Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №46/2003

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Из опыта работы

Почему я выбрала эти учебники?

Об учебниках Р.Г.Ивановой и других

Восьмой год, начиная с 1996 г., я учу детей химии по учебникам Р.Г.Ивановой и ее соавторов. Когда появился первый учебник «Химия для 8–9 классов» этого автора, я с уверенностью в успехе решила предложить его своим ученикам. Ведь известно, что Р.Г.Иванова – не случайный человек в методике. Она не может создать трудный и неинтересный для ребят учебник, т. к. хорошо знает все тонкости школьного преподавания химии. Я не ошиблась. Дети с удовольствием работают с этими учебниками, активно участвуют в разработке новых методических приемов проведения уроков.
Учебники доступны для всех детей, даже для тех, которые не имеют особых способностей. Очень важно, что тексты параграфов небольшие, изложены ясно, простым языком. Любой ученик легко и быстро прочитает и поймет, что нужно усвоить. А первый же успех окрыляет ребенка и создает уверенность в своих силах. Такой настрой содержание учебников поддерживает все время, поэтому возникший интерес к химии не угасает у детей с 8-го по 11-й класс. В такой обстановке можно спокойно изучать все сложные вопросы, поэтому ребята прилагают необходимые усилия, чтобы их знания стали глубокими и прочными.
С большим интересом учащиеся относятся к разделу, который есть в учебниках после каждого года обучения, – приложению «Для любознательных». Здесь они находят материал, расширяющий их знания, дополняющий и углубляющий приобретенные на уроках понятия и теоретические представления. Любознательными становятся почти все дети, потому что обязательно прочитывают те или иные статьи из этого приложения.
Девятиклассники и выпускники старшей школы всегда сдают химию как экзамен по выбору. Они получают хорошие оценки у меня и моих коллег – Л.Е.Ильиной и А.Б.Кирьяновой, которые также работают по учебникам Ивановой.
Дважды школа выпускала своих воспитанников, которые с 8-го по 11-й класс изучали химию по учебникам Ивановой и ее соавторов – А.А.Кавериной (10-й класс) и И.Н.Черткова (11-й класс). Многие из выпускников поступили в вузы, где продолжают успешно изучать химию. Школьные знания служат им надежной опорой для дальнейшего образования (и самообразования).

Что нового в учебнике по курсу химии для 8 класса?

Это действительно по-новому построенный учебник, содержащий все понятия, факты, теоретические вопросы, которые требуется усвоить на этом этапе обучения. Почему привлекает новая структура содержания?
Как известно, мы начинаем первый урок с пояснения, что изучает химия. Дети узнают, что химия изучает вещества и их превращения. Обратив внимание на оглавление учебника, они увидят две главы: «1. Общие сведения о веществах» и «2. Химические реакции». Сразу становится понятной общая логика курса: сначала надо узнать, какие есть вещества, каковы их свойства, какое они имеют строение, а затем выяснить, что и как с ними происходит.
В учебнике 48 параграфов, значит, 15–20 уроков можно отвести на совершенствование знаний и умений, а не на изучение нового материала. Учебный материал занимает 94 страницы, на которых 70 рисунков, 12 таблиц, схемы, вопросы и упражнения. Получается, что в среднем на каждый параграф приходится менее одной страницы текста. После каждого параграфа есть вопросы и задания. Всего их 184, в среднем по 4 на каждый параграф. Есть инструкции для выполнения лабораторных опытов (14 опытов) и практических работ (5 работ). Задания для самостоятельной работы, кроме учебника, собраны в пособии для учащихся «Вопросы, упражнения и задания по химии. 8–9 классы» (М.: Просвещение, 2001–2003).
Содержание учебного материала раскрывается последовательно, начиная со знакомства с первоначальными химическими понятиями: чистые вещества и смеси, атомы и молекулы, химический элемент, простые и сложные вещества, валентность, атомная и молекулярная массы, молярная масса и др. Изучаются свойства веществ – кислорода, водорода, некоторых металлов, неметаллов. Затем возникают вопросы, поставленные в заголовках параграфов: «Почему они металлы?», «Как образованы молекулы простых веществ?», «Как образуются сложные вещества?» Отвечая на эти вопросы, школьники объясняют изученные факты и тем самым знакомятся с теоретическими вопросами, такими, как виды химической связи, типы кристаллических решеток, поведение веществ в водных растворах, состав и свойства кислот, щелочей (оснований), солей с точки зрения электролитической диссоциации.
Получается, что дети усваивают теоретический материал не сам по себе, а в связи с конкретными фактами, когда возникает потребность объяснить свойства и состав веществ. Так дети начинают понимать связь теории и практики, значение теоретических знаний для осознанного восприятия мира веществ.
Все, что изучено о веществах, теперь можно обобщить, провести классификацию. В учебнике есть для этого специальный параграф (§ 34). В нем ярко показана основная идея о зависимости свойств веществ от их состава и строения. В связи с этой идеей можно обосновать, где они находятся в природе.
Следующий этап – изучение превращений веществ, химических реакций.
Общий план изложения темы похож на тот, который соблюдался при изучении общих сведений о веществах: от конкретных фактов к их объяснению. Химических реакций много, но в учебнике сведения о них сразу выстраиваются в определенную систему, объединенную идеей генетической связи веществ. Школьники знакомятся с превращениями металлов и неметаллов в их соединения. Объясняя сущность конкретных реакций, дети изучают необходимые теоретические вопросы: окисление и восстановление, реакции ионного обмена, скорость химической реакции.
Представить изучаемые сведения о химических реакциях в определенной системе помогают схемы, которые даны в учебнике.
После обобщения знаний о химических реакциях, их классификации (§ 46) дети, как правило, самостоятельно могут вернуться к повторению свойств веществ и сгруппировать реакции, характеризующие химические свойства оксидов, кислот, оснований и некоторые свойства солей. В этой работе им поможет § 47.
В заключение курса химии 8-го класса рассматриваются природные круговороты химических элементов: кислорода, углерода, азота. Восьмиклассники изучают эти вопросы, пользуясь рисунками-схемами учебника.
Итак, учебник для 8-го класса отличается новизной и оригинальностью методических решений. В нем нет изолированных друг от друга тем, как это было прежде в традиционных учебниках. Учебник Ивановой не перегружен сведениями о свойствах веществ разных классов, которые приходилось сразу в начале курса утомительно заучивать и пытаться запомнить. Весь объем содержания (не меньший, чем было раньше) логично скомпонован, усваивается осознанно и с интересом.

Чем привлекателен учебник по курсу химии для 9 класса?

Оба курса химии (для 8-го и 9-го классов) помещены в одной не очень толстой (всего 275 страниц) книге.
В курсе химии для 9-го класса – 41 параграф. Почти половина уроков может быть отведена на отработку изученного материала, на упражнения, лабораторные опыты, решение задач и т. п. На 95 страницах учебника размещены 43 рисунка, 8 схем, 10 таблиц. После каждого параграфа есть вопросы и упражнения. Всего 181 задание, в среднем почти по 5 упражнений и вопросов на каждый параграф. Есть также инструкции для выполнения лабораторных опытов и практических работ. Учебник доступен для всех учеников.
Очень хорошо, что главная тема неорганической химии – о периодическом законе и системе химических элементов Д.И.Менделеева, о строении атомов – дана в учебнике в начале курса 9-го класса, после повторения свойств основных классов неорганических веществ. Такое положение этой темы, несомненно, методически оправдано. Ведь лишь на основе обобщения знаний о веществах и их свойствах, в которых и проявляется своеобразная природа химических элементов, дети могут осознанно воспринять закономерности периодической системы химических элементов. Ребята «повторяют путь», которым шел Д.И.Менделеев, и восхищаются его гениальным открытием. Именно на этом этапе познания химии материал воспринимается детьми эмоционально и усваивается не формально, а прочно.
Новизна курса проявляется и в том, что после изучения периодической системы и строения атомов химических элементов рассматриваются (по периодам!) состав, строение и свойства простых веществ, водородных соединений, оксидов, кислородсодержащих кислот, образованных элементами 2-го и 3-го периодов. Именно так изучались эти вопросы прежде в 11-м классе в курсе общей химии.
Усвоив идею периодичности и изучив свойства простых веществ и соединений элементов, учащиеся теперь вполне самостоятельно используют свои знания при характеристике главных подгрупп химических элементов, проводят опыты, пишут уравнения реакций разных типов: окислительно-восстановительных, ионного обмена.
В связи с изучением свойств углерода и его соединений в учебнике даны краткие сведения об органических веществах, которые учитель при желании и наличии времени может дополнить.
Как это принято в учебниках Ивановой, в конце учебника есть специальный параграф (§ 41), в котором обобщаются знания о неметаллах. Ученики, овладев знаниями по ключевой теме курса, используют их не только для характеристики свойств неметаллов, но и металлов и их соединений, привлекая для этого ранее приобретенные (в 8-м классе) сведения и объясняя их теперь с учетом положения элементов в периодической системе.

Статья подготовлена при поддержке интернет магазина «Чудо-Чадо». Если вы не знаете, как правильно подготовить ребенка к школе, то оптимальным решением станет обратиться в интернет магазин «Чудо-Чадо». Перейдя по ссылке: «подготовка к школе», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать учебные пособия по выгодным ценам. Интернет магазин «Чудо-Чадо» имеет штат профессиональных сотрудников, которые доставят ваш заказ в кратчайшие сроки.

Окончание следует

Л.В.МАХОВА,
заслуженный учитель, гимназия № 344
(Санкт-Петербург)

Рейтинг@Mail.ru