Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2004

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

Из опыта работы

Экология жилища и
здоровье человека

Научно-практическая конференция Ролевая игра

Продолжение. Начало см. в № 12/2004

Практическая работа 1.
Определение относительной запыленности воздуха

Цель. Проанализировать запыленность разных участков квартиры, освоить методику определения запыленности, научиться делать ловушки для пыли, работать с микроскопом и лупой.
Оборудование. Ловушки с липкой поверхностью, каждая – картонный прямоугольник (15х20 см) с круглым отверстием в центре (диаметр 4 см), заклеенным липкой лентой, лупа, микроскоп.

ХОД РАБОТЫ

Для исследования взять четыре участка квартиры: столовую, спальню, кухню, коридор.

· Укрепить ловушки на высоте 1,5 м от пола на выбранных участках.
· С помощью микроскопа или лупы подсчитать количество пылевых частиц, попавших в каждую ловушку за 15 мин.

Номер опыта Число частиц, попавших в ловушку
Столовая Спальня Kухня Kоридор
1        
2        
3        

Среднее
значение
(за 15 мин)

       

· Сравнить данные, определить места с наибольшей и наименьшей загрязненностью, объяснить причину.
· Предложить способы уменьшения пылевого загрязнения.

Учитель. На нашей конференции присутствуют ребята, увлекающиеся составлением оригинальных задач. Вот одна из них.
Подсчитать, сколько частиц пыли вдыхает человек через нос за 15 мин, если скорость вдыхания 3 м/с. В минуту человек делает в среднем 16–19 вдохов. Взять для эксперимента комнату размером 4,5х5х2,7 м. Для вычисления использовать данные (количество осаждающихся частиц пыли) из практической работы 1.

Ученик решает оригинальную задачу.

Практическая работа 2.
Загрязненность воздуха микроорганизмами

Цель. Познакомиться с методикой работы с микроорганизмами, сделать анализ микрофлоры воздуха по числу колоний на питательной пластинке.
Оборудование. Чашки Петри, наполненные питательной средой.

ХОД РАБОТЫ

Выбрать три участка квартиры для изучения микрофлоры воздуха: столовую, кухню, туалет.
· Взять чашки Петри с питательной средой и оставить их открытыми на 15 мин в исследуемых участках.
· Закрыть чашки покрывными стеклами и поместить пробы в теплое место (26 °С).
· Через трое суток подсчитать число колоний, выросших на питательной среде в чашках.
· Сравнить данные, выявить неблагополучные участки и объяснить, от чего зависит присутствие микроорганизмов в каждом месте исследования.

Отчетные данные

Участок Число колоний в чашках Петри
Столовая  
Kухня  
"Туалет  

· Предложить методы уменьшения микробиологического загрязнения воздуха (каким образом этого достичь).

Учитель. В загрязнении атмосферы есть и наша собственная, пусть непроизвольная, но вина. Мы устроены так, что наружный слой кожи примерно раз в двадцать дней полностью меняется. Частицы кожи попадают в атмосферу и плавают в воздухе во взвешенном состоянии, пока не осядут на пол, на стол, на книжную полку... И эта загрязненность в наших квартирах составляет около 0,4%. Окружающий воздух загрязняется также от продуктов курения и из других источников (табл. 1).

Таблица 1

Вредные газы, попадающие в воздух

Газ Источник
Угарный газ Kурение, печи, автомобили
Углекислый газ Дыхание людей, горение
Диоксид серы Kурение, керосинки, автомобили,
газовые плиты, угольное отопление
Озон Автомобильные выхлопы
Акролеин Kурение, автомобили, жарение
Формальдегид Автомобили, курение,
древесно-стружечные плиты
Аммиак Туалеты, гниение органических остатков
Радон Выделяется из почвы
Табачный дым Kурение

Ученик-химик. Послушайте сообщение на тему «Воздух и курение», в ходе которого я проведу демонстрационный опыт «О вреде курения».

Выступление о вреде курения
Выступление о вреде курения

Вряд ли сегодня найдется человек, который отрицал бы, что курить вредно: уж столько на эту тему сказано и написано! Но, как известно, лучше один раз увидеть…
Для опыта понадобятся стеклянная трубка диаметром 6–8 мм и длиной 5–7 см, два кусочка резинового шланга, резиновая груша и немного ваты. Задача – собрать продукты горения табака, которые курильщики конденсируют в своих легких. В середину стеклянной трубки поместим плотный ватный тампончик и кусочками резинового шланга подсоединим к ней грушу и сигарету. Теперь осталось сжать грушу и зажечь сигарету. Распрямляясь, груша будет медленно просасывать дым через трубку. Часть продуктов горения соберется на ватном фильтре, и он постепенно пожелтеет.

Демонстрация опыта «О вреде курения»
Демонстрация опыта «О вреде курения»

Когда груша распрямится, снимем ее, выпустим дым, сожмем и вновь подсоединим к трубке. Несколько таких затяжек – и вся сигарета «выкурена». Теперь можно убедиться, что, несмотря на фильтр и ватную преграду, в дыме остается много смолы. Наполненную дымом грушу плотно прижмем выходным отверстием к листу белой бумаги, лучше фильтровальной, и выдавим содержимое. Выходя под давлением через маленькую щель между носиком груши и бумагой, газ резко охлаждается, и продукты горения табака конденсируются: на бумаге остается темно-коричневая смолистая клякса.
Ну как, впечатляет? Особенно нагляден опыт с папиросой или сигаретой без фильтра.
Различные исследования показали, что в этом дегте с омерзительным запахом содержится несколько сотен вредных и очень вредных химических соединений. Людям, которые вынуждены работать с подобными веществами на производстве, дают за вредность молоко и предоставляют льготные путевки в санатории. А курильщики добровольно и регулярно накачивают свои легкие этой смолой.

Учитель. В квартире нас подстерегают и другие экологические проблемы, об этом расскажут сотрудники школьной экологической службы.
Ученик-эколог. Наряду с бытовым загрязнением существуют еще шумовое и радиационное загрязнения.
Человек всегда жил в мире звуков и шума. Звуками называют механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называют ультразвуками, меньшей – инфразвуком.
Шум – это громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание.
Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды.
В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения, шок. Так действует шумовое загрязнение.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления, – децибелах (Дб). Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20–30 Дб практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 Дб. Звук в 130 Дб уже вызывает у человека болевое ощущение, а в 150 Дб становится для него непереносимым (табл. 2)
.

Источник шума
Источник шума

Таблица 2

Шкала оценки интенсивности шума

Характеристика шума   Источник шума Уровень шума,
Дб
Естественный
шумовой фон
Дыхание 10
Разговор шепотом 10–20
Шелест листьев 20
Допустимый
шумовой фон
Тихий музыкальный фон 40
Нормальная речь 50
Музыкальный фон,
громкое чириканье птиц
60
Пылесос, телевизор и т. п. 70
Стиральная машина,
миксер, посудомоечная машина
80
Раздражающие шумы Оживленная городская улица 90
Kосилка для газонов 100
Работающий мотоцикл 65–105
Дрель, автогудок 110
Рок-музыка 120
Наушники на максимальной громкости 130

Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.
Постоянное воздействие сильного шума может отрицательно повлиять на слух, вызвать звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость. Шумы вызывают функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, часто становятся причиной несчастных случаев и травм.
Шум коварен, он действует на организм постепенно. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.
Врачи говорят о шумовой болезни, развивающейся в результате воздействия шума и сопровождающейся поражением слуха и нервной системы.

Л.Г.СКУДНОВА,
учитель химии гимназии № 1
(г. Кумертау, Республика Башкортостан)