Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №2/2004

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Химический Новый год,
или В дорогу за чудесами

Внеклассное мероприятие
для учеников младших классов

Продолжение. Начало см. в № 1/2004 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Конкурс «Рассуждалки».
Демонстрационный опыт
«Замерзающая и оживающая гвоздика»

Дедушка Химик. Второе испытание командам. Капитаны команд, получите посылку от Деда Мороза. (Капитаны получают конверт с вопросами-рассуждалками.) Условия таковы: команда, которая правильно ответит на вопрос и объяснит причину, получает три снежинки. Команда, которая правильно ответит на вопрос, но воспользуется подсказкой, получает две снежинки. А команда, правильно ответившая на вопрос, но не сумевшая объяснить явление, получает одну снежинку.
Для ответа на вопросы этого конкурса каждая команда получает аппликации.

Вопрос-рассуждалка 1. Что тяжелее: литр воды или литр льда? Почему? (Рис. 4.)

Рис. 4. Аппликация к вопросу-рассуждалке 1

Рис. 4.
Аппликация к вопросу-рассуждалке 1

Правильный ответ. Тяжелее литр воды. Лед и вода занимают одинаковые объемы, но лед легче (рис. 5).

Рис. 5. Правильный ответ на вопрос-рассуждалку 1

Рис. 5.
Правильный ответ на вопрос-рассуждалку 1

Загадка-подсказка. Я вода, но по воде же и плаваю.

Вопрос-рассуждалка 2. Что занимает больше места в стакане: один килограмм воды или один килограмм льда? Почему? (Рис. 6.)

Рис. 6. Аппликация к вопросу-рассуждалке 2
Рис. 6.
Аппликация к вопросу-рассуждалке 2

Правильный ответ. Больше места в стакане занимает один килограмм льда. Это потому, что при замерзании вода расширяется и превращается в лед, который занимает больше места (рис. 7).
Вопрос-подсказка. Что произойдет с полной бутылкой жидкой воды на морозе?

Рис. 7. Правильный ответ на вопрос-рассуждалку 2

Рис. 7.
Правильный ответ
на вопрос-рассуждалку 2

После ответов на вопросы командам демонстрируют аппликации с правильными ответами
(см. рис. 5 и 7), изготовленные на плотной бумаге (формат А3/А4) или при помощи других средств наглядности. В дополнение к комментариям на вопросы ученикам можно предложить проверить правильность своего ответа с помощью подручных средств. Для этого капитаны команд получают соответствующий материал.
Материальное обеспечение (средство наглядности) к вопросу-рассуждалке 1: литровая пластиковая бутылка с водой и такая же бутылка с одним литром льда. На одной бутылке напишите «1 литр воды», на другой – «1 литр льда». Для приготовления одного литра льда используют
920 мл воды (льда 0,92 г/см3; mльда = Vльдальда).
Материальное обеспечение к вопросу-рассуждалке 2: полуторалитровая пластиковая бутылка с килограммом (литром) воды и такая же емкость с литром воды, которую замораживают. На одной бутылке напишите «1 кг воды», на другой – «1 кг льда». Для замораживания воды в бутылках можно использовать морозильную камеру (бутылка должна находиться в вертикальном положении) или воспользоваться морозной погодой.
Ученикам в качестве домашнего эксперимента можно предложить заморозить воду в металлическом стакане, отметив ее первоначальный уровень фломастером.
Для достоверности Дедушка Химик предлагает капитанам команд проверить вес наполненных бутылок с помощью пружинных весов (или безмена с ценой деления 50–100 г).
Дедушка Химик. Дорога к чуду открыта. А ну-ка, внученька, давай покажем ребятам замерзающую и оживающую гвоздику.
Внучка Химичка опрыскивает из пульверизатора гвоздику 0,5–1%-м раствором аммиака (нашатырный спирт). Затем она вынимает цветок из стакана (плоскодонной колбы) и дует на него.
Внучка Химичка.
У малиновой гвоздики
Очень уж характер дикий.
На цветочек подышала –
И гвоздика белой стала.

Дедушка Химик.
Вот так чудо, ну дела, –
Стала словно снег бела.

Внучка Химичка (ставит цветок в стакан и обрабатывает его раствором аммиака из пульверизатора).
А теперь живой воды
Нанесу на лепестки.

Дедушка Химик.
Вот так чудо, ну дела, –
Стала вдруг, какой была.

Ведущий. Ребята, открою тайну этого чуда. Цветок пропитан веществом-определителем – индикатором*. Когда Внучка Химичка побрызгала на цветок волшебной жидкостью (нашатырным спиртом), гвоздика стала малиновой. После того как она подышала на цветок, яркая окраска исчезла. Наша гвоздика необычная – химическая. Это чудо, как и те, что мы показываем, называется химическим опытом.


* С понятием «индикатор» дети знакомятся на занятиях химического кружка.

Конкурс загадок.
Демонстрационный опыт
«Химический снег»

Дедушка Химик. Последнее испытание командам. Капитаны, получите письма от Дедушки Мороза. Что находится в конвертах? Задание – отгадать загадки Дедушки Мороза и составить одно или два предложения из отгадок. У каждой команды есть две попытки ответа на каждую загадку. За правильно отгаданную с первого раза загадку команда получает снежинку. За ответ со второго раза команда не получает снежинку и переходит к следующей загадке. Если же команда не справляется с загадкой, право ответа переходит к другой команде. Тогда у команды-соперницы появляется шанс получить эту (вашу) снежинку. Перед тем, как говорить отгадку, команда читает саму загадку. На отгадки и составление предложения с ними отводится 5 мин.

Загадки 1-й команде

Выросло, повыросло,

из бороды повылезло,

Солнышко встало –

ничего не стало.

(Сосулька.)

Старик шутник на улице стоять не велит,
за нос домой тянет.

(Мороз.)

А ну-ка, ребята, кто угадает:
На десятерых братьев двух

шуб хватает.

(Варежки, рукавицы.)

Я как песчинка мал,

а землю покрываю,

Я из воды, а с воздуха слетаю.

(Снег.)

Загадки 2-й команде

Я вода, да по воде же

и плаваю.

(Лед.)

Зимой греет, весной тлеет,
Летом пропадает, осенью

оживает.

(Снег.)

Сижу верхом, не ведаю,

на ком,

Знакомца встречу –

соскочу, привечу.

(Шапка.)

Эко ты дерево, и зиму,
и лето зелено.

(Ель, сосна.)

Дедушка Химик. Итак, конкурс закончен. Где же оно, долгожданное чудо?
Внучка Химичка. Здесь, дедушка. Я научилась делать искусственный снег прямо в чашке. Для этого нужно взять чашку, которой никто не пользуется. Заполнить ее жидкостью, из которой будет получаться снег (смесь пероксида водорода с пеной для ванны), и добавить немного волшебного порошка (йодид калия на кончике пластиковой чайной ложки), чуть-чуть размешать, и готово. Снежный сугроб вылезает из чашки.
Дедушка Химик. Внучка, где ты этому научилась?
Внучка Химичка. На занятиях кружка по химии. Правда, этому учат не сразу. Чтобы сделать чудо, нужно к этому готовиться, учиться. Всякое химическое чудо можно объяснить. Потом придет время, когда можно будет удивлять людей химическими превращениями, а также полученными знаниями.
Дедушка Химик. Умница, внучка. А главное, никакого вреда здоровью окружающих.
Ведущий. Этот опыт прост. Для его проведения требуются некоторые вещества, которые можно приобрести в аптеке, и пена для ванны. Только, чтобы повторить опыт, нужно побольше узнать химию. Подведем итоги. Капитаны команд, положите снежинки в конверт с загадками. На конверте напишите название своей команды. Конверты передайте на стол ведущему.

Заключительная часть –
демонстрационный опыт
«Метель из бутылки».
Награждение участников команд

В класс входит Дедушка Мороз. Он аккуратно держит темную полуторалитровую пластиковую бутылку горлышком вверх. На дне бутылки находится 5–10 мл пергидроля (пероксид водорода). Завинченная крышка придерживает висящий на нити (внутри бутылки) отрезок бинта с порошком (или таблеткой) йодида калия. Бинт с порошком должен быть сложен в мешочек, перевязанный крепкой (шелковой) нитью, во избежание попадания йодида калия в смесь пероксида водорода. Чтобы полностью замаскировать мешочек на нити, оклейте верхнюю половину бутылки бумагой или непрозрачным скотчем.
Дедушка Мороз. Здравствуйте! Мой братец мне рассказывал о вас. Очень хвалил. А сегодня пригласил к вам на кружок. Говорит: «Принеси, Морозушка, подарки ребятишкам». Подарки готовы. Пока я шел сюда, то слышал, как вы соревновались. У какой же команды больше всего снежинок?
Ведущий подводит итоги игры, называя количество заработанных командами снежинок.
Дедушка Мороз. Обе команды набрали снежинки, значит, правильно отвечали на вопросы. Я поздравляю обе команды: первую (объявляет название команды) – за большее число снежинок, вторую (объявляет название команды) – за правильные ответы и заработанные снежинки. Мой первый подарок. В эту бутылку я поймал немного ветра, который гулял по улице. Вот он.
Откручивает крышку бутылки и сразу ставит ее на стол для опытов. «Выпустить ветер» можно предложить капитану выигравшей команды. Тогда опыт проводится на демонстрационном столе. Ученик одной рукой придерживает бутылку, другой – открывает крышку. Как только крышка будет открыта, Дедушка Мороз отводит ребенка от стола. После окончания опыта Дедушка Мороз предлагает потрогать дно разогретой бутылки.
Дедушка Мороз. Истомился ветер в тесной бутылке, даже запарился. Ребята, что напоминает этот ветер из бутылки? (Если ученики затрудняются с ответом, Дедушка Мороз задает наводящий вопрос.) Похож он на пар из кипящего чайника? В этом чуде есть два вещества, которые, соприкасаясь друг с другом, выделяют много тепла. Этого тепла хватает, чтобы разогреть немного воды в бутылке. (обращается к Дедушке Химику.) Братец Химик, ты выполнил наше со Снегурочкой пожелание?
Дедушка Химик. А как же, братец Морозушка. Как велели, мы опустили искусственную елочку в волшебную жидкость. Что получилось, еще не смотрели, тебя ждали.
Дедушка Мороз и Дедушка Химик смотрят на елку в жидкости, не касаясь стакана, и приглашают к столу желающих. Нужно проследить, чтобы стол не толкали и банку не трогали руками.
Дедушка Химик. Следующий подарок каждому из вас – похвальные грамоты за участие в новогоднем химическом соревновании.
Ученикам вручаются грамоты, в которые записывают фамилии (рис. 8).

Рис. 8. Новогодняя грамота участника команды

Рис. 8.
Новогодняя грамота
участника команды

Ведущий. Сегодня мы шли по дороге за чудесами к волшебным превращениям. Такие превращения называются химическими опытами. Этому сразу не научишься. Сначала нужно познакомиться с ее величеством – Химией – и заслужить ее доверие. Желающие могут посещать занятия нашего химического кружка, на которых мы будем вместе творить чудеса, а главное – объяснять их.
Друзья! На этом наша сегодняшняя игра заканчивается, но дорога к чудесам только начинается. Ждем вас на занятиях химического кружка.

Окончание следует

Д.М.ТОНКИХ,
аспирант;
Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор (МПГУ, Москва);
В.М.ШАБАРШИН, к.х.н.,
доцент (ЛПГУ, Липецк)