Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №14/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Самоанализ урока по теме
«Классификация сложных веществ.
Оксиды»

Преподавание химии в 8-м классе, где был проведен анализируемый урок*, ведется по программе О.С.Габриеляна (3 ч в неделю). Эта программа построена на основе концентрической концепции химического образования для основной школы. На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Периодический закон и строение атома», «Степень окисления и окислительно-восстановительные реакции», «Электролитическая диссоциация и реакции ионного обмена». Анализируемый урок входит в систему уроков по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».
Урок начинается с организационного этапа, задача которого – подготовить учащихся к работе на уроке. Педагог и ученики приветствуют друг друга, в журнал записывают фамилии тех, кто отсутствует, затем учитель проверяет, готовы ли ребята к занятию. Этот этап урока, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока.
Следующий этап – повторение ранее изученных тем и проверка домашнего задания. Здесь задача – выявить пробелы в знаниях и устранить их, совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию новой темы.
Чтобы определить уровень знаний большинства учеников за короткий промежуток времени, я пригласила двоих из них к доске для воспроизведения письменного домашнего задания. Этот материал в дальнейшем использовался при изучении новой темы (индивидуальный опрос). С сидящими за своими партами ребятами мы повторили вопросы об элементах-металлах и элементах-неметаллах, особенностях строения их атомов, физических свойствах простых веществ металлов и неметаллов. В ходе фронтальной беседы я стремилась проверить качество усвоения материала, степень сформированности общеучебных навыков и умений. Обязательны на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование деятельности школьников похвалой, одобрением.
Затем была проведена игра «Волшебный цветок». Установление по химической формуле принадлежности веществ к разным классам позволило подвести итог беседе, а таблица, заполненная в ходе игры, послужила вспомогательным материалом для изучения новой темы.
После «Волшебного цветка» я провела тестовую проверку знаний учащихся (по перфокартам), которая дала возможность за 10 мин получить ответы на шесть вопросов от учащихся всего класса. Правильность ответов мы проверяли всем классом, при согласии с данным ответом ребята поднимали сигнальный знак зеленого цвета, а при несогласии – красного цвета. Те ученики, которые были не согласны с данным вариантом ответа, обосновывали свою точку зрения. Использование сигнальных знаков позволяет видеть верные и неверные ответы всех учеников класса одновременно.
Этап усвоения новых знаний я начала с сообщения темы, целей и задач урока, поставила перед школьниками учебную проблему. Поскольку ребята уже знают важнейшие теоретические вопросы курса химии, то большую часть учебного материала этого урока я предпочла преподавать дедуктивно. Для этого учащимся предлагаются вопросы, при ответе на которые школьники привлекают ранее приобретенные знания и в то же время изучают новый материал. К тому же это позволяет использовать такие важнейшие принципы дидактики, как научность и доступность. Новые понятия и формулировки определений предлагались учащимся по кодограммам.
Соблюдая принцип систематичности, я шла по пути от известного к неизвестному, от простого к сложному. Логично, на мой взгляд, сначала рассмотреть строение частиц , а затем перейти к формулировке понятия «оксиды» и т. д.
Никак нельзя было обойтись на уроке без лабораторных опытов, поскольку они способствуют выработке умений и навыков проведения химического эксперимента. Для этого было предложено найти (из числа предложенных) и рассмотреть металлы и неметаллы, основные и кислотные оксиды, а также исследовать их некоторые физические свойства.
Реализации принципа систематичности способствует осуществление межпредметных связей. Установление таких связей помогает формированию в сознании учащихся целостной картины мира. Связь с физикой особо тесная. На этом уроке она реализуется через систему понятий о строении атома. Связь с математикой прослеживается при решении расчетных задач. Связь с биологией видна при рассмотрении значения оксида Н2О (сообщение ученика) и роли кислотного оксида СО2 в природе (демонстрация видеофрагмента и фронтальная беседа).
При изучении нового материала учащиеся работали с рабочими тетрадями: записывали формулировки, составляли формулы кислотных и основных оксидов, соответствующих им оснований и кислот.
По наблюдениям психологов, после 30 мин работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому для закрепления полученных знаний я использовала игры: «Что лишнее?», «Химические загадки и ребусы», «Химический снегопад».
Несложная дидактическая игра «Химический снегопад» предусматривает дифференциацию знаний учащихся. Ребята сами выбирают себе снежинку соответствующего цвета (голубые – на отметку «5», белые – на «4», синие – на «3»). Как правило, школьники верно оценивают свои знания. Некоторые ученики приглашаются к доске для работы с заданиями, указанными на снежинках, а остальные получают распечатки с текстами заданий и работают на местах.
Целью этапа закрепления я ставила повторение, воспроизведение усвоенного, но не дословное, а преобразованное, что способствует выработке у учащихся умения применять полученные знания.
Среди снежинок была одна сиреневая снежинка. Зная любопытство ребят, я ожидала вопроса: «А что на сиреневой снежинке?» А на сиреневой снежинке было сформулировано домашнее задание. Инструктажу по выполнению домашнего задания было уделено особое внимание, т.к. оно является не просто повторением материала, изученного в классе, но и углублением его. Домашнее задание составлено с учетом принципа дифференциации знаний.
Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.

* * *

Проведенный урок – комбинированный. В ходе урока были использованы объяснительно-иллюстративные методы (беседа, объяснение учителя, сообщение ученика), применялись средства наглядности (таблица «Фотосинтез», видеофрагмент), эвристические методы (беседа о сравнении металлов и неметаллов, основных и кислотных оксидов), исследовательский метод (исследование физических свойств отдельных веществ). На уроке многократно использовались технические средства обеспечения: кодоскоп, телевизор и видеомагнитофон.
Но следует отметить, что проведенный урок не лишен недостатков. Мне кажется, что на этапе проверки домашнего задания ребята были несколько пассивны. В беседах школьники не всегда формулировали полные ответы. Во время игры «Химический снегопад» целесообразно было бы проверить выполнение задания на «3» (хотя бы устно), чего не было сделано из-за того, что ни один ученик не выбрал данное задание.
В целом урок прошел успешно, настроение учащихся и учителя было великолепным, все остались довольны своей работой.


* См. № 10/2004, конкурс «Я иду на урок».

Е.П.КИМ,
учитель химии гимназии № 1
(г. Саратов)