Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №28/2004

ОЛИМПИАДЫ. ТЕСТЫ

Контрольные тесты

8 класс

Продолжение. Начало см. в № 41, 46/2003;
7, 17/2004

Тема
«Основные классы неорганических веществ.
Типы химических реакций»

Продвижение ученика в усвоении темы

Основные вопросы
темы
Где смотреть вопросы
темы
Kак оцениваю свои Kак улучшить свои
теоретические практические теоретические практические знания умения знания умения
Kислоты в природе   С. 147 Упр. 3,
с. 152
       
Индикаторы Распознавание кислот и щелочей индикаторами С. 147, 148, 156, 157 С. 148, 157        
Два определения кислот   С. 148;
тетрадь
         
Состав кислот Распознавание кислот по формулам С. 148, 149 Таблица,
с. 149;
упр. 7,
с. 152
       
Формулы кислот Написание формул кислот Таблица,
с. 149
Таблица,
с. 149
       
Названия кислот Знание названий кислот Таблица,
с. 149
Таблица,
с. 149
       
Kислотный остаток Выделение кислотных остатков в формуле Таблица,
с. 149
Таблица,
с. 149
       
Валентность кислотных остатков Определение валентности кислотных остатков Таблица,
с. 149
Таблица,
с. 149
       
Две классификации кислот Kлассификация кислот С. 150, 151 С. 150, 151        
Основность кислот Определение основности кислоты по формуле С. 151 С. 151        
Получение кислот* Написание уравнений соответствующих реакций* С. 150* С. 150*        
Химические свойства кислот: – изменение окраски индикаторов; – взаимодействие с металлами; – взаимодействие с оксидами металлов; – взаимодействие с основаниями Написание уравнений соответствующих реакций; умение пользоваться рядом активности металлов для прогнозирования возможности реакций и проводить эти реакции С. 151;
записи в тетради
С. 151;
записи в тетради;
упр. 9,
с. 152;
лабораторные опыты
8–10
       
Соли, определение Составление формул и названий солей С. 149, 153 С. 153        
Kислые и средние соли Распознавание кислых и средних солей по формулам* С. 154 С. 154*        
Получение кислых и средних солей* Условия реакций получения этих солей* С. 154* С. 154*        
Основания, определение Распознавание оснований по формулам С. 156 С. 156        
Kлассификация оснований Использование таблицы растворимости С. 156; тетрадь С. 156; таблица растворимости        
Щелочи Нахождение их в таблице растворимости С. 156 С. 156; таблица растворимости        
Гидроксильная группа Выделение данной группы в формуле вещества С. 142 С. 142;
упр. 1,
с. 159
       
Химические свойства оснований: – изменение окраски индикаторов; – взаимодействие с кислотными оксидами;– взаимодействие с кислотами; – разложение при нагревании Умение писать уравнения соответствующих реакций, различать свойства щелочей и нерастворимых оснований, проделывать соответствующие химические реакции С. 157, 158; записи в тетради С. 157, 158;
упр. 7, 8,
с. 160;
лабораторные
опыты 11–13;
записи в тетради
       
Реакция нейтрализации Умение отличать ее от других реакций С. 160, 161 Упр. 3–5,
с. 161, 162;
лабораторный опыт 14
       
Получение щелочей Знание двух способов получения щелочей С. 141–143 Упр. 5, с. 159;
упр. 1, 2,
с. 145
       
Kлассификация неорганических веществ Умение определять принадлежность веществ к определенному классу С. 162, 163; записи в тетради Упр. 7,
с. 164, 165
       
Генетическая связь между различными классами веществ: элемент – оксид – гидроксид Умение составлять соответствующий генетический ряд, писать реакции, отражающие данную генетическую связь С. 162, 163 Упр. 3, 6,
с. 164
       
Взаимодействия веществ различных генетических рядов Умение писать уравнения, характеризующие взаимодействия веществ разных генетических рядов С. 162, 163 Упр. 2, 4, 5,
с. 164
       

Итоговая оценка: ... .

Примечание. Перечень основных вопросов темы, ссылки на источник информации – по учебнику «Химия-8» Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина (М.: Дрофа, 1997). Помеченное звездочкой необязательно для изучения.

Перечень теоретических вопросов

1. Лимонная, яблочная, щавелевая, муравьиная, молочная, уксусная, соляная – это ... .

2. Кислоты – это ... .

3. Соотнесите формулы и названия кислот:

а) серная;
б) cоляная;
в) фосфорная;
г) азотная;
д) сероводородная;
е) угольная;
ж) плавиковая;
з) сернистая;
и) кремниевая;
к) бромоводородная;
л) йодоводородная.
а) H2SO3;
б) HNO3;
в) H2SO4;
г) H2S;
д) H3PO4;
е) H2SiO3;
ж) H2CO3;
з) HCl;
и) HI;
к) HF;
л) HВr.

4. Кислотный остаток – это ... ;
валентность кислотного остатка равна числу атомов ... в кислоте.

5. Кислоты можно классифицировать по наличию или отсутствию атомов кислорода в их составе на ... и ... , по числу атомов водорода на ... .

6. Кислоты изменяют окраску лакмуса с ... на ... , метилового оранжевого с ... на ... ;
взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов ... водорода, оксидами (всех, некоторых) металлов, гидроксидами (всех, некоторых) металлов.

7. При взаимодействии кислот с активными металлами получаются ... и ... .

8. При взаимодействии кислот с основными оксидами получаются ... и ... .

9. При взаимодействии кислот с основаниями получаются ... и ... . Эта реакция называется
реакцией ... .

10*. Бескислородные кислоты получаются при взаимодействии ... при определенных условиях.

11*. Кислородсодержащие кислоты получаются при взаимодействии ... с водой при определенных условиях.

12. ...  – сложные вещества, состоящие из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп. Число гидроксильных групп зависит от ... металла.

13. Группа атомов ОН называется ... , ее валентность равна 1.

14. По отношению к воде основания делятся на две группы. ... основания называются щелочами. Щелочи – гидроксиды металлов, находящихся в периодической системе в ... и ... группах.

15. Все основания взаимодействуют с ... . При этом получаются соль и вода. Это реакция ... .

16. Щелочи изменяют окраску фенолфталеина с ... на ... ; взаимодействуют с ... оксидами с образованием ... и ... .

17. Лакмус, метиловый оранжевый и фенолфталеин – это ... , специальные вещества-красители.

18. При нагревании нерастворимые основания разлагаются на соответствующий ... металла и ... .

19. Щелочи получаются при взаимодействии воды с ... или ... ; нерастворимые основания получают косвенным путем.

20. Соли – это сложные вещества, состоящие из ... . Это продукты замещения атомов водорода в кислоте на атомы металла.

21. Название соли складывается из ... .

22. Многоосновные кислоты могут образовывать ... и ... соли. ... соли содержат в своем составе атомы водорода; в их названии присутствует частица «...».

23. Реакция соединения – реакция, когда из ... веществ образуется ... (количество) ... (состав) вещество. Они в основном ... (по тепловому эффекту реакции).

24. Реакция разложения – реакция, когда из ... (количество) ... (состав) вещества образуется ...
(количество) веществ. Они в основном ... (по тепловому эффекту реакции).

25. Реакция замещения – реакция между ... и ... веществами (состав), при этом образуются новые ...
и ... вещества (состав).

26. Реакция обмена – реакция между ... и ... веществами (состав), при этом образуются новые ... и
... вещества (состав).

Подготовка к зачету
(2 урока)

1. Выберите формулу кислоты:

а) CuSO4;
б) КH;
в) H3PO4;
г) NaOH.

2. Выберите формулу щелочи:

а) Сu(OH)2;
б) KOH;
в) HNO3;
г) LiCl.

3. Выберите формулу соли:

а) Mg3(PO4)2;
б) H2O;
в) Al(OH)3;
г) H2SiO3.

4. Отличить раствор КОН от раствора HNO3 и от воды можно с помощью индикатора. В растворе KOH:

а) лакмус покраснеет;
б) метиловый оранжевый посинеет;
в) метиловый оранжевый покраснеет;
г) фенолфталеин станет малиновым.

5. Раствор Н2SO4 будет взаимодействовать с:

а) O2;
б) Ag;
в) Ni;
г) Cu.

6. Продукты взаимодействия фосфорной кислоты и оксида меди(II):

а) CuPO4 + H2;
б) Cu3(PO4)2 + H2;
в) Cu3(PO4)2 + H2O;
г) они не взаимодействуют, т.к. медь стоит в ряду напряжения металлов после водорода.

7. Выберите верно записанное уравнение реакции:

а) НNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O;
б) H2SO4 + Fe(OH)3 = FeSO4 + H2O;
в) H2SiO3 + NaOH = Na2SiO3 + H2O;
г) H2SO4 + Zn(OH)2 = ZnSO4 + H2O.

8. Формула карбоната железа(III):

а) Na2CO3;
б) FeSO4;
в) Fe2(CO3)3;
г) FeCO3.

9. Соль растворима:

а) Zn3(PO4)2;
б) Ag2CO3;
в) MgSiO3;
г) Na2SiO3.

10. Изменяет окраску индикатора:

а) Cu(OH)2;
б) KOH;
в) Fe(OH)3;
г) Ni(OH)2.

11. Взаимодействует с кислотным оксидом:

а) Cu(OH)2;
б) KOH;
в) Fe(OH)3;
г) Ni(OH)2.

12. Правильно записано уравнение реакции:

а) NaOH + SO2 = Na2SO2 + H2O;
б) NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O;
в) 2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O;
г) 2NaOH + SO2 = Na2SO4 + H2O.

13. Является реакцией нейтрализации:

а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
б) 2KOH + H2SiO3 = K2SiO3 + 2H2O;
в) CaO + H2O = Ca(OH)2;
г) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2.

14. Генетический ряд металла и реактивы указаны верно:

а) Na NaOH Na2O; O2, H2O;
б) Cu CuO Cu(OH)2; O2, H2O;
в) Zn Zn(OH)2 ZnO; O2, H2O;
г) K K2O KOH; O2, H2O.

15. Какие вещества будут взаимодействовать друг с другом?

а) Na и SO3;
б) Cu(OH)2 и N2O5;
в) CaO и CO2;
г) HCl и Au.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

16. Классифицируйте вещества: Са, NaOH, H2O, Cu(NO3)2, S, N2, P2O5, NaHSO4, Al2O3, Au, HCl,
Fe(OH)3, MgO, HNO3, SO2, BaO, CaCl2, хлорид натрия, оксид марганца, гидроксид лития, фосфор, углекислый газ, водород, кремниевая кислота, дигидрофосфат натрия.

17. Допишите возможные уравнения реакций:

HCl + Al = ... ,
H2SO4 + Hg = ... ,
H2SO4 + Al2O3 = ... ,
H2SO4 + Fe(OH)3 = ... ,
SiO3 + H2O = ... ,
SO3 + H2O = ... ,
Hg + H2O = ... ,
Li + H2O = ... ,
Na2O + H2O = ... ,
Pb + H2O = ... ,
KOH + N2O5 = ... ,
Cu(OH)2 + N2O5 = ... ,
KOH + HNO3 = ... ,
Cu(OH)2 + HNO3 = ... ,
NaOH = ... ,
Cu(OH)2 = ... .

18. Решите цепочку превращений:

Li Li2O LiOH Li3PO4.

19. Даны вещества: Na2SO3, S, Na2O, NaOH, SO2, Na, H2SO3. Составьте цепочки генетических связей для металла и неметалла. Напишите уравнения соответствующих реакций. Напишите уравнения реакций между веществами разных генетических рядов.

20. Напишите два уравнения реакций получения гидроксида натрия.

21. Напишите четыре уравнения реакций получения сульфида натрия.

Задания зачета 5

Вариант 1

1. Выберите формулу бескислородной кислоты:

а) НCl;
б) КH;
в) H3PO4;
г) NaOH.

2. Отличить раствор H2SO4 от раствора NaOH и от воды можно с помощью индикатора. В растворе H2SO4:

а) лакмус посинеет;
б) метиловый оранжевый посинеет;
в) метиловый оранжевый покраснеет;
г) фенолфталеин станет малиновым.

3. Раствор Н3PO4 будет взаимодействовать с:

а) NaCl;
б) Ag;
в) Ni;
г) Cu.

4. Продукты взаимодействия фосфорной кислоты и оксида кальция:

а) CаНPO4 + H2;
б) Cа3(PO4)2 + H2;
в) Cа3(PO4)2 + H2O;
г) они не взаимодействуют.

5. Выберите верно записанное уравнение реакции:

а) НNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O;
б) H2SO4 + Fe(OH)3 = FeSO4 + H2O;
в) H2SiO3 + NaOH = Na2SiO3 + H2O;
г) H2SO4 + Zn(OH)2 = ZnSO4 + H2O.

6. Формула силиката железа(III):

а) Na2SiO3;
б) FeSO4;
в) Fe2(SiO3)3;
г) FeSiO3.

7. Соль растворима:

а) Zn3(PO4)2;
б) Ag2CO3;
в) MgSiO3;
г) Na2SiO3.

8. Изменяет окраску индикатора:

а) Cu(OH)2;
б) KOH;
в) Fe(OH)3;
г) Ni(OH)2.

9. Взаимодействует с кислотным оксидом:

а) Cu(OH)2;
б) KOH;
в) Fe(OH)3;
г) Ni(OH)2.

10. Является реакцией нейтрализации:

а) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
б) 2KOH + H2SiO3 = K2SiO3 + 2H2O;
в) CaO + H2O = Ca(OH)2;
г) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2.

11. Генетический ряд металла и реактивы указаны верно:

а) Na NaOH Na2O; O2; H2O ;
б) Cu CuO Cu(OH)2; O2,H2O;
в) Zn Zn(OH)2 ZnO; O2, H2O;
г) K K2O KOH; O2, H2O.

12. Выберите уравнение реакции соединения:

а) 2NaOH + SO2 = Na2SO3 + H2O;
б) Сu(OH)2 = СuO + H2O;
в) 2NaOH + Н2SO4 = Na2SO4 + 2H2O;
г) СаO + СO2 = СаСO3.

13. Какие вещества будут взаимодействовать друг с другом?

а) Na и SO3;
б) Cu(OH)2 и N2O5;
в) CaO и CO2;
г) HCl и Au.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

14. Классифицируйте вещества: Са, NaOH, H2O, S, P2O5, NaHSO4, хлорид натрия, оксид марганца, серная кислота, водород.

15. Допишите возможные уравнения реакций, укажите их тип:

H2SO4 + Al2O3 = ... ,
H2SO4 + Fe(OH)3 = ... ,
Hg + H2O = ... ,
Li + H2O = ... ,
Na2O + H2O = ... ,
NaOH = ... ,
KOH + HNO3 = ... ,
Cu(OH)2 + HNO3 = ... .

16. Решите цепочку превращений:

Li Li2O LiOH Li3PO4.

17. Даны вещества: Na2SO3, S, Na2O, NaOH, SO2, Na, H2SO3. Составьте цепочки генетических связей для металла и неметалла. Напишите уравнения соответствующих реакций. Напишите уравнения реакций между веществами разных генетических рядов.

18. Напишите два уравнения реакций получения гидроксида натрия.

Вариант 2

1. Выберите формулу соли:

а) НClО4;
б) КОH;
в) Na3PO4;
г) HOH.

2. Распознать растворы HNO3 и КОН можно с помощью:

а) лакмуса, он покраснеет в КОН;
б) метилового оранжевого, он посинеет в HNO3;
в) фенолфталеина, он станет малиновым в КОН;
г) метилового оранжевого, он покраснеет в HNO3.

3. Раствор КОН будет взаимодействовать с:

а) NaCl;
б) Ag;
в) Н2О;
г) CО2.

4. Продукты взаимодействия фосфорной кислоты и гидроксида кальция:

а) CаНPO4 + H2;
б) Cа3(PO4)2 + H2;
в) Cа3(PO4)2 + H2O;
г) они не взаимодействуют.

5. Выберите верно записанное уравнение реакции:

а) НСl + NaOH = NaСl + H2O;
б) H2SO4 + Fe(OH)3 = FeSO4 + H2O;
в) H2SiO3 + 2КOH = К2SiO3 + H2O;
г) H2SO4 + Са(OH)2 = СаSO4 + H2O.

6. Формула фосфата меди(II):

а) Сu2(PO4)3;
б) Cu3(PO4)2;
в) CuSiO3;
г) Cu3P2.

7. Соль нерастворима:

а) Zn3(PO4)2;
б) AgNO3;
в) K2SiO3;
г) Na2SiO3.

8. Не изменяет окраску индикатора:

а) Cа(OH)2;
б) KOH;
в) Fe(OH)3;
г) NаOH.

9. Взаимодействует с основным оксидом:

а) Cu(OH)2;
б) Н2SO4;
в) FeCl3;
г) Ni(OH)2.

10. Является реакцией нейтрализации:

а) Fe + 2HCl = FeCl2 + H2;
б) K2O + H2SiO3 = K2SiO3 + H2O;
в) Ca(OH)2 + H2SO4 = CaSO4 + 2Н2О;
г) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2.

11. Генетический ряд неметалла и реактивы указаны верно:

а) С Н2СО3 СO; O2, H2O;
б) C CO2 H2CO3; O2, H2O;
в) N2 N2O NO; O2, H2O;
г) P P2O5 P; O2, H2O.

12. Выберите уравнение реакции обмена:

а) 2KOH + Н2SO3 = K2SO3 + 2H2O;
б) 4K + O2 = 2K2O;
в) 2К + Н2SO4 = К2SO4 + H2;
г) 2K + S = K2S.

13. Какие вещества будут взаимодействовать друг с другом?

а) Na и S;
б) Zn(OH)2 и P2O5;
в) Ca и CO2;
г) HCl и Ag.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

14. Классифицируйте вещества: Al2O3, Au, HCl, Fe(OH)2, HNO3, SO3, BaF2, силикат лития, фосфор, хлороводород, гидрофосфат натрия.

15. Допишите возможные уравнения реакций, укажите их тип:

HCl + Ag = ... ,
H2SO4 + Fe2O3 = ... ,
SO3 + H2O = ... ,
Na + H2O = ... ,
Li2O + H2O = ... ,
Ni + H2O = ... ,
Ba(OH)2 + HNO3 = ... ,
Ca(OH)2 + HNO3 = ... .

16. Решите цепочку превращений:

K K2O KOH K3PO4.

17. Даны вещества: Li2SO3, C, Li2O, LiOH, CO2, Li, H2CO3. Составьте цепочки генетической связи для металла и неметалла. Напишите уравнения соответствующих реакций. Напишите уравнения реакций между веществами разных генетических рядов.

18. Напишите два уравнения реакции получения гидроксида калия.

Вариант 3

1. Выберите формулу щелочи:

а) НCl;
б) Zn(OH)2;
в) AlPO4;
г) NaOH.

2. Cиний лакмус станет красным в растворе:

а) Н2О;
б) КОН;
в) NaCl;
г) H2SO4.

3. Раствор HCl будет взаимодействовать с:

а) NaCl;
б) Ag2O;
в) Hg;
г) HNO3.

4. Продукты взаимодействия азотной кислоты и оксида калия:

а) KNO3 + H2;
б) Cа(NO3)2 + H2;
в) КNO3 + H2O;
г) они не взаимодействуют.

5. Выберите верно записанное уравнение реакции:

а) Н2SiO3 + 2NaOH = Na2SiO3 + 2H2O;
б) SO3 + Fe(OH)3 = FeSO4 + H2O;
в) SiO2 + NaOH = Na2SiO3 + H2O;
г) Ba(OH)2 = BaO + H2.

6. Формула карбоната лития:

а) Li2SiO3;
б) Li2SO4;
в) Li2SO3;
г) Li2CO3.

7. Соль растворима:

а) Fe3(PO4)2;
б) CaCO3;
в) MgSiO3;
г) NaCl.

8. Изменяет окраску индикатора:

а) Cu(OH)2;
б) H2SiO3;
в) Al(OH)3;
г) HNO3.

9. Взаимодействует с кислотным оксидом:

а) Mn(OH)2;
б) Ba(OH)2;
в) Fe(OH)2;
г) Cu(OH)2.

10. Является реакцией нейтрализации:

а) Zn + S = ZnS;
б) CuCl2 + Na2SiO3 = CuSiO3 + 2NaCl;
в) BaO + H2O = Ba(OH)2;
г) 2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + 2H2O.

11. Генетический ряд металла и реактивы указаны верно:

а) Ba BaO Ba(OH)2; O2, H2O;
б) Zn ZnO Zn(OH)2; O2,H2O;
в) Zn Zn(OH)2 ZnO; O2, H2O;
г) K K2O KOH; H2O, O2.

12. Выберите уравнение реакции замещения:

а) Ba(OH)2 + SO2 = BaSO3 + H2O;
б) Fe(OH)2 = FeO + H2O;
в) Ba(OH)2 + Н2SO4 = BaSO4 + 2H2O;
г) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2.

13. Какие вещества будут взаимодействовать друг с другом?

а) NO и SO2;
б) CuO и N2O5;
в) Cu(OH)2 и CO2;
г) H2S и Hg?

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

14. Классифицируйте вещества: Cu(NO3)2, N2, Al2O3, Au, HCl, Fe(OH)3, HNO3, гидроксид лития, углекислый газ, кремниевая кислота, дигидрофосфат калия.

15. Допишите возможные уравнения реакций, укажите их тип:

HCl + Al =... ,
H2SO4 + Hg = ... ,
H2SO4 + Fe(OH)3 = ... ,
SiO3 + H2O = ... ,
SO3 + H2O = ... ,
Li + H2O = ... ,
KOH + N2O5 = ... ,
Cu(OH)2 + N2O5 = ... .

16. Решите цепочку превращений:

C CO2 H2CO3 K2CO3.

17. Даны вещества: Ca3(PO4)2, P, CaO, Ca(OH)2, P2O5, Ca, H3PO4. Составьте цепочки генетических связей для металла и неметалла. Напишите уравнения соответствующих реакций. Напишите уравнения реакций между веществами разных генетических рядов.

18. Напишите два уравнения реакций получения сульфата натрия.

Вариант 4

1. Выберите формулу двухосновной кислоты:

а) НClО;
б) NaClO4;
в) H2SO4;
г) Ba(OH)2.

2. Фенолфталеин станет малиновым в пробирке с:

а) Н2О;
б) H2SO4;
в) LiOH;
г) Al(OH)3.

3. Раствор NaOН будет взаимодействовать с:

а) LiF;
б) HgO;
в) HNO3;
г) Ba(OH)2.

4. Продукты взаимодействия гидроксида натрия и оксида серы(VI):

а) Na2SO4 + H2;
б) Na2SO3+ H2;
в) Na2SO4 + H2O;
г) Na2SO3 + H2O.

5. Выберите неверно записанное уравнение реакции:

а) 2НNO3 + Вa(OH)2 = Ва(NO3)2 + 2H2O;
б) H2SO4 + Fe(OH)2 = FeSO4 + 2H2O;
в) H2SiO3 + 2KOH = K2SiO3 + 2H2O;
г) H2SO4 + Ca(OH)2 = CaSO4 + H2O.

6. Формула сульфита железа(III):

а) FeSiO3;
б) FeSO4;
в) Fe2(SO3)3;
г) FeSO3.

7. Соль нерастворима:

а) Na3PO4;
б) K2CO3;
в) AgCl;
г) Na2SiO3.

8. Изменяет окраску индикатора:

а) H3PO4;
б) Hg(OH)2;
в) Al(OH)3;
г) Ni(OH)2.

9. Взаимодействует с основанием:

а) Cu;
б) KOH;
в) FeO;
г) H2SO4.

10. Является реакцией нейтрализации:

а) 2Zn + O2 = 2ZnO;
б) Cu(OH)2 = CuO + H2O;
в) CaO + SO2 = CaSO3;
г) 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O.

11. Генетический ряд металла и реактивы указаны верно:

а) Рb PbO Pb(OH)2; O2, H2O;
б) Ca CaO Ca(OH)2; O2,H2O;
в) Na Na2O NaOH; H2O, O2 ;
г) S SO3 H2SO4; O2, H2O.

12. Выберите уравнение реакции разложения:

а) 2NaOH + CO2 = Na2CO3 + H2O;
б) Na2O + CO2 = Na2CO3;
в) 2NaOH + SO3 = Na2SO4 + H2O;
г) 2HgO = 2Hg + O2.

13. Какие вещества будут взаимодействовать друг с другом?

а) Cu и SO3;
б) Ni(OH)2 и P2O5;
в) H2O и CO2;
г) HNO3 и SO2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

14. Классифицируйте вещества: MgO, H2SiO3, SO2, BaO, CaCl2, Al(OH)3, фосфор, перманганат калия (марганцовка), кислород, аметист (оксид кремния), дигидросульфат натрия.

15. Допишите возможные уравнения реакций, укажите их тип:

H2SO4 + HgО = ... ,
H2SO4 + Fe = ... ,
СO2 + H2O = ... ,
Au + H2O = ... ,
Na2O + H2SO4 = ... ,
Li + H2O = ... ,
LiOH + HNO3 = ... ,
CaO + CO2 = ... .

16. Решите цепочку превращений:

S SO2 H2SO3 K2SO3.

17. Даны вещества: Ba3(РO4)2, P, BaO, Ba(OH)2, P2O5, Ba, H3PO4. Составьте цепочки генетических связей для металла и неметалла. Напишите уравнения соответствующих реакций. Напишите уравнения реакций между веществами разных генетических рядов.

18. Напишите два уравнения реакций получения cульфида натрия.

Критерии оценки ответов на задания зачета
Отметка «Зачет» «4» «5»
Обязательная
часть

Кол-во
заданий

8 10 12
Дополнительная
часть
3 4

Н.В.КОРШУНОВА,
учитель химии
школы № 357
(Москва)