Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №42/2003

РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ

Ю.И.ПАХОМОВ

Cборник
практических работ
по химии

9 КЛАСС

Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41/2003

Практическая работа 20.
Сплавы

Цели. Рассмотреть образцы коллекции сплавов, повторить и закрепить понятия о сплавообразовании, обсудить причины огромного значения сплавов в современной технике.
Сплавы – системы, состоящие из двух или нескольких металлов или металлов и неметаллов, обладающие характерными для металлического состояния свойствами.
Сплавы являются основой технического могущества страны, т. к. по некоторым свойствам значительно превосходят чистые металлы – обладают большей прочностью, коррозионной стойкостью и твердостью, лучшими литейными свойствами, магнетизмом, электросопротивлением, сверхпроводимостью и т. д. Основа сплавообразования – металлическая связь и способность металлов перестраивать свои кристаллические решетки. Распределение электронов и изменение их энергии – факторы, определяющие кристаллическое строение и все свойства металлов и сплавов.

Если атомы двух металлов не взаимодействуют, то они распределяются статистически равномерно и напоминают раствор двух жидкостей, инертных к химическому взаимодействию (а).
Если атомы разных металлов притягиваются сильнее однородных, то образуется упорядоченный твердый раствор (б), возникает сверхструктура. При значительном электронно-химическом различии компонентов сплавов (радиус атома, электроотрицательность, тип кристаллической решетки и др.) могут возникнуть интерметаллические соединения. (Отметим, что с С, S, О, Cl металлы образуют чисто химические соединения.)
При более слабом притягивании разнородных компонентов сплава по сравнению с однородными образуются равновесные структуры-смеси (в). В каком-то зерне такого сплава больше одного компонента, а в каком-то – другого. Части сплава отличаются составом, структурой, свойствами, это – гетерогенные сплавы.
Разница в размерах атомов до 8% роли не играет, но более 12% делает образование сплава невозможным. Сплавы могут быть растворами замещения (близкие радиусы атомов) или внедрения (когда радиус внедряющегося атома мал и соответствует размеру пор).

Если между узлами кристаллической решетки поры малы, то образуется более сложная кристаллическая структура. Например, при образовании цементита (Fe3С) объемно-центрированная решетка железа превращается в объемно-центрированную тетрагональную.

Сплавы железа – чугун

Виды чугунов Состав Свойства Применение
Cерый
(с высокой
(Si))
1,7–4,3% С,
1,25–4% Si,
до 1,5% Mn.
Углерод С выделяется из расплава в виде зерен графита
Сравнительно мягкий, легко поддается механической обработке Используется при изготовлении литьем различных деталей
Белый
(с небольшим
содержанием Si)
1,7–4,3% C, мало Si, более 4% Mn. Углерод С содержится в виде цементита Fe3С (карбида железа) Твердый, но хрупкий
(из-за Fe3C)
Перерабатывается в сталь

Разновидности стали

Легирующий элемент Свойства,
придаваемые стали
Применение
Cr Твердость и коррозионная стойкость При изготовлении инструментов,
резцов, зубил
Ni Вязкость, механическая прочность, коррозионная стойкость При изготовлении турбин для
электростанций и реактивных двигателей,
измерительных приборов, деталей,
используемых в условиях высоких температур
Mn Твердость, механическая прочность, стойкость к ударам, трению Для изготовления
дробильных установок
и железнодорожных рельсов
Ti Жаростойкость, механическая прочность при высоких температурах, коррозионная стойкость В самолето-, ракето- и судостроении,
для изготовления химической
аппаратуры
W Твердость и жаропрочность, износостойкость В изготовлении быстрорежущих
инструментов, пил, фрез, штампов,
нитей электрических ламп
Mo Эластичность, жаростойкостьи коррозионная стойкость В самолето- и автостроении;
при изготовлении бронированных плит,
лабораторной посуды, деталей электроламп
Si Kислотоустойчивость Изготовление трансформаторов,
кислотостойких аппаратов, приборов
V Высокая прочность, упругость, устойчивостьк ударам В производстве инструментальных
сталей, автомобильных осей и других деталей, подверженных ударам

Cплавы цветных металлов

Название Состав, % tпл, °C Применение
Алюминиево-
марганцевая бронза
Cu – 90,
Al – 8,5–9,5,
Mn – 1,5–2
1060 Изготовление деталей машин
Бериллиевая бронза Cu – 97,4–98,
Be – 2–2,6
1000 Изготовление пружин
и инструментов,
не искрящих при ударе
Латунь Cu – 57–60,
Zn – 40–43
900 Детали некоторых механизмов
и предметов быта
Нейзильбер Cu – 65,
Zn – 20,
Ni – 15
1040 В изготовлении монет
Kонстантан Cu – 60,
Ni – 39–41,
Mn – 0,4–0,6
1270 Детали
электроизмерительных приборов
Мельхиор Cu – 80,
Fe – 0,1–1,
Ni – 18,5–20,5
1170 Изготовление монет
и деталей машин, инструментов
Никелин Cu – 65–67,
Ni – 33–35,
Mn – 0,4–0,6
1250 В изготовлении деталей
электронагревателей
Сплав Вуда Bi – 50,
Pb – 25,
Sn – 12,5,
Cd – 12,5
69 В противопожарных устройствах
и сигнальных аппаратах
Электрон Mg – 86,5–96,6,
Al – 3–10,
Zn – 0,2–3,
Mn – 0,15–0,5
625 В ракетной технике,
авиа- и автостроении
Дюралюминий Al – 95,
Cu – 3–5,
Mn – 0,3–1,
Mg – 0,4–2,4
В самолетостроении,
изготовлении строительных конструкций,
бытовых приборов

 

Задания Ответы
Рассмотреть образцы предложенных сплавов и выбрать два из них.
Используя справочные таблицы, охарактеризовать
компонентный состав этих сплавов, их свойства, применение.
рассмотреть сущность процесса сплавообразования,
причины различия свойств сплавов с однородными компонентами

...

Почему в технике широко используют сплавы железа и сплавы алюминия,
а не чистые металлы – железо и алюминий? Kакой состав этих сплавов?
Назвать признаки их классификации

...

Дать краткие понятия о следующих терминах:
а) интерметаллические соединения;
б) монокристаллы;
в) композиты (композиционные материалы);
г) керметы;
д) ситаллы (пирокерамы);
е) прецизионные сплавы

...

Практическая работа 21.
Коррозия металлов
и методы защиты

Цели. Повторить и закрепить сущность процессов химической и электрохимической коррозии металлов, понятие о гальваническом элементе, основные методы антикоррозионной защиты (конкретные примеры, эксперимент в лабораторных условиях).
Оборудование и реактивы. Наждачная бумага (для зачистки), щипцы тигельные, тигель для расплавления гранул цинка, муфельная печь, спиртовка, спички, держатель для пробирок, штатив с пробирками, стеклянная воронка, U-образная трубка, очищенный железный гвоздь – электрод с пробкой, угольный электрод с пробкой, медный соединительный проводник, санитарная склянка;
Zn (2 гранулы), Сu (тонкая проволока без изоляции), Н2SO4 ( = 10%), HCl (разб.), растворы CuSO4, NaCl, K3[Fe(CN)6] (красная кровяная соль), Fe (мелкие стружки или очищенная мелкая проволока в кусочках), стальные пластинки (2 шт.), уротропин (1/2 таблетки), фенолфталеин (спиртовой р-р).

Коррозия (от лат. «corrosio») – разрушение металлов и их сплавов в результате воздействия на них окружающей среды.

Виды коррозии
Химическая (газовая) коррозия

Взаимодействие металлов и сплавов с кислородом и другими агрессивными газами (галогенами, SO2, H2S, СО2, водяными парами, окcидами азота и др.), разрушающее действие жидких неэлектролитов и металлических расплавов, т. е. окислительно-восстановительный процесс взаимодействия металлов и сплавов с веществами окружающей среды. Например, на железе уже при t > 200 °С образуется видимая пленка окалины (FеО, Fe2О3, Fe3О4), содержащая трещины, поры и не защищающая металл от дальнейшего разрушения.

Задание 1. С целью оценки экологической опасности для окружающей среды и разрушающего действия на аппаратуру, состоящую большей частью из сплавов железа, был проведен анализ состава воздуха на химическом предприятии. При повышенной температуре в воздухе обнаружены водяные пары, сера, хлор, пары соляной и серной кислот. Уравнениями реакций показать сущность химической коррозии.

Задание 2. На воздухе соли Fe2+ приобретают бурую окраску. Закончить уравнения реакций на основе электронного баланса:

3FeСl2 + O2 + H2O = 2FeCl3 + Fe(OH)3,

... ;

3FeSO4 + O2 + H2O = 2Fe2(SO4)3 + Fe(OH)3,

... .

Электрохимическая коррозия

Коррозия возникает при взаимодействии металлов и сплавов с растворами электролитов, электропроводными органическими соединениями и расплавами солей. Коррозия – окислительно-восстановительный процесс, возникающий при контакте двух проводников с различной восстановительной активностью в среде электролита (взаимодействие гальванических пар).
Например, что будет происходить, если во влажной нейтральной среде на алюминиевую пластину поставлены медные заклепки?

Рассмотрим образование ржавчины на поверхности белого чугуна в нейтральной среде. Будучи более активным восстановителем, железо отдает из своей кристаллической структуры электроны, накапливающиеся в зернах цементита Fe3C.

Fe2O3nH2O – бурая ржавчина.

Если рН среды меньше 7, то происходит и водородная деполяризация катода (с выделением H2).

Задание 3. Какие из перечисленных ниже условий будут:
1) способствовать электрохимической коррозии;
2) препятствовать электрохимической коррозии?
а) неоднородность сплава;
б) чистые поверхности металла;
в) влажность окружающего воздуха;
г) погружение в раствор NaCl;
д) наличие на поверхности металла плотной оксидной пленки;
е) присутствие в воздухе SO2;
ж) покрытие поверхности металла жировым слоем.

(Ответ дать в следующей форме: 1–а и т. д.)

Основные методы защиты
металлов от коррозии

Отделение металла от агрессивной среды Обработка агрессивной среды Электрохимические методы защиты Использование коррозионно-устойчивых металлов и сплавов
Нанесение металлических покрытий
(лужение, меднение, хромирование, серебрение…)
Ингибирование (введение веществ, замедляющих коррозию металлов) Протекторная защита
(протектор – металл
с большей электрохимической активностью – разрушается
в первую очередь)
Металлы – медь, титан, хром, никель
Неметаллические покрытия
(смазка, крашение, лакирование, эмалирование, фосфатирование, оксидирование…)
Удаление агрессивных веществ,
очистка среды, контактирующейс металлом
Kатодная защита (металлическое сооружение, подключенноек источнику тока, – катод,
заземление – анод;
анод разрушается
в первую очередь)
Сплавы железа (нержавеющая сталь),
меди (латунь, олово), алюминия, титана и др.

 

Порядок работы Задания Наблюдения и выводы
Собрать прибор (по схеме). В оба колена U-образной трубки через воронку залить раствор NаСl, осторожно в левое колено добавить несколько капель красной кровяной соли (реактив на Fe2+),
в правое – спиртовой раствор фенолфталеина. Закрыть отверстия трубки пробками с электродами, соединив последние медным проводником.
Объяснить происходящие изменения соответствующими схемами и уравнениями реакций.

Установку отставить в сторону и наблюдать в течение всего занятия

Kакой вид коррозии происходит
в данном случае?

В две пробирки поместитьпо грануле цинка и прилить равные объемы разбавленной H2SO4. Обратить внимание на скорость реакции.
В одну из пробирок добавить несколько капель раствора СuSO4, в другой – прикоснуться медной проволокой к грануле Zn. Наблюдать

Kак влияет на скорость химической реакциидобавление раствора сульфата меди(II)? Объяснить, обосновать соответствующими уравнениями реакций и схемой.
K каким последствиям приводит контакт цинка с медью в среде электролита? Обосновать

Расплавить 1–2 гранулы цинка и опустить в расплав тщательно очищенную железную проволоку. Наблюдать покрытие цинком поверхности железа. Железную проволоку без цинка и с осажденным цинком поместить в 10%-й раствор Н2SO4, наблюдать не менее 10 мин Объяснить наблюдаемые превращения. Kакое название носит подобная защита железа?

В две пробирки налить по 1,5–2 мл соляной кислоты и в одну из них внести полтаблетки уротропина. Затем в каждую пробирку внести очищенные тонкие кусочки железной (стальной) проволочки. Наблюдать Сравнить скорость реакции в присутствии и в отсутствие уротропина, объяснить наблюдаемое. Kакова в данном случае роль уротропина?

Очистить две стальные пластинки наждачной бумагой и одну из них нагреть до появления следов «побежалости» (т.е. следов
оксидной пленки). Затем нанести по капле раствора СuSO4 на оба образца. Наблюдать
По скорости появления темного пятна на образцах оценить защитные свойства оксидной пленки.Составить уравнения происходящих реакций

Рейтинг@Mail.ru