Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2004

НОВЫЕ КНИГИ

Школьная энциклопедия

Вышла в свет школьная энциклопедия «Химия» (главный редактор академик Ю.А.Золотов. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003, 872 с.). Это весьма важное событие для системы образования в нашей стране. Редакция газеты обратилась к одному из научных редакторов-консультантов этой энциклопедии, профессору Э.Г.Ракову, с просьбой рассказать о ней.

Солидный том темно-малинового цвета с заголовками на обложке «Золотой фонд. Школьная энциклопедия. Х И М И Я», размашистой пестрой аббревиатурой «ШЭ», логотипами «Дрофа» (это издательство участвовало в издании) и «БРЭ» наконец появился.
Наиболее близкая по направленности книга, насколько мне известно, – это «Энциклопедический словарь юного химика» (составители В.А.Крицман и В.В.Станцо. М.: Педагогика), который вышел вторым изданием в 1990 г., т. е. 13 лет назад. Попытаюсь принять его за прототип и сравнить новую энциклопедию с ним.
По формату оба издания одинаковы (84х1081/16), по объему энциклопедия почти втрое превосходит словарь, имеющий 318 страниц. Оба издания содержат алфавитный указатель, который в словаре занимает три страницы, а в энциклопедии – целых двадцать. Важно то, что и по числу статей энциклопедия значительно превосходит словарь. Например, на букву «А», не считая персоналий, в энциклопедии почти 50 статей, а в словаре – меньше 20. Статей на букву «Д» в энциклопедии в 8 раз больше, чем в словаре. Соотношение количества статей на букву «Ц» (еще одной буквы с небольшой частотой употребления) – 13:4.
Вместе с тем нельзя сказать, что все описываемые понятия были отнесены составителями энциклопедии к важнейшим. Например, в энциклопедии нет отдельных статей «Агрохимия», «Алхимия», «Аналитическая химия», которые есть в словаре. Зато история развития химии, ее разделы и основные черты удачно освещены в общей статье, предваряющей основное содержание.
Оба издания (каждое по-своему) приводят биографии выдающихся химиков и описание их вклада в науку, при этом выбор имен для персоналий отличается мало.
И энциклопедия, и словарь содержат много цветных иллюстраций. Однако в энциклопедии каждая иллюстрация удачно дополняет текст, а в словаре некоторые рисунки даны скорее «для красоты». Лишь золотое тиснение и пестрый рисунок на обложке энциклопедии кажутся излишними.
Энциклопедия – не переводной труд и не переиздание выпущенных ранее книг с устаревшим содержанием, чем в последние годы грешат многие коммерческие издательства. Она вполне современна. В ней, например, содержатся сведения о таких сравнительно новых понятиях, процессах, веществах и материалах, как биосенсор (статья «Химические методы анализа»), гемосорбция (статья «Адсорбция»), «гептил» (статья «Гидразин»), жидкие кристаллы, карбин и фуллерены (статья «Углерод» и другие), катенаны, клатраты, фильтр Петрянова (статья «Аэрозоли»), и о многих других.
Школьная энциклопедия «Химия» – значительно более содержательное, более строгое, более «академичное» издание, чем словарь. Над ней работал большой коллектив российских ученых, а также сотрудников редакции химии издательства Большая Российская энциклопедия, которые использовали богатый опыт составления пятитомной «Химической энциклопедии» (1988–1998; см. заметку об этой энциклопедии в газете «Химия», 1999, № 7).
Издание общеобразовательной энциклопедии (не о динозаврах, дредноутах, викингах и тому подобных анахронизмах) в наши дни – своего рода подвижничество. О том, какое сейчас время, говорят такие цифры: «Школьная энциклопедия» выпущена тиражом всего 10 тыс., в то время как второе издание «Энциклопедического словаря юного химика» вышло в свое время тиражом 300 тыс. экземпляров. По оценкам издателей (а они наверняка проводили исследование читательского спроса), интерес к школьной химии упал по сравнению с советским периодом более чем в 30 раз.
Появление новой энциклопедии, конечно же, будет способствовать изменению такого положения, повысит интерес и к химии, и к точным наукам вообще.
Мое участие как автора в энциклопедии ограничилось всего несколькими статьями, но две из них – «Материалы» и «Химическая экология» – переработанные и сокращенные варианты опубликованных в газете статей «Химия и материалы» (см. «Химия», 1997, № 17) и «Химия и экология» («Химия», 1997, № 33; 2000, № 43). Можно поэтому сказать, что читатели газеты уже немного знакомы со школьной энциклопедией «Химия».

Э.Г.РАКОВ