Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ?

В 2003 году впервые приезжала на Соловейчиковские чтения. По возвращении перечитала свое выступление на одном из районных методобъединений учителей химии. И мне показалось, что этот текст близок по духу соловейчиковской педагогике сотрудничества.

Практическую работу с детьми я начала не сразу после окончания химического факультета педагогического института. Теперь в этом вижу только «плюс», т. к. пришла в школу не с пустыми декларациями «вы должны, вы обязаны», а с философией, выстраданной на воспитании своих детей.
Так складывалось, что работать поначалу приходилось с детьми, имеющими затруднения в обучении. Пропустив боль и неустроенность детских судеб через свое сердце, сформулировала для себя несколько принципов.

Каждый ребенок имеет право чего-то не знать!
Каждый ребенок имеет право на индивидуальный темп работы. К сожалению, мы так привыкли к фронтальным методам обучения, что не хотим учитывать детскую индивидуальность.
Каждый ребенок имеет право что-либо забыть. Задача учителя – создать ситуацию, когда ученик сам все вспомнит.
Нужно быть терпеливым и терпимым в работе с детьми.

И еще один неутешительный вывод: мы, учителя-предметники, очень узкие специалисты. Не в почете у нас межпредметные связи, интегрированные уроки. А у детей в итоге нет широкого видения окружающего их мира.
Если сказать коротко, то основные принципы, которыми я руководствуюсь при работе с детьми, – это здравый смысл и уважение к личности ребенка.


Каждый день я вхожу в класс. С какой целью? Можно поставить сверхзадачу: научить всех и всему. Чтобы со школьной скамьи – сразу на факультет естествознания престижного вуза. Но в таком случае я буду работать только для нескольких человек в классе, которым мой предмет необходим для поступления в институт, а для остальных химия так и останется чем-то далеким и непонятным, оторванным от жизни. Поэтому ставлю перед собой более реальные цели:

  • качественно заложить основы науки;
  • показать общие закономерности природы в их взаимосвязи;
  • научить выделять существенное;
  • логично и последовательно излагать свои мысли.

Задача обучения – сформировать такие умения, которые позволили бы школьникам пополнять свои знания в процессе самообразования.
Отсюда вытекает следующий вопрос: чему учить? На своих уроках стараюсь показать, что химия – не простая сумма знаний, а строгие, логически обоснованные системы понятий о веществах, химических реакциях, технологических процессах. Универсальность данных систем понятий состоит в том, что в зависимости от наполнения фактическим материалом они могут использоваться в классах различного профиля (и коррекционных, и с углубленным изучением предмета), не занижая уровня научных знаний для одних и не завышая для других. Использование системного подхода в обучении химии позволяет сократить материал, перегружающий память, но не обеспечивающий понимания сути физико-химических процессов.
Таким образом, мы подошли к следующему вопросу: как учить? Как построить урок, чтобы реализовать все его учебно-методические функции? Как добиться понимания и осознанного усвоения знаний? Как предупредить выученную беспомощность? Как сделать урок запоминающимся?
Начиная урок с новым классом, путем анкетирования и наблюдений стараюсь выявить уровни мотивации.

Кто из учеников имеет повышенный познавательный интерес?
У кого интерес ситуативный?
Для кого учение – вынужденное времяпрепровождение?

При внимательным рассмотрении в ученическом коллективе можно выделить группы учащихся, познавательная деятельность которых может быть организована на репродуктивно-подражательном, частично-поисковом и творческом уровнях. Первый из названных уровней характеризуется воспроизведением информации без какой-либо логической переработки, второй – осуществлением аналитической и синтетической деятельности с использованием известного ученику алгоритма, третий – построением нового алгоритма действий, предложением оригинального, нестандартного решения учебной задачи. Для каждой из уровневых групп прогнозирую результаты обучения:

  • воспроизведение, осмысление материала;
  • применение знаний;
  • обобщение и систематизация изученного;
  • выполнение творческих работ.

Стремлюсь заинтриговать ребят новизной знаний. Ведь интерес – путь к успешному учению без принуждения и перегрузок.
Как мне представляется, основным результатом обучения должно стать умение думать, понимание взаимосвязи изучаемых фактов и явлений, т. е. системное знание.
Чаще всего учителю приходится работать в обычном классе с «неотобранными» детьми. В поисках ответа на вопрос, как максимально реализовать образовательные задачи урока, я пришла к выводу: любой материал и слабым, и сильным ученикам должен быть разъяснен учителем на уроке на базовом уровне. А тонкости, уровни углубления следует подавать различными прогрессивными методами.
Для этого организую работу учеников с дополнительной литературой, применяю разноуровневые задания, обучающие программы, задания для развития ассоциативного мышления, практикую творческие работы, стимулирую самостоятельные исследования учащихся. По моему глубокому убеждению, обучение происходит благодаря личным усилиям и творческим переживаниям самого ученика. А учитель лишь помогает, направляет этот процесс.
Из всего многообразия типов современного урока наиболее часто использую следующие формы обучения:

  • уроки изучения нового материала;
  • занятия, на которых вырабатываются базовые знания и умения;
  • уроки-диалоги, творческие дискуссии, семинарские занятия.

В моем понимании знания, которые приобретут ученики на уроках химии, – не самоцель, а материал для создания цельной картины мира, выработки умения ориентироваться в нем. Поэтому и учить нужно не знаниям, а умениям.
Считаю уроки-дискуссии важным элементом обучения. Стремлюсь к тому, чтобы в классе вопросы возникали как грибы после дождя, чтобы ни один ребенок не боялся задать «глупый» или странный вопрос, не боялся быть за него высмеянным. Детские вопросы – индикаторы мыслительной деятельности. За каждым из них – глубина познания или, возможно, скрытая учебная проблема.
При подготовке к занятию заранее продумываю домашнее задание. Любой объем, любую сложность его стараюсь мотивировать, а при необходимости – разъяснить, алгоритмировать. Думаю, что запоминающимися уроки делают не какие-либо спецэффекты, а доверительная, комфортная обстановка на уроке. Люблю импровизации, непринужденный смех на уроке. Использую нетрадиционные формы обучения для сплочения ученического коллектива и тогда, когда вижу, что интерес к предмету падает.
Должна признаться, что извечный спор между авторитарной педагогикой и гуманистической парадигмой образования, т.е. между долгом давать качественное образование и ненасилием, для меня полностью не разрешен. Наверное, это самая болевая точка моего сегодняшнего учительствования. Усмиряя свои учительские амбиции, пришла к такому компромиссу: пусть не самореализуюсь как кузнец суперхимиков, но на моих уроках дети не будут испуганы и унижены.
В моем понимании идея гуманизации обучения не может быть осуществима без применения знаний по возрастной физиологии и школьной гигиене, мониторинга здоровья детей. Для учителя важно предвидеть, какова физиологическая и психологическая стоимость достигнутого результата. Ведь одному ребенку и пять задач решить не проблема, для другого и две задачи создадут стрессовую ситуацию. Для нас же самым важным должно стать не столько умение решать задачи по химии, сколько здоровье детей, их готовность прожить свою жизнь достойно и счастливо.
Мои сегодняшние ученики совсем скоро перерастут своих учителей, будут реализовывать свой потенциал в стремительном XXI веке. Поэтому считаю, что не имею права осуждать детей как носителей новых реалий. И никогда не делаю этого. А вот к их оценкам и суждениям прислушиваюсь, хотя часто это бывает больно и трудно.
Работа с детьми – это ежедневное постижение тайны: тайны профессии, тайны любви. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Е.Ф.КАДУЖИНА,
учитель химии
(г. Зерноград, Ростовская обл.)

Рейтинг@Mail.ru