Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2004

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Общие свойства металлов

Обобщающий урок · 9 класс
«Семь металлов создал свет по числу семи планет»
«Семь металлов создал свет
по числу семи планет»

Цели. Выявить и закрепить знания о строении и свойствах металлов.
Ключевые вопросы. Химические свойства металлов, электролиз растворов, сравнительная характеристика металлов главных и побочных подгрупп.
Эпиграф урока. «Семь металлов создал свет по числу семи планет».

План урока

  • Организационный момент (3 мин).
  • Фронтальным опрос (20 мин).
  • Индивидуальная работа у доски по карточкам (10 мин).
  • Химический диктант (7 мин).
  • Сообщение о значении металлов (3 мин).
  • Выводы и итоги урока (2 мин).

ХОД УРОКА

Организационный момент

Учитель. Содержание в земной коре химических элементов (в % от массы земной коры) следующее: О – 47,2%, Si – 27,6%, Al – 8,8%, Fe – 4,65%, Ca – 3,6%, Na – 2,64%, K – 2,6%,
Mg – 2,1%. В сумме получается около 99%. На долю остальных элементов, существующих на Земле (Au, Ag, Sn, Pb, Cu, Hg и т. д.), приходится менее 1%.
Знаете ли вы, что в древности и в средние века было известно только семь металлов. Это число соотносилось с числом известных тогда планет: Солнце – золото, Юпитер – олово, Луна – серебро, Марс – железо, Меркурий – ртуть, Сатурн – свинец, Венера – медь. Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы. Поэтому они и говорили: «Семь металлов создал свет по числу семи планет».
А знаете ли вы, ребята, что сплавы металлов могли изготовлять уже в 200 г. н. э. Так, в Китае в наши дни была найдена гробница полководца Чжоу-Чжу, похороненного в 297 г. н. э., которая состояла из очень прочного сплава – 10% Cu, 5% Mg и 85% Al. По этой причине гробница сохранилась до наших дней.

Фронтальный опрос

1. На какие две группы делятся все простые вещества?
2. Объясните особенности строения атомов металлов и природу химической связи в них.
3. Какие характерные физические свойства имеют металлы? По каким особенностям можно отличить металлы от неметаллов? Приведите примеры.
4. Исходя из строения атомов металлов, объясните, почему щелочные металлы имеют именно такие свойства: валентность в соединениях I, легкость взаимодействия с водой, с кислородом воздуха и т.д.
5. Какие еще важные свойства металлов вы можете выделить?
6. Дайте общую характеристику металлов по их положению в периодической системе (металлы главных и побочных подгрупп).
7. Какой металл самый распространенный в земной коре?
8. В каком виде металлы встречаются в природе?
9. Расскажите о получении металлов.
10. Что такое коррозия металлов? Какие известны способы защиты от коррозии? Почему для защиты железа используется цинк, а не медь?
11. Что такое сплавы? Почему мы их используем?
12. Какие свойства (окислительные или восстановительные) характерны для металлов? Почему? С какими веществами реагируют металлы?

Индивидуальная работа у доски
по карточкам

Карточка 1

1. С какими простыми веществами реагируют металлы? Составьте уравнения реакций на примере Са.
2. Реагируют ли металлы с водой? Какие получаются продукты реакции? Составьте уравнения реакций на примере Na и Zn.

 

Карточка 2

1. С какими сложными веществами реагируют металлы?
2. Составьте уравнения реакций металлов Мg и Fe с кислотами и солями. Результаты объясните с использованием электрохимического ряда напряжений металлов.

 

Карточка 3

1. Что такое электролиз? Охарактеризуйте этот процесс.
2. Составьте схему электролиза водного раствора Cu(NO3)2 с инертным анодом.

 

Химический диктант

Тема «Сравнительная характеристика металлов главных и побочных подгрупп». Используя обозначения:
– металлы главных подгрупп,
– металлы побочных подгрупп,
определите, в каких случаях речь идет о металлах главных подгрупп, а в каких – о побочных.

1. У этих металлов последующие электроны заполняют не внешний, а предвнешний энергетический уровень.
2. Эти металлы не образуют водородных соединений.
3. Эти металлы относятся к s- или p-элементам.
4. На внешнем энергетическом уровне атомов этих металлов чаще всего два электрона.
5. Эти металлы проявляют очень сильные восстановительные свойства.
6. Эти металлы очень энергично реагируют с простыми веществами.
7. Для этих металлов характерны переменные степени окисления.
8. К этой подгруппе относятся щелочные металлы.
9. В атомах некоторых из этих металлов возможен «провал» одного s-электрона внешнего энергетического уровня на предвнешний.
10. У этих металлов с возрастанием зарядов ядер химическая активность уменьшается.
11. Химические реакции некоторых металлов этой подгруппы сопровождаются взрывом.
12. Некоторые металлы этой подгруппы используются для изготовления драгоценностей.
13. Один из представителей этой подгруппы занимает 4-е место по электропроводности.
14. Один из металлов этой подгруппы является самым твердым.
15. Эти металлы относятся к d- или f-элементам.
16. Представители этих металлов одновременно самые легкие и самые мягкие.

Ответы.

1 – , 2 – , 3 – , 4 – , 5 – , 6 – , 7 – , 8 – , 9 – , 10 – , 11 – , 12 – ,
13 – , 14 – , 15 – , 16 – .

Сообщение о значении металлов

Ученик выступает с докладом о роли металлов в жизни человека.

Выводы и итоги урока

Все металлы имеют металлическую кристаллическую решетку.
В металлах существует металлическая связь, обусловленная наличием свободных электронов в кристаллической решетке.
Основные признаки металлов – металлический блеск, непрозрачность, электро- и теплопроводность.
Металлы главных и побочных подгрупп отличаются друг от друга по свойствам.
Металлы проявляют только восстановительные свойства, потому что в реакциях они всегда отдают свои электроны.
Металлы используют в основном в виде сплавов. Металлы имеют важное значение в жизни человека.
Недостатком металлов является то, что они подвергаются коррозии, т. е. разрушению под влиянием окружающей среды.

Домашнее задание. (Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы.
М. Высшая школа, 1987, с. 126.)
Задача 13.9. При восстановлении водородом смеси оксида железа(II) и оксида железа(III) массой 148 г получили железо массой 112 г. Определите массовые доли каждого из оксидов в смеси.

Д.А.УРУМОВА-БОРАНУКОВА,
учитель химии
республиканского лицея
(а. Хабез, Карачаево-Черкессия)