Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №38/2004

Я ИДУ НА УРОК

ПОЛУЧЕНИЕ МЕДНОГО КУПОРОСА:
Реакция обмена между оксидом меди(II)
и серной кислотой

Практическое занятие 8 класс

Цели. Провести реакцию обмена между оксидом меди(II) и серной кислотой, получить кристаллы медного купороса; закрепить на практике умения правильно обращаться с лабораторным оборудованием, включая обращение с нагревательными приборами; воспитывать у учащихся аккуратность при оформлении работы, бережное отношение к школьному имуществу; развивать самостоятельность, творческую активность, а также логическое мышление, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование и реактивы. Схема 1 «Общий вид реакции обмена», схема 2 «Человек–мышка» (примеры реакций обмена), схема 3 «Кристаллы медного купороса», спиртовки, спички, пробиркодержатели, пробирки, штативы для пробирок, стеклянные (аптечные) лопаточки, микроскопы, предметные стекла, стеклянные палочки или пипетки, инструктивные карточки; оксид меди(II), 10%-й раствор серной кислоты.

ХОД УРОКА

Организационный момент.
Сообщение учителем темы, целей и задач урока.
Повторение – мать учения.
Работа со схемами 1, 2. Повторение пройденного материала о реакциях обмена.

Учитель.

Прежде чем приступить к уроку, заранее
Приготовила я сегодня для вас задания.
Посмотрите внимательно на схемы один и два –
С реакциями обмена вы знакомы едва-едва...
Прошу вас: формулами вопросы замените,
Определение вспомнив, примеры приведите.

Схема 1

Общий вид реакции обмена

Учащиеся должны вспомнить определение реакции обмена и привести примеры уравнений химических реакций согласно схеме 2. Например:

HCl + NaOH = NaCl + Н2О.

Схема 2

Человек–мышка
(примеры реакций обмена)

После этого учитель подводит итог по данному этапу урока.

Учитель.

Да, два сложных вещества в реакцию вступают,
В ходе которой свои составные части меняют.
Вот такой процесс взаимозамены
И называется реакцией обмена.

Инструктаж по технике безопасности.
Исполняется под гитару на мотив песни из кинофильма «Свадьба с приданым» – «Хвастать, милая, не стану…».

1-й ученик.

Много говорить не буду,
Но хочу предостеречь:
При работе с кислотою
Нужно глазоньки беречь.
Если попадет на кожу,
То быстрей смывай водой.
Эти правила простые
Должен знать из вас любой.

2-й ученик.

При реакции обмена
Из оксида, кислоты
Мы получим сульфат меди
Плюс немножечко воды.
В руки брать веществ не нужно
(Ведь сульфат, знай, ядовит),
Избежать чтоб отравленья
И здоровью не вредить.

Практическая работа «Получение медного купороса»

Инструкция
(на карточке)

1. В сухую пробирку поместите одну стеклянную (аптечную) лопаточку оксида меди(II).
2. Прилейте к нему 10 капель раствора серной кислоты.
3. Смесь подогрейте в течение 15–30 с, не доводя до кипения (для этого периодически отстраняйте спиртовку или вынимайте пробирку из пламени).
4. Дайте полученной горячей смеси отстояться.
5. Осторожно слейте раствор в чистую пробирку.
6. Одну каплю горячего раствора поместите на предметное стекло. (При остывании из раствора сульфата меди(II) выпадают кристаллы медного купороса.)
7. Полученные кристаллы рассмотрите под микроскопом.
8. Зарисуйте кристаллы медного купороса.
9. Оформите результаты работы и наблюдения в виде таблицы.

Оформление результатов практической работы в тетрадях.

Таблица

Отчет по практической работе
«Получение медного купороса»

Название опыта Исходные вещества Условия задачи Признаки реакции Уравнение реакции Выводы
           

Подведение итогов урока.

Схема 3

Кристаллы медного купороса
(CuSO45H2O)

Учитель.

Сейчас прозвенит долгожданный звонок.
Увы, но к концу подошел наш урок.
Прошу, уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.
Поставьте на место свои реактивы,
Пробирки же все уберите в штативы.
Сгоревшие спички и мусор – в ведро.
И чтоб кабинет после вас – на все 100.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеясь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!

И.П.ФИЛИНОВА,
учитель химии и экологии
школы № 172
(пос. Архара, Амурская обл.)