Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №42/2003

В ПОМОЩЬ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

Интеграция как средство внедрения
новых педагогических технологий

Давно было замечено, что не только плохо успевающие ученики, но и многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке, со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Из этого можно сделать вывод: большинство наших школ в процессе обучения не используют важнейшую интеллектуальную способность человека – способность к сравнению, анализу и классификации получаемой извне информации.
Причин такого положения дел множество. Вот некоторые из них.
1. Невероятная перегруженность ученика (мозг не успевает проделать необходимую работу).
2. Возрастная неподготовленность к восприятию тех или иных абстрактных понятий (непонятное и ненужное в повседневной жизни, можно только зазубрить, чтобы забыть сразу же после того, как тема будет изучена; через год понятие понадобится ученику вновь, а он его забыл, в отличие от составителей учебника, которые убеждены, что соответствующая тема пройдена и усвоена).
3. Неподготовленность учащихся к чтению серьезных текстов (они понимают в тексте отдельные слова, с трудом складывая их в какие-то подобия осмысленных предложений, не воспринимая текста в целом).
4. Учебные тексты написаны на общенаучном языке, очень далеком от ежедневной речевой практики школьника (фактически это тексты на иностранном языке, которые легче заучить, чем понять до конца).
5. Дефекты учебников и методик.
Перечень можно продолжить, но важнее напомнить, что это влечет за собой тяжелые последствия в средней и старшей школе, когда вернуться к единой и стройной картине мира ученику уже не под силу. Поскольку интеграция – это сближение, слияние нескольких наук, то сама интеграция родилась именно как один из способов противодействия опасному процессу обособления наук.
Проблеме интеграции в настоящее время уделяется большое внимание. Это вызвано необходимостью дать представление о природе как о едином целом, характеризующимся общими процессами и управляемом общими законами.
Учителя старших классов, работающие в обычной системе предметного обучения, но желающие более тесно сотрудничать с учителями смежных предметов, могут иногда проводить уроки, в которых органично сливались бы два-три предмета. Темы таких уроков и методику их проведения необходимо тщательно продумывать. Только тогда они позволят учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы, лучше понять эти явления, а учителям дадут возможность полнее раскрыться, «почувствовать» проблемы смежных дисциплин. Подобные уроки надолго остаются в памяти школьников и присутствующих на них гостей, они, как правило, хорошо оформлены и эмоциональны.
Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает и психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации. Комбинированный подход снимает монотонность урока и позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению. Формы проведения интегрированных уроков различны: собеседования, семинары, конференции, ролевые игры, зачетные занятия, дискуссии, лекции и т. д.
Мною разработаны интегрированные уроки химии с элементами биологии, географии, литературы, истории, русского языка, ОБЖ. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования при обсуждении учебной темы разнообразных заданий, развивающих интерес к предмету. Поэтому интегрированные уроки нередко совместно готовят, а иногда и проводят учителя разных предметов. Интеграция как учебная категория – это процесс и результат создания непрерывно связанного, единого, цельного знания. В обучении интеграция осуществляется как взаимопроникновение учебных предметов друг в друга при использовании сквозных идей в различных школьных предметах. Такой подход стирает грани между различными учебными дисциплинами.
У меня возникла идея пересмотреть календарно-тематическое планирование в 11-м классе. Я решила изучать тему «Основы цитологии» по курсу «Общая биология» и курс органической химии параллельно через систему проведения интегрированных уроков. (Тематическое планирование прилагается.)
Каждый интегрированный урок в этом курсе проводится в течение двух академических часов. Таким образом увеличивается время на изучение данной темы. Следствием нового подхода стали более высокие результаты экзаменов как по биологии, так и по химии. Учащиеся применяют на каждом экзамене знания смежных дисциплин, раскрывая проблему в комплексе. Положительный результат стимулирует к продолжению и совершенствованию применения интегрированных уроков, которые несут в себе многофункциональные нагрузки.
По своей теме «Интеграция как одна из форм реализации педагогических технологий» имею публикации в газете «Химия» с 1997 по 2001 г.:

«Каучуки» (химия, биология, география), № 27/1997;
«Элементы в военном деле» (химия, биология, ОБЖ), № 39/1997;
«Воздух. Охрана воздуха» (химия, биология), № 32/1998;
«Суд над хлором» (химия, биология, литература), № 20/2001;
«Металлы в организме человека» (биология, химия, литература), № 10/1999.

Тематическое планирование по химии и биологии

№ сдвоенного урока Химия Биология
1 Основные положения теории химического строения Kлеточная теория
2 Зависимость свойств вещества от строения Строение клетки. Строение и функции клеточной оболочки
3 Зависимость свойств органических веществ от наличия функциональных групп Цитоплазма. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы
4 Свойства веществ основных классов органических соединений. Взаимное влияние атомов в молекуле Цитоплазма. Митохондрии. Пластиды
5 Генетическая связь органических веществ Лизосомы. Kлеточный центр. Органоиды движения клеток. Kлеточные включения. Аппарат Гольджи. Ядро. Kлетка как единое целое
6 Зачет по изученной теме
7 Интегрированный урок по теме «Углеводы»
8 Семинар по теме «Углеводы»
9 Интегрированный урок по теме «Жиры»
10 Семинар по теме «Жиры»
11 Амины. Строение и свойства Неклеточные формы жизни. Вирусы
12 Анилин Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Этапы энергетического обмена
13 Аминокислоты, их строение и свойства Автотрофные и гетеротрофные клетки. Фотосинтез
14 Изомерия аминокислот. Синтез полипептидов Особенности пластического и энергетического обмена в растительной клетке
15 Интегрированный урок по теме «Белки»
16 Семинар по теме «Белки»
17 Интегрированный урок по теме «Нуклеиновые кислоты»
18 Kонтрольная paбота
19 Высокомолекулярные соединения в химии и биологии
20 Практическая работа «Распознавание волокон и пластмасс»

С.Д.ЧЕРВОННАЯ,
учитель-методист
средней школы № 5
(г. Моздок, Республика
Северная Осетия – Алания)

Рейтинг@Mail.ru