Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2004
ПЕРЕПИСКА С ЧИТАТЕЛЕМ

Из опыта работы

Программа по учебнику
«Химия-8» О.С.Габриеляна

Сейчас разработано множество программ по химии, формирующих знания о важнейших понятиях, законах и теориях химии. Для работы в своей школе я выбрала программу для 8–11-х классов О.С.Габриеляна. Программа построена на концентрической концепции. Особенность этой программы заключается в том, что весь теоретический материал курса химии изучается в первый год обучения. Это позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал 9-го класса – химию элементов и их соединений. Однако множество теоретических понятий, приходящихся на первый год изучения химии, вызывает ряд затруднений.
Начинается изучение предмета химии с темы «Введение в химию», в которой рассказывается об истории химии, о ее роли в нашей жизни. Школьники знакомятся с химическими знаками, формулами веществ и т. п. В данной теме я посчитала нужным выделить три урока на изучение понятия «валентность» и отработку умения составлять формулы веществ по валентности. Это понятие дает возможность объяснить ученикам значение индексов в химических формулах. Решение заданий на составление формул веществ по валентности позволяет отработать алгоритм нахождения наименьшего кратного чисел валентности и индексов в химических формулах.
На страницах методической и учебной литературы можно встретить разные определения понятия «валентность». Автор данной программы вводит его только в курсе химии 9-го класса при знакомстве с представителями органических веществ. Однако знание понятия «валентность» введено во «Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования» применительно и к неорганическим веществам. В 8-м классе нет необходимости раскрывать все особенности этого понятия, достаточно отработать умения составлять формулы веществ и находить валентность по известной формуле вещества. В дальнейшем, при изучении темы «Атомы химических элементов», мы рассматриваем связь между строением атома химического элемента и валентностью, которую он может проявлять в соединениях. А в теме «Соединения химических элементов» сравниваем два понятия: «степень окисления» и «валентность». Опираясь на уже изученный материал, рассматриваем достоинства и недостатки этих понятий и в дальнейшем уже используем термин «степень окисления».
Умение составлять формулы веществ по валентности помогает быстрее освоить классы неорганических веществ. Составление формул соединений с использованием степени окисления не вызывает затруднений, т. к. ребятам эти приемы уже знакомы.
Курс химии 8-го класса по программе Габриеляна включает два практикума. Первый – после темы «Изменения, происходящие с веществами», второй завершает изучение химии в 8-м классе. Я считаю, что целесообразнее проводить практические работы при изучении соответствующих тем. В этом случае они больше отвечают своему назначению и выступают как средство закрепления, совершенствования и конкретизации экспериментальных умений и навыков. Кроме того, тема «Соединения химических элементов» содержит большой лабораторный практикум, развивающий навыки работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.
Практическая работа по изучению правил техники безопасности в программе Габриеляна предусмотрена только после изучения темы «Изменения, происходящие с веществами». Я провожу первую практическую работу после изучения бинарных соединений металлов и неметаллов перед уроком «Оксиды и летучие водородные соединения», т. к. на этом уроке автором предусмотрен лабораторный опыт по изучению различных оксидов.
Включение практических работ в соответствующие разделы курса, как мне кажется, позволяет ребятам воспринимать их целостно, использовать полученные знания при решении экспериментальных задач, быстрее овладевать приемами и навыками работы с лабораторным оборудованием, химическими веществами, воспитывает культуру научной работы.
Привожу поурочное планирование с учетом описанных изменений.

Т е м а 1. Введение в химию.

1. Предмет химии. Вещества.
2. Превращения веществ. Роль химии в нашей жизни.
3. Краткий очерк истории развития химии. Основоположники отечественной химии.
4. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
5. Знаки химических элементов.
6. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
7. Понятие «валентность».
8. Определение валентности по формулам соединений и составление формул по известной валентности элементов.
9. Повторительно-обобщающий урок.

Т е м а 2. Атомы химических элементов.

10. Основные сведения о строении атомов.
11. Изотопы.
12. Строение электронных оболочек атомов.
13. Электронные орбитали и электронные формулы атомов.
14. Ионы и ионная химическая связь.
15. Ковалентная связь между одинаковыми атомами неметаллов.
16. Ковалентная полярная химическая связь.
17. Металлическая химическая связь.

Т е м а 3. Простые вещества.

18. Простые вещества – металлы.
19. Простые вещества – неметаллы.
20. Количество вещества.
21. Молярный объем газов.

Т е м а 4. Соединения химических элементов.

22. Степень окисления.
23. Бинарные соединения металлов и неметаллов.
24. Практическая работа «Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».
25. Оксиды и летучие водородные соединения.
26. Основания.
27. Кислоты.
28–29. Соли как производные кислот и оснований.
30. Урок упражнений по пройденному материалу.
31. Кристаллические решетки.
32. Чистые вещества и смеси.
33. Практическая работа «Анализ почвы и воды».
34. Массовая и объемная доли компонентов смеси (в том числе и доля примесей).
35. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля».
36. Практическая работа «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе».
37. Обобщение и систематизация знаний по теме 4.
38. Контрольная работа.

Т е м а 5. Изменения, происходящие с веществами.

39. Физические явления.
40–41. Химические реакции.
42. Практическая работа «Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание».
43. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
44. Реакции разложения и соединения.
45. Практическая работа «Получение кислорода и изучение его свойств».
46. Реакции замещения.
47. Практическая работа «Получение водорода и изучение его свойств».
48. Реакции обмена.
49–50. Расчеты по химическим уравнениям.
51. Обобщение и систематизация знаний по теме 5.
52. Практическая работа «Признаки химических реакций».
53. Контрольная работа.

Недостатком учебника «Химия-8» О.С.Габриеляна считаю отсутствие отдельно выделенного описания лабораторных работ. Инструкции к некоторым из них содержатся в соответствующих параграфах учебника с уже написанными уравнениями реакций, что снижает обучающее значение химического эксперимента.
К достоинствам данного учебника и программы в целом хочется отнести постепенный переход в изучении химии от атома к простому веществу, затем к сложным соединениям и химическим реакциям. Изучение темы «Атомы химических элементов» вызывает большие затруднения, поскольку восьмиклассникам из-за недостатка знаний по физике трудно представить и воспринять всю сложность строения атома и распределения электронов по орбиталям. В дальнейшем, после преодоления этих трудностей, такое построение курса облегчает изучение каждой последующей темы.
В конце первого полугодия школьники успешно справляются с заданиями на составление формул соединений, расчет степени окисления по известной формуле вещества, записывают электронные формулы атомов элементов главных подгрупп 1–3-го периодов.
Анализируя работу по этой программе, хочется отметить, что каждое понятие ребята воспринимают глубоко и осознанно. Восьмиклассники с интересом изучают классы веществ, химические реакции, в которые вступают соединения. Важно и то, что раннее изучение строения атома создает материалистическую основу для понимания происходящих химических процессов и свойств, проявляемых веществами. Ученики легче усваивают зависимость свойств веществ от особенностей химической связи и строения кристаллической решетки и оказываются лучше подготовленными к восприятию материала 9-го класса.

И.А.УКРАИНЦЕВА,
учитель химии школы № 39
(г. Калининград)