собственных Невтонов», а это приводит нас к необходимости осмыслить роль учебников химии в подготовке научных кадров страны.

Первым российским естественно-научным учебником мы можем считать «Волфианскую физику» Ломоносова [4]. Чисто химические же учебники в ХVIII в., естественно, были переводные [5].
1808 г. навсегда вошел в историю методики обучения химии, когда А.И.Шерер (академик), преподававший в Горном кадетском корпусе, выпустил первый российский учебник по химии для высшей школы. Пусть читателя не смущает фраза на титульном листе: перевод Джунковского – Александр Иванович Шерер был российским подданным, который лучше владел немецким языком, чем русским.
Потом были оригинальные учебники Ф.И.Гизе [6], Н.П.Щеглова [7], которые также предназначались для университетов, хотя и использовались в гимназиях. Первым же собственно школьным учебником стал учебник Г.И.Гесса (Hess H.) (1802–1850) [8], созданный им на основе переработанного собственного институтского учебника [9, 10].
Обратимся непосредственно к истории создания этого учебника. «Пусть дьявол пишет учебники по химии, ибо все меняется через короткий срок», – сказал когда-то крупнейших европейский химик Йенс Якоб Берцелиус, и он, безусловно, знал, о чем говорил.

Г.И.Гесс (1802–1850)
Г.И.Гесс
(1802–1850)

Герман Иванович, создавая свой вузовский учебник [9, 10], отмечал, что химию изучать совершенно невозможно по одной весьма важной причине: «Недостаток сей состоит в хороших книгах, которых по части Химии нет поныне ни одной (курсив Гесса. – С.Т.) на Российском языке. И может ли сие быть иначе… Кто у нас берется писать руководства по Химии? – Лица, только читающие, но отнюдь не занимающиеся опытами и исследованиями, люди, которые нашлись бы в затруднении составить самый краткий прибор…» [9]. Далее он пишет: «Если кто хочет писать руководство к Химии, то должен прежде всего узнать подробно, в чем нуждается учащийся. У нас, где господствует столь ощутительный недостаток в людях, умеющих производить опыты, самое полное изложение науки недостаточно, если не показано в оном подробно, как всякий опыт производится и какие предосторожности должно соблюдать, для достижения желаемой цели. Одним словом, необходимо соединить науку с практикою, а для чего одного чтения недостаточно!» [9].
Не правда ли, звучит весьма поучительно для тех, кто пишет современные учебники?

Горный кадетский корпус в Петербурге
Горный кадетский корпус в Петербурге

В те годы не существовало никаких методик обучения, но некоторые авторы делились своими методическими соображениями прямо на страницах учебников. К их числу относился и Гесс: «Та метода учения должна почитаться лучшею, успех коей менее прочих зависит от личности преподавателя… Я не читаю там (имеется в виду Горный кадетский корпус. – С.Т.) лекций, но заставляю учащихся пройти назначенный им предмет по книге. В следующее собрание обращаюсь к ним с вопросами о пройденных ими статьях и объясняю их приличными опытами. Таким образом, учащиеся бывают в необходимости давать себе отчет обо всем предмете и приобретают чрез то основательные познания» [см. 8].
Перед тем как мы кратко рассмотрим содержание первого школьного учебника, обратим внимание и на такую интересную методическую деталь, как работу автора над совершенствованием своей книги. Гесс существенно сокращает объем книги, предназначенной для школы, по сравнению с вузовским вариантом, а во втором издании еще раз уменьшает объем [см. 8, 11]:

Год издания Объем книги
1831–1832 (учебники [9, 10]) 1090 c. + 4 табл.
1834 [(учебник [8]) 584 c. + 6 табл.
1835 [(учебник [11]) 462 c.

Кроме того, шесть таблиц с рисунками, размещенные в 1-м издании в конце книги, во 2-м издании он переносит непосредственно в текст, что делает учебник более удобным в работе.
Обратимся теперь к содержанию учебника по химии Гесса [см. 8].
В предисловии Герман Иванович обращается к учителю, подчеркивая важность содержания учебного предмета: «Пространное руководство всякой науки представляет большие неудобства для начинающих. Важнейшие между ними суть те, что учащийся теряет общую связь, что он не в состоянии обозреть пройденного… профессор с кафедры или утомляет слушателей диктовкою, или старается привлечь их внимание красноречивым изложением предмета…» [см. 8, с. 1].
Вводная часть учебника (с. 1–19) включает в себя сведения о химическом сродстве, об атоме, об употреблении знаков и формул, об уравнениях, о кислотах и щелочах, о разложении тел действием гальванического столба, о телах электроотрицательных и электроположительных, о щелочах и кислотах, об уравнениях. Например, серная кислота записывается так:

SO3 = S + 3O = S + O + O + O;

«уничтожение противных свойств кислот и щелочей между собой называется в Химии уравнением (курсив Гесса. – С.Т.)... уравнять жидкость, значит довести ее до той степени, при которой она уже не имеет более свойств ни кислоты, ни щелочи».
Затем по главам рассматриваются химические элементы и обязательно применение веществ: курс химии «должно ограничить выбором предметов, служащих основанием важнейших положений науки, и предметов, важных по техническому их приложению». Вот темы, которые, по мнению Гесса, должен знать школьник: кислород, водород, азот, углерод, фосфор, сера, селен, хлор, бром, йод, фтор, бор, кремний, потассий, натрий, литий, барий, стронций, кальций, магний, глиний, марганец, никель, кобальт, железо (с выплавкой чугуна и стали), цинк, кадмий, свинец, олово, висмут, медь, ртуть, серебро, осмий, иридий, палладий, родий, платина, золото, титан, теллур, сурьма, хром, мышьяк. В этом блоке (главы I–XLIV) вводится также материал о металлах вообще, о различных солях, даются общие замечания о рассмотренных темах; о пропорциях, в которых тела соединяются; об определении веса атомов простых тел, об исомерных (изомерных) и иновидных телах.
Каждая глава о химическом элементе построена следующим образом (на примере главы «Водород» (с. 32–46)).
Заголовок: Добывание.
В тексте – ссылки на рисунки, которые вынесены в таблицы в конце книги (во 2-м издании рисунки даны прямо в тексте).

Далее рассматриваются физические и химические свойства (заголовков нет), в том числе химическая гармоника: «Если над сим пламенем (горящего водорода. – С.Т.), когда оно до некоторой степени уменьшится, держать стеклянную трубку в 1 дюйм диаметра и в 2 фута длины, с обоих сторон открытую, то при некотором понижении трубки слышен звук часто весьма неприятный, хотя его и называют химической гармоникой. Звук происходит от небольших вспышек водорода с кислородом, весьма скоро одна за другой следующих… Трубка может быть деревянная, бумажная, стеклянная, металлическая, и ее можно держать за разные места, не изменяя при том звука, в доказательство, что не сотрясение трубки, а сотрясение заключающегося в ней столба воздуха производит сие явление» (с. 35–36). Вот что написано про наполнение гремучим воздухом мыльных пузырей: «Если гремучего воздуха (2 объема водорода и 1 объем кислорода) пропустить через трубку в мыльную воду, покрывающую тарелку тонким слоем, то образуются пузыри, которые от прикосновения пламени сгорают с сильным треском» (с. 36).
После этого рассматриваются различные соединения данного элемента:

В подразделе «Общие замечания» Гесс дает определение изомеров на примере синеродистой и гремучей кислот: «Тела, имеющие одинаковый состав и одинаковый вес атома, но различные свойства, называются исомерными» (с. 97).
Последний раздел учебника посвящен органическим телам (термин «органическая химия» Гесс вводит уже во 2-м издании): органические начала, размещение органических тел, о составе органических тел вообще. Далее главы I–ХХI посвящены конкретным органическим веществам. Среди них: древесина, крахмал, камедь, сахар, клейковина, белковина, воск, масла, камфен, бензоил, смолы, дубильные вещества, растительные кислоты, растительные соляные основания (т.е. морфин, хинин), растительные кислоты, коих основания неизвестны (это уксуcная, яблочная, лимонная кислоты), каучук, о спиртовом брожении, эфиры, об образовании мыльных составов, об обугливании органических тел (о древесном спирте, о парафине, об эвтионе (нефти. – С.Т.)).
Из краткого обзора становится понятно, что академик Герман Иванович Гесс (учебник для учебных заведений вышел в год, когда он стал ординарным академиком) создал подробнейший курс химии, рассчитанный на получение полного среднего образования и включивший в себя современные научные данные по всем разделам курса. Во 2-м издании он существенно сократил текст, при этом ввел несколько новых разделов. Такой подход может стать для современных авторов образцом отношения к работе.
«Решившись издать Химию, я вполне чувствую трудность сего предприятия, но признаюсь, что меня завлекает мысль оказать России истинную услугу!» – пишет Герман Иванович [см. 9]. Обратите внимание: ни себе, ни коллегам, ни ученикам, но России (!). «Цель моя состояла в том, чтобы, раскрывая пред глазами учащихся тесную связь между теориею и применением, возбудить в них уважение и любовь к науке» [см. 1].
Гесс после 1835 г. не возвращался к этой версии своего вузовского учебника. Прежде всего это было связано с тем, что естествознание (кроме физики) не было популярно в России в этот период времени. Химия так и не стала в 30–60-е гг. ХIХ в. обязательным учебным предметом в гимназиях. В 1841 г.
вышел в свет неплохой учебник по химии Н.Т.Щеглова, предназначенный исключительно для кадетских корпусов [12]. С 1868 г. гимназический курс химии умещается на полусотне страниц учебника К.Д.Краевича (прекрасного, но учебника по физике) [13]. Правда, желающие могли использовать «Основы химии» Д.И.Менделеева, но время для изучения такого учебника не предусматривалось. В 1886 г. появился оригинальный «Начальный учебник химии» Н.С.Дрентельна [14], а в 1888 г. выходит необычно построенный «Методический учебник химии» Н.П.Нечаева [15]. В начале ХХ в. вышли учебники Г.М.Григорьева (1907), С.И.Созонова и В.Н.Верховского (1911). Вообще, конец ХIX – начало ХХ в. – время весьма добротных учебников по химии, начало которым положил российский ученый и педагог Герман Иванович Гесс.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленин К.Н., Ноздрачев А. Вы бывали ль, принцесса, хоть раз в Гейдельберге… Нева, 2003, № 1, с. 179–195.
2. Соловьев Ю.И. История химии в России. М., 1985, 415 с.
3. Chemistry in Britain, 2000, № 1.
4. Ломоносов М.В. Волфианская експериментальная физика… СПб., 1746.
5. Эркслебен И.Х. Начальные основания химии. Пер. Н.Н.Соколова. СПб., 1788; Макер П.Ж. Начальные основания умозрительной химии. Пер. К.Флоринского. СПб., 1774,
т. 1–2; Фуркуа А. Химическая философия или основные истины новейшей химии по новому образцу расположенные. Пер. И.Книгин, И.Каменский. Владимир, 1799.
6. Гизе Ф.И. Всеобщая химия для учащих и учащихся. Харьков, 1813–1817, ч. 1–5.
7. Щеглов Н.П. Начальные основания химии. Указатель открытий по физике, химии, естественной истории и технологии. СПб., 1830, т. 7, ч. 2, 731 с.
8. Гесс Г.И. Основания чистой химии, сокращенные в пользу учебных заведений. СПб., 1834, 575 с.
9. Гесс Г.И. Основания чистой химии. СПб., 1831, ч. 1, 431 с.
10. Гесс Г.И. Основания чистой химии. СПб., 1832, ч. 2, 622 с.
11. Гесс Г.И. Основания чистой химии, сокращенные в пользу учебных заведений. СПб., 1835, 446 с.
12. Щеглов Н.Т. Химия. СПб., 1841, 479 с.
13. Краевич К.Д. Учебник физики для средних учебных заведений. СПб., 1868, 543 с.
14. Дрентельн Н.С. Начальный учебник химии. СПб., 1888, 228 с.
15. Нечаев Н.П., Лавров Н.И. Методический учебник химии. М., 1888, 270 с.

С.В.ТЕЛЕШОВ

Рейтинг@Mail.ru