Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2004
В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Химический Новый год,
или В дорогу за чудесами

Внеклассное мероприятие
для учеников младших классов

Изучение химии в средней школе начинается очень поздно, чаще всего в 8-м классе. А ведь дети знакомятся с этим предметом не позже обучения чтению и письму. К примеру, начальные практические навыки по химии ребенок приобретает в младшем школьном возрасте, а то и раньше. Этими навыками являются:
– приготовление растворов – растворение сахара в воде для приготовления чая;
– нагревание жидкостей – кипячение воды в чайнике или кастрюле;
– смешивание веществ – приготовление шипучего напитка из гидрокарбоната натрия, лимонной кислоты и сахара;
– взрывы пиротехнических смесей (хлопушек, петард);
– плавление твердых веществ (льда, сахара) и т. д.
В связи с этим имеет смысл начинать целенаправленно знакомить учеников с химией на более ранних этапах (3–4-е классы) в форме внеклассных занятий, в том числе кружковых, праздничных мероприятий, командных соревнований. Базовой основой для этого знакомства является взаимосвязь с интегрированным курсом об окружающем мире («Естествознание», «Окружающий мир» и т. д.).
Для того чтобы удержать интерес и внимание к химии на занятиях интегрированных пропедевтических курсов или химического кружка, материал излагается в следующей форме.
Представление фактов о свойствах веществ, а также об их превращениях в увлекательной форме, без использования научной символики химических процессов (химические формулы и уравнения реакций). Ученикам предлагается кодирование химической информации в виде знакомых знаков и рисунков. Например, агрегатные состояния веществ можно изобразить в виде облака (газ), капли (жидкость), квадрата или ромба (твердое вещество), записывая в определенный символ название вещества (рис. 1).

Рис. 1. Условная запись химического превращения «получение шипучего напитка»

Рис. 1.
Условная запись химического превращения
«получение шипучего напитка»

Привлечение школьников к изучению как физических, так и химических явлений, происходящих в окружающем мире, при помощи эксперимента – демонстрационного и ученического (в зависимости от сложности проведения). Демонстрируемые опыты сопровождаются простыми объяснениями.
Поощрение достижений, которых добились ученики во время изучения материала. Это похвальные грамоты, медали из соленого теста, изготовленные в химическом кружке, и др.

Предлагаемый сценарий «Химического Нового года» разработан для одного из занятий химического кружка «Ее Величество – Химия» с учениками начальных (3–4-х) классов. Его можно использовать и как разовое мероприятие в рамках праздничного занятия со школьниками младших и средних (5–7-х) классов1 .
По своей форме «Химический Новый год» является командным соревнованием и проводится во внеурочное время. Занятие-соревнование «Химический Новый год» может не совпадать с календарным, поэтому его проводят как познавательный и психологический досуг школьников в любое удобное время.
Хочется осветить некоторые организационные моменты данного мероприятия.
Для проведения занятия в качестве помощников ведущего могут быть задействованы учащиеся старших (8–11-х) классов, а также студенты химико-биологических отделений педагогических вузов. Задача ведущего и его помощников «зажечь» участников. Помимо наличия актерской техники важно умение сознательно войти в азартное состояние, поймать «кураж», задать соревновательный настрой участникам команд (в этом помогут неоднократные репетиции). Учителю необходимо провести инструктаж по проведению химического эксперимента.
Праздничное настроение будет эмоциональнее при использовании неординарных нарядов как ведущих, так и детей. О готовящемся соревновании детей следует предупредить заранее, для того чтобы они успели приготовить новогодние костюмы. Например, Дедушке Химику можно смастерить колпак ученого, Внучке Химичке – сплести косы с бантами и одеть героев в химические халаты. Это будет соответствовать не только роли, но и технике безопасности.
Заранее продумайте средства поощрения для ведущих и участников химического состязания. Это могут быть благодарственные грамоты, чаепитие после занятия и т. д.
При награждении будьте корректны и осторожны в высказываниях о команде, занявшей второе место. А чтобы избежать и сгладить негативный настрой учеников этой команды, не следует употреблять словосочетаний типа «проигравшая команда». Кому нравится проигрывать, тем более в возрасте колоссальных эмоциональных переживаний? Ведущие должны объяснить участникам, что второе место также очень почетно и команда заслужила его в честной борьбе, сражалась изо всех сил, а проигрыш их был случаен. Если еще постараться и прибавить в знаниях, то уж в следующий раз!..
Итак, вашему вниманию предлагается сценарий химического занятия «Химический Новый год, или В дорогу за чудесами»2.

Действующие лица. Ведущий, Дедушка Химик, Внучка Химичка, Дедушка Мороз.

План занятия

  • Представление участников новогоднего занятия. Рассказ ведущего.
  • Конкурс «Почемучка». Демонстрация опыта «Химическая елка».
  • Конкурс «Рассуждалки». Демонстрационный опыт «Замерзающая и оживающая гвоздика».
  • Конкурс загадок. Демонстрационный опыт «Химический снег».
  • Заключительная часть – демонстрационный опыт «Метель из бутылки».
  • Награждение участников команд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Представление участников новогоднего занятия.
Рассказ ведущего

Ведущий. Сегодня у нас новогоднее занятие. Мы отправляемся в дорогу за чудесами.
В некотором царстве, химическом государстве живет Дедушка Химик. Люди идут к нему за чудесами. Но, чтобы сотворить чудо, он предлагает пройти испытания. Осиливший их получает заветное волшебство.
У дедушки есть верная помощница – Внучка Химичка. Чудеса, которые дедушка и внучка дарят людям, называются химическими превращениями. Сегодня они пришли к нам, чтобы порадовать своими чудесами.

В класс входят представленные участники и приветствуют присутствующих.
Ведущий. Дедушка, скажите, какие чудеса вы нам покажете?
Дедушка Химик (обращается к присутствующим). Для вас мы приготовили зимние опыты. Мой родной братец – Дед Мороз – удивляет всех своим умением наряжать деревья пушистыми снежинками, превращать глубокую речку в скользкую дорогу, рисовать разные узоры на стеклах. Да, он мастер на все руки. Но и мы тоже умеем творить чудеса. Только эти чудеса умещаются на обыкновенном столе. Сегодня вы увидите химическую елку, покрытую инеем, замерзающий и оживающий цветок, искусственный снег. В этом мне поможет моя умница-разумница – Внучка Химичка.
Вас уже предупредили об одном важном условии? Чудо само не приходит. Его добиваются. Для этого внучка и братец Морозушка приготовили задания, на которые вы должны ответить. Кстати, сам братец обещал посетить нас. Наверняка с какими-нибудь чудесами
.
Ведущий. Итак, в дорогу за чудесами. В пути нужен порядок, поэтому каждый из вас должен выбрать фант и попасть в одну из двух команд.
Ученики выбирают фанты наугад, не глядя в коробку. Фанты изготавливают из бумаги двух цветов3 и количеством, соответствующим числу участников игры (равное число фантов различного цвета). Если на занятии присутствует нечетное количество учеников, то в коробку дополнительно добавляется по одному фанту разного цвета.
Ведущий. Участники, выбравшие фанты красного цвета, собираются в левой стороне от игрового стола (стол с заданиями), обладатели зеленых фантов – справа.
После распределения участников на команды ведущий собирает фанты обратно в коробку.
Ведущий. Участникам нужно придумать название команде, выбрать капитана, который будет отвечать за порядок в его команде. В конце игры команды ждут сюрпризы.
На доске записывают название каждой команды. По ходу игры ведущий фиксирует количество заработанных очков (снежинок).

Конкурс «Почемучка».
Демонстрация опыта «Химическая елка»

Место ведущего занимает Дедушка Химик, который берет со стола для опытов макет елки и демонстрирует ее ученикам.

Дедушка Химик.

Вам сегодня Дед Мороз
Елку чудную принес.
И Снегурочка была,
Чудо-жидкость принесла.
Покрутили, повертели,
В жидкость опустить велели.
Может, правда, взять за нить,
В жидкость елку опустить?

Для того чтобы чудо получилось, команды должны ответить на вопросы-почемучки. Внучка, вручи командам воздушные шарики с вопросами. (Команды выбирают шарики с вопросами, по одному на команду.) Ваша задача – достать из шарика вопрос и за минуту приготовить на него ответ. Команда, которая дает правильный и полный ответ на вопрос, получает две снежинки. За правильный, но неполный ответ команда получает одну снежинку. Команды могут пользоваться помощью ведущего или помощью другой команды. Тогда эту снежинку при правильном ответе получает другая команда.

Вопрос-почемучка 1. Почему вода называется вечной путешественницей? Соберите картинку. (Команда получает фрагменты аппликации «Круговорот воды в природе» (рис. 2), ножницы и скотч.)
Правильный ответ. Воду называют вечной путешественницей, потому что она находится в постоянном круговороте. Вода испаряется с поверхности водоемов и превращается в облака, которые несут атмосферные осадки. В теплую погоду осадки выпадают в виде дождя, а в холодную – в виде снега. Дальше эта вода собирается в ручьи и попадает в водоем или проходит сквозь почву и с подземными (грунтовыми) водами также попадает в водоем.

Рис. 2. Аппликация «Круговорот воды в природе»
Рис. 2.
Аппликация «Круговорот воды в природе»

Подсказка ведущего – рисунок круговорота воды (рис. 3). (Такую подсказку капитан команды получает в случае затруднения при ответе.)

Рис. 3. Правильный ответ на вопрос-почемучку «Круговорот воды в природе»

Рис. 3.
Правильный ответ на вопрос-почемучку
«Круговорот воды в природе»

Вопрос-почемучка 2. Почему, если мы внесем сухой холодный предмет в теплую комнату, на нем появятся капельки воды? Проведите исследование. (Команда получает сухое предметное стекло.)
Правильный ответ. В теплой комнате вода находится в виде пара (в газообразном состоянии). Если в комнату внести сухой холодный предмет, то на нем будут образовываться капельки воды из теплого воздуха. Невидимые пары воды, охлаждаясь на сухом и холодном предмете, превращаются в капельки воды.
Подсказка ведущего – эксперимент. Команде демонстрируется предметное стекло, на которое один из участников выдыхает теплый воздух.

Дедушка Химик (после ответа команд на вопросы и получения очков). Первое испытание пройдено. Внучка, команды заслужили первое химическое чудо.
Внучка Химичка. В этой банке4 находится волшебная жидкость, в которой самодельная елочка из металла покроется искусственным инеем. Опускаю елку в жидкость. Волшебство произойдет не сразу. Его можно будет наблюдать по окончании нашего путешествия.
Внучка берет искусственную елку за нить. На свободном конце нити нужно затянуть небольшую петлю (размером в толщину пальца), которую надевают на жесткий стержень (например, корпус от шариковой ручки). Конструкцию погружают в раствор ацетата свинца5 таким образом, чтобы края стержня находились на горловой части посуды. Эффективный результат покрытия поверхности оцинковки свинцом наблюдается спустя 20–30 мин. Во избежание сотрясения банки поместите емкость с реакционной смесью на отдельный стол у окна или на подоконник. В конце занятия ученикам демонстрируют образовавшиеся игольчатые кристаллы на искусственной елке.


1 При проведении занятия со школьниками 5–7-х классов рекомендуем немного повысить уровень сложности вопросов.
2 Автор сценария – Д.М.Тонких.
3 Условно обозначим цвет фантов – красный и зеленый.
4 Литровая стеклянная банка или демонстрационный химический стакан.
5 Раствор (10%-й) ацетата свинца можно приобрести в аптеке под названием «Свинцовая примочка».

Печатается с продолжением

Д.М.ТОНКИХ, аспирант;
Г.М.ЧЕРНОБЕЛЬСКАЯ,
профессор (МПГУ, Москва);
В.М.ШАБАРШИН,
доцент (ЛПГУ, Липецк)