Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №43/2003

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Ю.И.ПАХОМОВ

Cборник
практических работ
по химии

9 КЛАСС

Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42/2003

Практическая работа 22.
Ознакомление с образцами
важнейших солей и природных соединений
щелочных металлов и кальция

Цели. Закрепить знания о важнейших соединениях щелочных и щелочно-земельных металлов, их нахождении в природе и значимости в народном хозяйстве, о способах распознавания веществ в лабораторных условиях.
Оборудование и реактивы. Коллекции образцов солей щелочных и щелочно-земельных металлов, природных соединений кальция, спиртовка, спички, графитовый стержень (прокаленный), никелиновая (нихромовая) проволока, синее (кобальтовое) стекло, пробирки № 1 и 2, держатель для пробирок, штатив с пробирками, cиняя лакмусовая бумажка, санитарная склянка; кристаллические соли – NaCl, KCl, CaCl2, CaCO3 (мел), СaSO4•2H2O (гипс), Сa(OH)2 (известковая вода), растворы BaCl2 и HCl.

Задание. Рассмотреть выданные образцы природных соединений натрия, калия и кальция, обратить внимание на их внешний вид, закончить оформление таблицы.

Название
минерала
Химическая формула Внешние признаки Важнейшие месторождения Применение
в народном хозяйстве
Галит (поваренная, каменная соль) NaCl      
Мирабилит (глауберова соль) Na2SO4•10H2O      
Натриевая (чилийская) селитра NaNO3      
Сильвин KCl      
Сильвинит (K,Na)Cl      
Kарналлит KCl•MgCl2•6H2O      
Kаинит KCl•MgSO4•3H2O      
Kальцит, исланд. шпат, арагонит CaCO3      
Ангидрит CaSO4      
Гипс CaSO4•2H2O      
Флюорит (плавиковый шпат) CaF2      

 

Порядок работы Задания Наблюдения и выводы
С помощью нихромовой проволоки (графитового стержня) внести в пламя горелки поочередно несколько кристалликов:
а) хлорида натрия;
б) хлорида калия;
в) хлорида кальция.
Наблюдать через синее стекло
Сделать выводы, как по окраске пламени можно распознать соединения натрия,
калия и кальция

...

В двух пронумерованных пробирках
(№ 1, 2) с помощью
качественных реагентов
определить минералы: мел и гипс
Записать ход анализа,
уравнения реакций распознавания,
сделать вывод

...

 

Практическая работа 23.
Жесткость воды и способы
ее устранения

Цели. Закрепить понятия об общей жесткости воды и ее разновидностях, напомнить способы устранения жесткости воды в условиях лабораторного эксперимента.
Оборудование и реактивы. Штатив с пробирками, держатель для пробирок, спиртовка, спички, стеклянная трубка, санитарная склянка; прозрачный раствор мыла (Са17H35COONa), дистиллированная вода, растворы Са(НСО3)2, Na2CO3 (сода), СаSO4•2H2O (гипс), Са(ОН)2 (известковая вода).

Жесткость воды выражают суммой ммоль эквивалентов ионов Са2+ и Mg2+ на литр воды. Так, 1 ммоль экв/л жесткости отвечает содержанию 20 мг/л катионов Са2+ или 12 мг/л катионов Mg2+.

Общая жесткость воды складывается из карбонатной и некарбонатной жесткости.
Карбонатная жесткость (временная, устранимая) обусловлена присутствием в воде гидрокарбонатов кальция и магния:

Устраняется кипячением, действием известкового «молока» или соды:

Образующийся карбонатный продукт реакции оседает на стенках сосуда (накипь):

Некарбонатная жесткость (постоянная) обусловлена присутствием в воде сульфатов и хлоридов кальция и магния.

Устраняют некарбонатную жесткость чаще всего добавлением соды:

В настоящее время широкое применение находят и ионнообменные смолы.

Применение жесткой воды нарушает нормальную работу паровых установок (образование накипи). Накипь имеет плохую теплопроводность, а это создает аварийную обстановку и увеличивает расход топлива (слой в 1 мм повышает расход на 5%).

Задание 1. Как объяснить, почему в жесткой воде мыло плохо мылится (образуются хлопья, мало пены), если учесть, что мыло – это натриевые или калиевые соли высших органических кислот, например стеарат натрия С17H35COONa?

Задание 2. Испытать на опыте наличие карбонатной жесткости в водопроводной воде лаборатории. Написать (как результаты опытного испытания) молекулярные и ионные уравнения всех происходящих процессов умягчения воды.

Задание 3. В четыре пробирки налить по 2 мл дистиллированной воды, затем во 2-ю прилить раствор сульфата кальция, в 3-ю и 4-ю – гидрокарбонат кальция. Раствор в 4-й пробирке прокипятить, потом взять пробы из всех четырех пробирок и в каждую добавить по несколько капель прозрачного раствора мыла, взболтать. В каких пробах происходит помутнение? Объяснить. В оставшиеся после отбора пробы порции растворов добавить: во 2-ю – раствор соды (Na2CO3), в 3-ю – известкового «молока», прокипятить эти смеси, а затем во все четыре снова добавить мыло и взболтать. Наблюдения обосновать молекулярными и ионными уравнениями реакций.

Задание 4. Какова жесткость 5 л воды, выраженная количеством ммоль экв/л катионов Са2+, если в ней растворено 16,2 г бикарбоната кальция? (Для удобства расчета 1 ммоль экв/л принять равным 20 мг/л катионов Са2+.)

Практическая работа 24.
Алюминий и его соединения

Цели. Закрепить знания о свойствах алюминия и его соединений, об амфотерных оксидах и гидроксидах.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, держатель для пробирок, промывалка с дистиллированной водой, центрифуга, водный раствор аммиака, универсальный индикатор со шкалой рН, штатив с химическими пробирками, санитарная склянка; Al (6 гранул), Al (пластинка), соляная кислота, Н2SO4 (разб.), HNO3 (конц.), растворы AlCl3, Al2(SO4)3, NaOH, Al(NO3)3.

Металл серебристо-белого цвета, относится к легким ( = 2,7) и легкоплавким (tпл = 659 °С). Исключительно пластичен (проволока, фольга). Хороший проводник тепла и электричества (0,6 от электропроводности Сu). Электрические провода из алюминия, однако, в 3 раза легче медных.
Алюминий – один из самых активных восстановителей (уступает только щелочным и щелочно-земельным металлам):

Cтандартная теплота образования оксида алюминия Al2O3 из простых веществ
H = –1645 кДж/моль. Из-за очень прочной химической связи в Al2O3 алюминий способен восстанавливать из оксидов более активные металлы. Оксид Al2O3 покрывает поверхность Аl пленкой, не отслаивающейся при нагревании (tпл (Al2O3) = 2050 °С) и механическом воздействии (при плавлении алюминия оксидная пленка не растекается). Поэтому Al применяют (пассивирование) как добавку к сплавам для придания жаростойкости.
Al2O3 и Аl(ОН)3 способны растворяться в кислотах и щелочах, являясь амфотерными соединениями.

Координационное число иона Al3+ равно шести. В водной щелочной среде (рН > 7) одновременно существуют комплексные анионы и катионы:

[Al(H2O)6]3+, [Al(OH)5H2O]2–, [Al(OH)4(H2O)2], [Al(ОH)6]3–.

При этом внутренняя сфера комплекса формируется за счет сочетания ионной и координационной (донорно-акцепторной) химических связей, но устойчивость различная. Ион [Al(OH)4(H2O)2]–наиболее устойчив. В нем три химические связи ионные и три – координационные (Al3+ – акцептор, атомы кислорода воды – доноры).

В реакции восстановления железа из оксида Fe3O4 алюминием выделяется много теплоты
(H = –3241 кДж/моль) и развивается высокая температура (порядка 3000 °С).

Впервые получил алюминий немецкий химик Ф.Велер (1827):

Важнейшие природные соединения:

Al2O3•2SiO2•2H2O – каолинит (составная часть глины);
Al2O3 – корунд (прозрачные кристаллы), красного цвета – рубин, синего – сапфир;
К2O•Al2O3•6SiO2 – полевой шпат (ортоклаз);
Al2O3nH2O – боксит (алюминиевая руда);
Na2O•Al2O3•2SiO2 – нефелин.

Порядок работы Задания Наблюдения и выводы
В две пробирки поместить по две гранулы алюминия, затем в одну прилить 3 мл соляной, а в другую – 3 мл разбавленной серной кислоты (если скорость реакции мала, то пробирки слегка подогреть). Наблюдать за протеканием реакций Сопоставить протекание реакций, объяснить наблюдаемое, составить уравнения реакций. Собрать газообразный продукт и доказать его наличие. Kак увеличить скорость реакций?

В пробирку с двумя кусочками алюминия прилить раствор гидроксида натрия, слегка подогреть. Наблюдать Объяснить наблюдаемое.
В обоснование ответа привести уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. Kакой продукт получится, если к алюминию добавить безводную щелочь и смесь расплавить?

Алюминиевую пластинку поместить в соляную кислоту. Наблюдать за протеканием процесса. Вынуть пластинку из кислоты, обмыть водой и опустить в концентрированную азотную кислоту. Наблюдать. Обосновать наблюдения, записать уравнение реакции на основе электронного баланса. Почему на этот раз выделение водорода не наблюдается? Обосновать.
Что наблюдается в начале процесса?Привести уравнение реакции.

Вынув пластинку из азотной кислоты, обмыть ее водой и снова опустить в соляную кислоту. Наблюдать Почему на этот раз реакции не происходит?

Полученный осадок гидроксида алюминия разделить на две части.K одной части осадка прилить соляную кислоту, взболтать. K другой части осадка прилить избыток раствора щелочи Получить гидроксид алюминия реакцией обмена между раствором соли алюминия и водным раствором аммиака. Уравнениями реакций объяснить наблюдаемые изменения при растворении осадкав кислоте и щелочи, сделать обобщающий вывод

С помощью универсального индикатора и цветной шкалы рН экспериментально определить среды растворов:
а) хлорида аммония;
б) сульфата алюминия
Обосновать наблюдаемое уравнениями реакций гидролиза в ионной и молекулярной формах
(учитывать только первую стадию процесса)

Рейтинг@Mail.ru