Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2004

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Важнейшие классы
неорганических веществ

Качественная разработка 8 класс

См. также № 33, 38/2003

УРОК 3
ОСНОВАНИЯ
(обобщение)

Основные понятия урока. Основания. Гидроксильная группа. Щелочи. Реакция нейтрализации.
Результаты обучения. Знать характеристику класса оснований (определение, состав, названия, классификация, физические и химические свойства); усвоить правила обращения со щелочами; уметь записывать уравнения реакций, доказывающих свойства оснований, через сравнение находить сходные и различные свойства щелочей и нерастворимых оснований; уметь записывать фрагменты генетической связи.

ХОД УРОКА

Домашнее задание проверяется до начала урока с индивидуальной проработкой ошибок. Если в задании есть ошибки, типичные для всех, то во время перемены на доске приводят верное решение, и ученик, справившийся с заданием, объясняет его решение.
Урок начинается с цифрового диктанта, цель которого – проверка знаний, связанных с оксидами, кислотами, и подготовка к восприятию нового материала.
Учитель начинает фразу «Верно ли утверждение, что…» и далее продолжает ее в виде шести предложений, с которыми ученик соглашается или нет. Если утверждение верно, то в тетрадях записывается цифра 1, если нет – 0.
Вопрос звучит только один раз, что способствует развитию внимания и умению сосредотачиваться. Ответ записывают на доске. В результате должна получиться строчка, состоящая из этих двух цифр.

Верно ли утверждение, что:

1) оксиды – сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых – кислород;
2) неметаллы обладают металлическим блеском;
3) углекислый газ – кислотный оксид;
4) оксид натрия – кислотный оксид;
5) кислоты – сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться на атомы металла, и кислотных остатков;
6) реакция нейтрализации – реакция между кислотным оксидом и основанием, в результате которой образуется соль и вода.

Ответ. 1; 0; 1; 0; 1; 0.

На следующем этапе урока учитель проводит фронтальную беседу по теме «Основания», используя опорный конспект.

Вопросы:

дать определение оснований;
состав и названия оснований (не забыть об атомах металлов с переменной валентностью);
что такое функциональная (гидроксильная) группа, каковы ее состав и валентность?

Выполнить задания:

классифицировать основания (см. опорный конспект);
составить формулы оснований по названию: гидроксид калия, гидроксид кальция,
гидроксид железа(III);
назвать основания по приведенным формулам:

Ba(OH)2, LiOH, Al(OH)3, Pb(OH)2.

Два следующих задания предлагаются в распечатанном виде. Это логически поисковые задания, цель которых – не только закрепить и проверить знания по определенным химическим понятиям, но и, используя химические знания, развить умения сравнивать, систематизировать и обобщать. Эти задания ученики выполняют самостоятельно (5 мин), а затем проверяют вместе. Интересно, что в эти упражнения можно вводить задания, не связанные с химией и требующие нестандартного подхода к решениям.

1. Найти закономерность и обобщить:

а) NaOH, KOH, Ba(OH)2;
б) литий, магний, калий, золото;
в) Na+, OH, Cl, K+;
г) Fе(ОН)3, Сu(ОН)2, НgОН, Zn(ОН)2;
д) ртуть, цинк, хлор, рожь;
е) Nа2О, СаО, ВаО, К2O;
ж) SO3, СO2, SO2, МnО2.

2. Найти лишнее:

а) Mg, Нg, S, Al;
б) N, Р, Nа, Сl;
в) НСl, NаОН, Н24, Н2S;
г) CaO, K2О, MnО, MnO2;
д) HgO, N2О5, CО2, Cl2O7;
е) яблоко, груша, огурец, вишня;
ж) NaOH, Nа24, Fe(OH)3, Ba(OH)2.

Продолжение фронтальной беседы с использованием опорного конспекта:

химические свойства щелочей и нерастворимых оснований (сходство и отличие);
получение щелочей и нерастворимых оснований (как фрагментов генетической связи, представленных превращений).

Для закрепления пройденного материала проводятся опыты.

Демонстрационный опыт. Получить нерастворимое основание Сu(ОН)2 из твердого СuО по приведенной ниже схеме (предложена совместно с учениками):

Снова обращается внимание на тот факт, что СuО в Н2О нерастворим, т. е. CuО + Н2О .
Опыт проводит учитель либо ученик.
Лабораторный опыт. Самостоятельно получить реакцией обмена нерастворимое основание
Сu(ОН)2 из раствора соли меди(II) и провести его взаимодействие с раствором кислоты. Обсудить проведение опыта по предложенной схеме (условия проведения реакций, запись уравнений на доске под диктовку учащихся):

Следующий этап деятельности учащихся связан с заданием, способствующим развитию творческих способностей и требующим комбинаторного мышления. Это позволяет, во-первых, закрепить навыки составления химических уравнений; во-вторых, проверить знания по химическим свойствам веществ; в-третьих, перевести составленные уравнения в цепочку превращений, т. е. осуществить синтетические действия: перейти от частного к общему.
Вопрос. На 10 карточках написаны формулы веществ с коэффициентами, участвующих в химических реакциях:

O2 2Na2O Na2O H2O 2NaOH 2NaOH H2SO4 Na2SO4 2H2O 4Na

Cоставить три уравнения возможных реакций.

Ответ.

1) 4Nа + О2 = 2Nа2О;
2) Nа2О + Н2О = 2NaOН;
3) 2NаОН + Н24 = Na2SO4 + 2Н2O.

Какая цепочка превращений получилась?

Ответ.

Дополнительный вопрос. Добавляю карточку . Какое еще уравнение реакции можно составить, воспользовавшись уже имеющимися карточками и добавив еще одну с формулой неметалла?
Ответ. Карточка .

4) Nа2O + Н2 = 2Nа + НsО.

Итоговая цепочка превращений:

Задание учащиеся выполняют самостоятельно, работая в парах (на парте – один комплект карточек), один ученик работает на магнитной доске (остальные должны видеть ход его решения до проверки).
Уравнения превращений в тетрадях не записываем, т. к. ученики работают с карточками, что способствует более глубокому осмыслению (через моторику пальцев), а цепочки превращений в качестве ответов записываем на доске и в тетрадях.
После этого задания необходимо провести обмен мнениями.

Домашнее задание

1. Повторить записи в тетрадях и опорном конспекте, а также прочитать по учебнику соответствующий материал, связанный с оксидами, кислотами и основаниями.
2. Закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, указать типы химических реакций.

3. Составить уравнения реакций, указать их типы:

4. По приведенным данным составить условие задачи и решить ее.

И.В.СМИРНОВА,
учитель химии
гимназии «Жуковка»
(Одинцовский р-н, Московская обл.)

Рейтинг@Mail.ru