Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №34/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Проблемное обучение
на уроках химии

По способам организации учебного процесса обучение может быть традиционным (информационным, сообщающим) и включающим активные формы и методы познания.
В современном образовании наряду с традиционным обучением сформировались и другие направления:
· проблемное обучение;
· программированное обучение;
· обучение, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий;
· алгоритмизированное обучение;
· проектное обучение и др.
Современное обучение – это многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Это позволяет использовать преимущества того или иного направления для каждой ситуации обучения сообразно с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями как обучающихся, так и педагога.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие творческих способностей.
Проблемное обучение включает несколько этапов:
· осознание проблемной ситуации;
· формулировка проблемы на основе анализа ситуации;
· решение проблемы;
· проверка решения.
Создание учебной проблемной ситуации – это форма предъявления ученику учебной задачи. Вся учебная деятельность может заключаться в планомерном и последовательном выстраивании учителем проблемных ситуаций и их разрешении учениками посредством учебных действий.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности учащихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения, направленный на развитие познавательных и творческих способностей и овладение способами самостоятельной деятельности.
Проблемное обучение может быть разного уровня в зависимости от деятельности педагога и учащихся (табл.).

Таблица

Уровень Kоличество звеньев, сохраняемых
за учителем
Kоличество звеньев,
передаваемых
ученику
Что делает
учитель
Что делает
ученик
0 3 0 Ставит проблему,
формулирует ее,
решает проблему
Запоминает
решение
проблемы
1 2 1 Ставит проблему,
формулирует ее
Решает
проблему
2 1 2 Ставит проблему Формулирует проблему,
решает проблему
3 0 3 Проводит общую
организацию, контроль
и умелое руководство
Осознает проблему, формулирует ее,
решает проблему

Для реализации проблемной технологии необходимы:

отбор самых актуальных, сущностных задач;
определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
построение оптимальной системы проблемного обучения;
создание методических пособий;
подбор средств обучения;
личностный подход учителя, способный вызвать и направлять активную познавательную деятельность ученика.

Методические рекомендации к разработке и проведению проблемного урока

Назначение проблемного урока

· Приобретение ЗУН.
· Активизация и развитие мыслительных действий (анализ, синтез, аналогии, сравнение, обобщение и т. д.).
· Развитие креативности (творческого начала).
· Выход на проектную, исследовательскую деятельность.
Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой может лежать:
· несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям;
· несоответствие имеющихся знаний и новых фактов;
· столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора;
· прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат;
· недостаток (недоступность) информации.

Методы решения проблемной ситуации

· Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование.
· Проектирование.

Средства решения проблемной ситуации (проблемы)

· Эксперимент.
· Работа с информацией (текстовой, визуальной и др.).
· Наблюдение.
· Моделирование.

Формы работы учащихся

· Беседа (эвристическая, дискуссия, диспут и т. д.).
· Лекция.
· Экскурсия.
· Лабораторный опыт.
· Теоретическая работа в группе.

Этапы урока

1. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
2. Выдвижение гипотез и их запись на доске.
3. Исследование (теоретическое, практическое).
4. Обмен информацией (при работе в группах). Представление работы.
5. Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез).
6. Подведение итогов урока. Вариант(ы) решения проблемы.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.

ЛИТЕРАТУРА

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащегося. М., 1998;
Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2001;
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975;
Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

(Разработано коллективом учителей НОУ ЭШЛ.)

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии НОУ ЭШЛ
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru