Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №11/2004

Я ИДУ НА УРОК

«Слабое звено»

Урок-игра по сценарию телевизионного шоу

К сожалению, совершенных учебников нет. У каждого свои недостатки и свои достоинства. Для одного из 9-х классов, достаточно сильного, был выбран учебник С.Т.Сатбалдиной, Р.А.Лидина «Химия 8–9». Я обучаю по этому учебнику второй год и столкнулась со следующей проблемой. В 8-м классе, когда дети только начинают изучать предмет, проходятся важнейшие понятия: окислительно-восстановительные реакции, гидролиз солей, электролитическая диссоциация. В тот момент большинство детей к восприятию этих понятий просто не готовы. Зато в 9-м классе после темы «Закономерности химических реакций» мы переходим к вполне изучаемым и понятным темам. Примером может служить тема «Характеристика элементов IV–VII групп, главных подгрупп». Однако большинство понятий, изученных в 8-м классе, ребята уже забыли, а точнее, слабо усвоили. Поэтому при обобщении тем в 9-м классе я решила параллельно повторять основные понятия, изученные в 8-м классе.
Предлагаемый урок включает две темы обобщающего характера: «Окислительно-восстановительные реакции» (8-й класс) и «Элементы VII группы, главной подгруппы» (9-й класс).

Цели. Обобщить знания, полученные при изучении темы «Элементы VII группы, главной подгруппы», повторить и закрепить знания по теме «Окислительно-восстановительные реакции».
Занятие рассчитано на 1 урок – 40 мин.

ХОД УРОКА

Подбирается команда из шести учеников и жюри из пяти-шести довольно сильных учеников. Жюри оценивает ответы участников игры и выбирает среди них «слабое звено». Члены жюри мотивируют свой выбор, разбирая ответы участников. Это позволяет снять с участников лишнюю нагрузку и включить в игру больше учеников. Остальные ребята – зрители, как показал урок, достаточно активны и включаются в игру, оценивая ответы участников команды.
У членов жюри заготовлены листы бумаги и яркие фломастеры. Участники команды выстраиваются по три человека слева и справа от доски, лицом к классу.
Ведущий (учитель). Начинаем нашу игру. Объявляю первый тур. В нем будет проведено три круга и занято шесть членов команды. Вопросы задаются участникам игры по очереди. Если ответ на вопрос не был дан или ответ был неправильный, то вопрос переходит к следующему участнику. Если все участники команды ответили неправильно, то ведущий называет правильный ответ. Если из класса поступает подсказка, то ответ не засчитывается.
На доске сделаны заготовки – записи вопросов, закрытые листами бумаги.

I ТУР

1-й круг

1. Дать определение понятию «степень окисления».
2. Какие реакции относятся к окислительно-восстановительным?
3. Какие атомы (вещества) называют окислителями?
4. Какие атомы (вещества) называют восстановителями?
5. Продолжить фразу: «В ходе реакции окислитель сам…»
6. Продолжить фразу: «В ходе реакции восстановитель сам...»

2-й круг

1. Каково общее название элементов VII группы, главной подгруппы?
2. Перечислить элементы VII группы, главной подгруппы с указанием порядкового номера и атомной массы.
3. Дать краткую характеристику физических свойств хлора.
4. Дать краткую характеристику физических свойств брома.
5. Указать агрегатное состояние йода, внешние признаки простого вещества йода.
6. Продолжить фразу: «Молекулы простых веществ галогенов состоят из…»

3-й круг

1. Что общего в степенях окисления всех металлов в их соединениях?
2. Какое значение степени окисления наиболее характерно для атома водорода в соединениях?
3. Какое значение степени окисления наиболее характерно для атома кислорода в соединениях?
4. Какое значение степени окисления характерно для фтора?
5. Какие значения степени окисления характерны для хлора?
6. Как изменяются окислительные свойства от фтора к астату (растут или падают)?

Ведущий. Вопросы первого тура закончены. (обращается к жюри.) Кто из участников недостаточно хорошо подготовился к игре и оказался «слабым звеном»?
Члены жюри поднимают листы с написанными именами участников, по их мнению, оказавшимися слабее, и обосновывают свой выбор. Выбранный участник покидает команду.
Ведущий. Начинаем второй тур. В нем будет два круга, осталось пять участников.
Открывает первую заготовку вопросов на доске.

II ТУР

1-й круг

Определить степени окисления хлора в перечисленных ниже кислотах, назвать эти кислоты, а также перечислить названия соответствующих им солей.

1. HCl.
2. HClО.
3. HClО2.
4. HClО3.
5. HClО4.

2-й круг

1. Проставить степени окисления брома в следующих соединениях: Вr2, НВr, НВrО, НВrО3.
2. В каких из приведенных в задании 1 соединениях бром проявляет только восстановительные свойства?
3. В каких из данных соединений (см. задание 1) бром будет проявлять в основном окислительные свойства?
4. В каких из данных соединений (см. задание 1) бром будет проявлять и восстановительные, и окислительные свойства?
5. Какие свойства проявляют галогены в степени окисления, равной нулю?

Ведущий. Вопросы второго тура закончены. Задания будут усложняться от тура к туру, поэтому и остаться должны самые сильные. Уважаемые члены жюри, кто должен покинуть команду после второго тура? Почему?
Жюри, давая оценку ответам участников команды, определяет «слабое звено», этот участник покидает команду.
Ведущий. Объявляю третий тур для оставшихся четырех участников.
Открывает следующую заготовку вопросов на доске.

III ТУР

1-й круг

Определить степени окисления элементов для веществ в приведенных ниже уравнениях реакций, указать окислитель и восстановитель.

1. Cl2 + H2 = 2HCl.
2. 2Cl2 + Si = SiCl4.
3. Mg + Cl2 = MgCl2.
4. 2Fe + 3Cl2 = 2FeCl3.

2-й круг

1. Объяснить физический смысл номера группы для галогенов.
2. Объяснить физический смысл номера периода. С чем он совпадает численно?
3. Рассмотреть строение атома хлора. Написать электронную формулу для атома хлора.
4. Каково строение атома фтора? Распределить электроны по ячейкам (орбиталям) для атома фтора.

Ведущий. Мы прошли три тура. Кто не совсем осознал серьезность нашей игры, недостаточно глубоко проработал данные темы? Кого мы сейчас назовем «слабым звеном», почему?
После решения жюри в команде остается три участника.

IV ТУР

1-й круг

1. Какие значения степеней окисления характерны для атома хлора?
2. Почему для фтора характерно только одно значение степени окисления? Какое?
3. Определить степени окисления элементов в соединении OF2.

2-й круг

Методом электронного баланса расставить коэффициенты в уравнениях реакций, указать окислитель и восстановитель.

1. НСl + МnО2 Сl2 + МnСl2 + H2О.
2. НСlО3 KСl + O2.
3. Сl2 + NaOH NaСl + NaСlO + H2О.

Ведущий (обращается к членам жюри). Участников этого тура меньше, а значит, и время на проведение тура сокращается. Вы должны оставить двух сильнейших. Кто и почему теперь покинет команду?
Объявляются участники финала.
Ведущий. Я задаю участникам вопросы поочередно. Если один не отвечает, вопрос переходит к другому. Победит тот, кто ответит на наибольшее число вопросов. Членов жюри и присутствующих прошу быть внимательными и фиксировать правильные ответы каждого финалиста.

Вопросы финала

1. К каким газам, хорошо или плохо растворимым, относится хлор?
2. Как называют раствор хлора в воде?
3. Чем объяснить отбеливающие и дезинфицирующие свойства «хлорной воды»?
4. Что происходит при растворении фтора в воде?
5. Какие условия необходимы для проведения реакции хлора с водородом? Почему?
6. Какая существует закономерность при взаимодействии галогенов и солей галогенов (галогенидов)?

Финал завершен. Члены жюри определяют победителя. При равенстве правильных ответов члены жюри задают дополнительный вопрос.
После подведения итогов делаются краткие выводы. Учитель оценивает работу всех участников команды, а также определяет лучших среди членов жюри и присутствующих.

В.И.ТИМОШИНА,
учитель химии
средней школы № 3
(г. Воронеж)