Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №5/2004

ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Обобщение сведений
об основных классах
неорганических соединений

Урок-игра

Цель урока. Систематизировать знания учащихся по разделу «Основные классы неорганических соединений».
Класс делится на четыре группы. Урок проводится в пять этапов. На каждом этапе группам по очереди задают устные вопросы (1-й и 4-й этапы) или одновременно предлагают письменные задания (2-й, 3-й и 5-й этапы). Выполненные письменные работы и устные ответы каждой группы проверяют члены жюри из старшеклассников.

ХОД УРОКА

1-й этап. Теоретический

Вопросы 1-й группе

· Что называют оксидами?
· Дайте определение понятиям:
   а) «основный оксид»;
   б) «кислотный оксид»;
   в) «простое вещество»;
· Какую систему называют раствором?

Вопросы 2-й группе

· Что называют основаниями?
· Проведите классификацию оснований.
· Какое основание называют щелочью?
· Дайте определение понятиям: «сложное вещество», «насыщенный» раствор.

Вопросы 3-й группе

· Что называют кислотами?
· Проведите классификацию кислот:
   а) по содержанию водорода;
   б) по наличию в составе молекул кислорода.
· Какой раствор называют ненасыщенным?
· Какие соли называют кислыми?

Вопросы 4-й группе

· Проведите классификацию:
   а) солей;
   б) оксидов.
· Какие соли называют:
   а) основными;
   б) средними;
   в) двойными?

2-й этап. Вычислительный

Вопросы 1-й группе

· Найти молярные массы веществ: оксида магния, азотной кислоты, гидроксида натрия.
· Определить массовую долю каждого элемента в оксиде серы(IV).
· Определить массу оксида серы(IV), полученного при взаимодействии 0,5 моль серы с кислородом.

Вопросы 2-й группе

· Найти молярные массы веществ: серной кислоты, гидроксида калия, оксида алюминия.
· Определить массовую долю каждого элемента в оксиде серы(VI).
· Определить массу воды, полученной при взаимодействии 1 моль кислорода
с 2 моль водорода.

Вопросы 3-й группе

· Найти молярные массы веществ: оксида кальция, хлороводородной кислоты, нитрата натрия.
· Определить массовую долю каждого элемента в оксиде магния.
· Определить массу оксида меди(II), полученного при окислении 1 моль меди.

Вопросы 4-й группе

· Найти молярные массы веществ: сероводорода, воды, гидроксида магния.
· Определить массовую долю каждого элемента в оксиде кальция.
· Определить массу оксида цинка, полученного окислением 1 моль цинка.

3-й этап. Химический

Составить уравнения реакций для цепочки превращений.

1-я группа

Fe FeO FeCl2 Fe(OH)2 FeO Fe.

2-я группа

Cu CuCl2 Cu(OH)2 CuO CuSO4.

3-я группа

Ca Ca(OH)2 CaCO3 CaO CaCl2.

4-я группа

C CO2 H2CO3 CaCO3 CO2.

 

4-й этап. Блиц-опрос

В течение одной минуты задаются вопросы и определяется число правильных ответов.

· Общее название солей азотной кислоты.

(Нитраты.)

· Название оксида водорода.

(Вода.)

· Формула серной кислоты.

2SO4.)

· Валентность натрия.

(Единица.)

· Реакция взаимодействия простых веществ.

(Соединение.)

· Химическое название углекислого газа.

(Оксид углерода(IV).)

· Какой состав соляной кислоты?

(Раствор HCl в воде.)

· Валентность кальция.

(Два.)

· Соли угольной кислоты.

(Карбонаты.)

· Техническое название гидроксида кальция.

(Гашеная известь.)

· Какого газа больше всего в воздухе?

(Азота.)

· Химическая формула воды.

2О.)

· Валентность водорода.

(Единица.)

· Формула азотной кислоты.

(HNO3.)

· Cоли соляной кислоты.

(Хлориды.)

· Техническое название оксида кальция.

(Негашеная известь.)

· Формула бромоводородной кислоты.

(HBr.)

· Валентность алюминия.

(Три.)

· Какой газ нужен для дыхания?

(Кислород.)

· Растворимое основание.

(Щелочь.)

· Формула снега.

2О.)

· Какой газ выделяется при дыхании?

(СО2.)

· Смесь, состоящая из растворителя и растворенного вещества.

(Раствор.)

· Соли серной кислоты.

(Сульфаты.)

· Формула гидроксида натрия.

(NaOH.)

· Формула газа кислорода.

2.)

· Самый легкий газ.

(Водород Н2.)

· Сероводородная кислота имеет формулу…

(H2S.)

· Серная кислота по агрегатному состоянию…

(Жидкость.)

· Оксид магния представляет собой…

(Белый порошок.)

· Валентности железа в соединениях.

(Два и три.)

 

5-й этап. Эрудит

Команды обмениваются кроссвордами, которые были составлены учащимися дома.

Е.А.СУРОВЦЕВА,
учитель химии лицея № 4
(г. Волгоград)