Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №41/2003

ТЕСТЫ

КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ

8 класс

Известно, что во многом результативность процесса обучения зависит от развития познавательного интереса у обучающихся. Однако в настоящее время у школьников значительно снизился интерес к процессу обучения. Кроме того, возросло число учащихся, неспособных к усвоению материала на достаточно высоком уровне. Химия появляется в школьном курсе, когда для обучающихся очень важна их самооценка, ярко проявляется стремление к самоутверждению. В начале изучения курса интерес к предмету высок. Этому способствуют и новизна предмета, и обилие лабораторных и практических работ, демонстрационных опытов. По мере усложнения материала возникает необходимость в систематической работе по предмету. Тут появляются различные проблемы: трудности или даже неспособность усвоить материал, его воспроизвести, тревожное состояние, неуспеваемость и т. д.
В качестве одного из способов решения проблем можно предложить следующую схему прохождения курса. Ученику предоставляется выбор уровня усвоения материала (не ниже обязательного). Система планируемых обязательных результатов заранее известна и понятна школьнику, к тому же посильна и доступна для абсолютного большинства обучающихся. Данный подход не позволяет ученику быть все время в положении несправившегося и формирует положительную мотивацию обучения.
В начале изучения темы ученик получает следующие листы.

Лист учета продвижения ученика в усвоении темы

Он нужен для индивидуальной работы учащихся с учебником и тетрадью, т. к. содержит перечень основных вопросов (понятий) темы, ссылки на источник информации (по учебнику: Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Сорокин В.В. Химия-8. М.: Дрофа, 1997) и список примерных заданий. Вопросы, помеченные звездочкой (*), необязательны для изучения. Ученик использует этот лист на уроке (учитель поощряет или контролирует ведение (заполнение) граф таблицы) или при подготовке домашнего задания для актуализации знаний. Имея такой лист, ученик может самостоятельно изучить материал в случае пропусков уроков либо просто знать, что от него требуется при изучении данной темы.

Лист с перечнем теоретических вопросов.

Он в определенной степени повторяет (дополняет, расширяет) перечень основных понятий (вопросов) темы. Используется ежеурочно при фронтальном опросе учащихся. По мере прохождения темы количество вопросов для фронтального опроса увеличивается. Учащиеся кратко с места отвечают в определенной последовательности (по алфавиту, по рядам и т. д.). положительный ответ отмечается знаком «+», неверный ответ или его отсутствие – знаком «–». На опрос уходит не более 10–15 минут. По пяти ответам выставляется оценка. Одна оценка может быть получена за два и более уроков. На данном листе ученик может написать ответы на вопросы и пользоваться ими при опросе. Как показывает опыт, регулярный фронтальный опрос способствует хорошему запоминанию учебного материала. Даже слабоуспевающие ученики неплохо ориентируются в вопросах темы, что повышает их самооценку и интерес к предмету («я» в предмете), т. к. создается «ситуация успеха».

Лист подготовки к зачету

Он содержит примеры заданий зачета и критерии оценки. Вопросы в этом листе могут иметь несколько ответов (если помечены звездочкой(*)). Обучающийся может выбрать объем и сложность материала на интересующую его оценку. Используется данный лист на уроке при подготовке к зачету.

По мере прохождения темы проводятся различные типы уроков. Часто это комбинированный урок по следующей схеме: проверка наличия домашнего задания, опрос и проверка домашнего задания (у доски – ответы на теоретические вопросы и проверка письменной домашней работы, в это время шесть учеников на первых партах пишут непродолжительные самостоятельные работы по материалу прошлого урока, остальные участвуют во фронтальном опросе), затем объяснение нового материала, его отработка и закрепление, объяснение домашнего задания и подведение итогов урока.
Предпоследний урок темы – подготовка к зачету. Прорабатывается материал листа «Подготовка к зачету», разбираются аналогичные задания.

Последний урок темы – зачет по четырем вариантам заданий. При желании или необходимости можно сделать и большее количество вариантов.
Тестовые зачеты, на мой взгляд, позволяют достаточно объективно оценить уровень знаний и сэкономить силы всем участникам образовательного процесса. Для слабоуспевающих при соответствующей проработке такие задания доступны для выполнения на положительную оценку. Для сильных учеников можно усложнить дополнительную часть. Кроме того, можно сильным ученикам давать индивидуальные задания, а тесты использовать для более слабых учащихся.
Предлагаемый вариант прохождения курса достаточно стандартен. Однако для обучающихся именно из-за своей стандартности он четок. Они знают в начале темы, что и на каком уровне от них требуется, и сами определяют объем и сложность изучаемого материала.

 

ТЕМА "ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Продвижение ученика в усвоении темы

Основные вопросы
темы
  Где смотреть
вопросы темы
Kак оцениваю свои   Kак улучшить свои
теоретические практические теоретические практические знания умения знания умения
Определение науки химии, место химии среди других наук   С. 5;
записи в тетради
         
Некоторые области применения продуктов химического производства   С. 6, 7;
26–29*
         
Что такое вещество, свойства веществ Уметь описывать вещества, различать их; уметь пользоваться справочными величинами С. 8, 9 Упр. 3–5,
с. 9–10; лабораторные опыты 1, 2
       
Понятие о смесях, способы разделения смесей Уметь разделять смеси, выбирая оптимальный способ их разделения С. 10–19 Упр. 3, 4,
с. 12;
упр. 1, 6,
7–15,
с. 19, 20; лабораторный опыт 3;
практическое занятие № 2
       
Физические и химические явления. Признаки химической реакции Уметь различать физические и химические явления С. 21–25 Упр. 1–5,
с. 25;
упр. 6–8*,
с. 25;
лабораторные опыты 4, 5
       
Химический элемент, изотопы* Знать написание символов основных химических элементов; уметь определять по периодической системе атомные массы элементов С. 33, 36* Упр. 1, 3–6,
с. 37;
упр. 1–4,
с. 39, 40
       
Атом. Молекула   С. 40          
Химическая формула, индекс. Простые и сложные вещества Уметь: читать химические формулы, определять по химической формуле качественный и количественный состав вещества; рассчитывать относительную молекулярную массу вещества, массовую долю элемента в соединении; определять формулу вещества по массовым долям элементов в соединении* С. 40, 41 С. 42–45;
упр. 1–6,
с. 41, 42;
упр. 1–3,
с. 45;
упр. 4, 5,
с. 45*
       
Валентность, единицы валентности, постоянная и переменная валентность; валентность водорода, кислорода Уметь: находить валентность металлов (постоянную) и высшую валентность неметаллов по их положению в периодической системе; составлять формулы бинарных соединений и определять валентность элементов в бинарных соединениях С. 47–50 С. 48–50;
упр. 1–3, 5*,
с. 51
       
Уравнения химических реакций, коэффициенты; реагенты, продукты реакции Уметь записывать уравнения химических реакций, подбирать коэффициенты С. 54–58 Упр. 1–3,
с. 56;
по тетради
       
Моль – единица количества вещества, число Авогадро Уметь рассчитывать молярную массу вещества С. 62–64 Упр. 2,
с. 64
       
Расчеты по уравнениям химических реакций Уметь рассчитывать по уравнениям химических реакций массы реагентов и продуктов реакций С. 65–67 Упр. 1, 2,
с. 67;
по тетради
       

Итоговая оценка: ... .

Перечень теоретических вопросов

1. Химия – наука о ... .
2. Химия изучает ... .
3. Химия относится к … наукам, т. е. наукам о природе.
4. Явления бывают ... .
5. ... явления сопровождаются образованием новых веществ.
6. Выберите химические явления: горение спирта, испарение воды, плавление железа, покраснение плодов при их созревании, выделение газа при взаимодействии соды и уксуса, выделение газа при открывании бутылки газированной воды.
7. Признаки химической реакции: ... .
8. Вещество – ...
9. Свойства веществ – это ... .
10. Свойства веществ надо знать для того, чтобы ... .
11. Кaк различить спирт и воду, железо и алюминий, кислород и углекислый газ?
12. Свойства веществ в смеси сохраняются (не сохраняются).
13. Вещества в смеси можно разделить, так кaк ... .
14. Как разделить соль и речной песок, железо и медь, воду и растительное масло?
15. Атом – ... .
16. Химический элемент – ... .
17. Известно ... химических элементов.
18. Известно … видов атомов.
19. .... – запись состава вещества с помощью знаков и индексов.
20. Индекс – ... .
21. Индекс пишется … от знака элемента.
22. Укажите индексы: 5H2, 3S, 7Н2O, Р2О5.
23. Химическая формула пoкaзывaeт … сocтaв вещества.
24. Пo формуле можно рассчитать ... вещества, мaccoвую … элементов … элементов.
25. Рассчитайте относительную молекулярную массу молекулы H2O, молекулы HNO3, двух молекул H2S.
26. Рассчитайте массовую долю кислорода в молекуле воды.
27. …  – способность атомов элемента образовывать определенное число химических связей.
28. За единицу валентности принята валентность ... , она равна 1.
29. Валентность кислорода всегда равна ... .
30. Валентность может быть ... .
31. Валентность можно определить по положению элемента в периодической системе: для металлов она равна … ; для неметаллов – ... .
32. Определите валентность элементов в соединениях: Fе2O3, NН3, MnO2.
33. При составлении формул соединений металла с неметаллом знак … пишут первым.
34. … вещество состоит из атомов одного элемента, сложное вещество – из атомов … элементов.
35. Выберите формулы сложных веществ: O2, К2СО3, N2, NaOH, CО2, Р.
36. Запись химического процесса с помощью формул и ... называют ... химической реакции.
37. ... ставится перед формулой вещества и показывает число ... вещества.
38. Число атомов одного и того же элемента до и после реакции должно быть ... .
39. Расставьте коэффициенты в уравнениях:

…Al + …О2 = …Al2O3;

…CrO3 = …Cr + O2.

40. Закон сохранения массы вещества – ... .
41. Масса реагентов равна массе продуктов реакции, потому что ... .
42. ………………….. – единица количества вещества, содержащая ... .
43. По химическим уравнениям можно проводить расчеты, поскольку ... .

Подготовка к зачету

Отметка «Зачет» «4» «5»
Обязательная часть Кол-во
заданий
6 8 10
Дополнительная часть 3 4

1. Выберите химическое явление:

а) горение угля;
б) растворение сахара в воде;
в) плавление воска;
г) испарение спирта.

2. Разделить смесь речного песка и воды можно:

a) c помощью магнита;
б) нагревая смесь;
в) профильтровав раствор;
г) механически разделяя частицы.

3. Является веществом:

а) капля росы;
б) медная монета;
в) кусочек мела;
г) ртуть.

4. Выберите формулу простого вещества:

а) K24; б) N2O; в) CuS; г) H2.

5. Запись 7F2 обозначает:

а) 7 атомов фтора;
б) 14 атомов фтора;
в) 7 молекул фтора;
г) 7 молекул.

6. B записи 3NO2 коэффициент равен:

а) 3;
б) 6;
в) 2;
г) коэффициент отсутствует.

7. Относительная молекулярная масса молекулы СО2 равна:

а) 32;
б) 18;
в) 44;
г) 28.

8. Процентное содержание цинка в сульфиде цинка ZnS равно:

а) 67;
б) 50;
в) 94;
г) 80.

9. Валентность хрома в соединении Cr2O3 равна:

а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.

10. Коэффициентами уравнения

…N2 + …Н2 = … NH3

являются:

a) 2, 3, 2;
б) 4, 5, 2;
в) 2, 5, 4;
г) 2, 2, 6.

11. Вычислите массу (в г) натрия, вступившего в реакцию с 128 г серы:

2Na + S = Na2S.

a) 9,2
б) 23;
в) 184;
г) 92.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Выберите формулу вещества, состоящего из двух атомов калия, двух атомов хрома и семи атомов кислорода:

a) CaCr2О7;
б) К2СО3;
в) К2СrO4;
г) K2Cr2O7.

13. Формула вещества, состоящего из 47% N и 53% О:

а) N2O;
б) NO;
в) N2O3;
г) NO2.

14*. Дополните уравнение

… + … = 2ZnO.

a) Zn и Р;
б) Na и О2;
в) Zn и O2;
г) 2Zn u O2.

15. Сколько граммов углекислого газа (СО2) получится при разложении 200 г СаСО3:

СаСО3 = СаО + СО2?

а) 56;
б) 88;
в) 112;
г) 140.

16. Сколько моль содержится в 128 г кислорода О2?

а) 4;
б) 2;
в) 3;
г) 0,1.

17. Напишите уравнения реакций натрия, кальция и фосфора с кислородом, учитывая, что молекула кислорода двухатомная.

Задания зачета 1

Вариант 1

1. Выберите химическое явление:

а) возгорание спичечной головки;
б) свечение вольфрамовой нити в лампе накаливания;
в) испарение спирта;
г) замерзание воды.

2. Разделить смесь алюминиевых и железных опилок можно:

а) добавив воду и профильтровав раствор;
б) нагревая смесь;
в) с помощью магнита;
г) механически разделяя частицы.

3. Является веществом:

а) кристалл медного купороса;
б) железные опилки;
в) стальная проволока;
г) кислород.

4. Выберите формулу простого вещества:

a) K24;
б) Na;
в) CuS;
г) Н2О.

5. Запись «6N2» обозначает:

a) 6 атомов азота;
б) 12 атомов азота;
в) 8 молекул азота;
г) 6 молекул азота.

6. В записи «3SO3» коэффициент равен:

a) 3;
б) 10;
в) 9;
г) коэффициент отсутствует.

7. Мacca молекулы SO2 равна:

а) 32;
б) 80;
в) 64;
г) 48.

8. Процентное содержание бария в оксиде бария ВаО равно:

a) 50;
б) 73,7;
в) 10,5;
г) 89,5.

9. Валентность железа в соединении Fe2О3 равна:

a) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.

10. Коэффициентами уравнения

...Fe + ...Сl2 = ...FeCl3

являются:

а) 2, 3, 2;
б) 4, 5, 2;
в) 2, 5, 4;
г) 2, 2, 6.

11. Вычислите массу (в г) лития, вступившего в реакцию с 64 г кислорода:

4Li + О2 = 2Li2O.

а) 6,3;
б) 28;
в) 56;
г) 84.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Выберите формулу вещества, состоящего из атома кальция, атома углерода и трех атомов кислорода:

а) СаSiO3;
б) K2SiO3;
в) К2СО3;
г) СаСО3.

13. Формула вещества, состоящего из 46,7% N и 53,3% О:

а) N2O;
б) NO;
в) N2O3;
г) NО2.

14. Дополните уравнение

... + ... = Fe3O4.

а) 3Fe и 4О;
б) 3Fe и 2O2;
в) Fe3 и О2;
г) Fe3 и 2O2.

15. Сколько граммов оксида магния (MgO) получится при разложении 252 г карбоната магния МаСО3:

MgСО3 = MgO + CO2?

а) 40;
б) 24;
в) 240;
г) 120.

16. Сколько моль содержится в 56 г азота N2?

a) 1;
б) 2;
в)3;
г) 0,1.

17. Напишите уравнения реакций натрия, кальция и серы с кислородом, учитывая, что молекула кислорода двухатомная.

Вариант 2

1. Выберите физическое явление:

a) горение серы;
б) помутнение известковой воды;
в) плавление меди;
г) жжение сахара.

2. Отличить воду от бензина можно:

а) по цвету;
б) по запаху;
в) по агрегатному состоянию;
г) по размеру частиц.

3. Является телом:

а) жидкий кислород;
б) марганец;
в) кусочек льда;
г) вода.

4. Выберите формулу сложного вещества:

а) Ba;
б) Cl2;
в) S;
г) BaCl2.

5. Запись «3CO2» обозначает:

а) 3 атома углерода;
б) 3 атома углерода и 6 атомов кислорода;
в) 3 молекулы углекислого газа;
г) 3 атома углерода и 3 атома кислорода.

6. В записи «5Na2СО3» индексами являются:

а) 5, 2, 3;
б) 10 и 15;
в) 2 и 3;
г) 10, 5, 15.

7. Относительная молекулярная масса 2 молекул сероводорода H2S равна:

а) 68;
б) 18;
в) 34;
г) 48.

8. Процентное содержание меди в оксиде меди(I) Cu2O равно:

а) 5;
б) 25;
в) 40;
г) 88,9.

9. Валентность хрома в соединении Сr2О3 равна:

а) 2;
б) 3;
в) 4;
г) 6.

10. Коэффициентами уравнения

...N2 + ...Н2 = ...NH3

являютcя:

а) 2, 3, 1;
б) 1, 2, 3;
в) 1, 3, 2;
г) 3, 4, 6.

11. Вычислите массу (в г) хлороводорода, полученного при взаимодействии 4 г водорода с хлором:

Н2 + Сl2 = 2НСl.

а) 146;
б) 36,5;
в) 73;
г) 1,8.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Вещество Fe2(SO4)3 состоит из ... атомов железа, ... атомов серы, ... атомов кислорода:

a) 2, 1, 4;
б) 2, 3, 12;
в) 2, 4, 12;
г) 2, 3, 3.

13. Формула вещества, состоящего из 92,3% С и 7,7% Н:

а) СН4;
б) С2Н2;
в) С2Н4;
г) С6Н6.

14. Дополните уравнение

... + 6HCl = 2AlCl3 + ... .

а) 2Аl и Cl2;
б) Н2 и Cl2;
в) 2Аl и 3Н2;
г) 2Al и Н2О.

15. Cколько граммов меди можно получить из 160 г ее оксида:

CuO + H2 = Cu + H2О?

а) 160;
б) 80;
в) 128;
г) 40.

16. Сколько моль составляют 12,04 • 1023 молекул воды?

а) 1;
б) 3;
в) 1,2;
г) 2.

17. Напишите уравнения реакций железа, натрия и кальция с хлором, учитывая, что молекула хлора двухатомная.

Вариант 3

1. Выберите физическое явление:

а) растворение сахара в чае;
б) горение магния;
в) разложение воды электрическим током;
г) разложение дихромата аммония при нагревании (реакция «вулкан»).

2. Химическое свойство кислорода:

а) поддерживает дыхание;
б) чуть тяжелее воздуха;
в) не проводит ток;
г) газ без цвета и запаха.

3. Является телом:

a) речной песок;
б) вода;
в) снежинка;
г) сахарный песок.

4. Выберите формулу сложного вещества:

а) С (графит);
б) N2;
в) Сu(NO3)2;
г) О2.

5. Запись «K2SO4» обозначает:

a) 1 молекула вещества;
б) 2 атома калия, атом серы, 4 атома кислорода;
в) 7 атомов;
г) 2 атома калия и 4 атома кислорода.

6. В записи «8К2SO4» индексами являются:

а) 8;
б) 8 и 4;
в) 2 и 4;
г) 8, 2, 1, 4.

7. Масса 3 молекул фтора F2 равна:

а) 38;
б) 114;
в) 64;
г) 76.

8. Процентное содержание азота в оксиде азота(II) NO равно:

a) 50;
б) 25;
в) 46,7;
г) 53,3.

9. Валентность хрома в соединении СrО3 равна:

а) 2;
б) 1;
в) 3;
г) 6.

10. Коэффициентами уравнения

...Mg + ...О2 = ...MgO

являются:

а) 2, 0, 2;
б) 1, 2, 4;
в) 2, 1, 2;
г) 4, 2, 4.

11. Вычислите массу (в г) сероводорода H2S, полученного при взаимодействии водорода с 1,6 г cepы:

H2 + S = Н2S.

а) 3,2;
б) 2,2;
в) 1,7;
г) 3,4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Вещество Fe2(SO4)3 состоит из ... атомов железа, ... атомов серы, ... атомов кислорода:

a) 2, 1, 4;
б) 2, 3, 12;
в) 3, 1, 8;
г) 2, 3, 3.

13. Фоpмула вещества, состоящего из 52% Сr и 48% О:

а) СrО;
б) СrO3;
в) Сr2O3;
г) CrCl2.

14. Дополните уравнение

... + ... = 2FeСl3.

а) Fe и Сl2;
б) 2Fe и 2Сl2;
в) 3Fe и 2Сl2;
г) 2Fe и 3Cl2.

15. Cколько граммов водорода выделится при взаимодействии 112 г железа с соляной кислотой:

Fe + 2НСl = FeCl2 + Н2?

а) 16;
б) 8;
в) 2;
г) 4.

16. Сколько молекул углекислого газа СО2 содержится в 88 г вещества?

a) 6,02 • 1023;
б)12,04 • 1023;
в) 18,06 • 1023;
г) 24,08 • 1023.

17. Напишите уравнения реакций углерода, фосфора и водорода с кислородом, учитывая, что молекула кислорода двухатомная.

Вариант 4

1. Выберите химическое явление:

а) перегонка нефти;
б) образование ржавчины;
в) дистилляция воды;
г) плавление меди.

2. Разделить способом фильтрования можно смесь:

а) мела и железа;
б) сахара и соли;
в) поваренной соли и воды;
г) речного песка и воды.

3. Является веществом:

а) воздух;
б) железный стержень;
в) кусочек сахара;
г) углекислый газ.

4. Выберите формулу простого вещества:

а) С (алмаз);
б) N2О5;
в) SО3;
г) H24.

5. Запись «3F2» обозначает:

а) 6 атомов фтора;
б) 6 атомов железа;
в) 3 молекулы фтора;
г) 3 молекулы железа.

6. В записи «4Cr2O3» коэффициент равен:

а) 4;
б) 20;
в) 2;
г) 12.

7. Относительная молекулярная масса молекулы CO2 равна:

а) 46;
б) 24;
в) 56;
г) 44.

8. Процентное содержание углерода в угарном газе СО равно:

а) 42,9;
б) 22;
в) 57,14;
г) 86.

9. Валентность азота в соединении N2О5 равна:

а) 2;
б) 3;
в) 5;
г) 4.

10. Коэффициентами уравнения

...Р + ...Cl2 = ...PCl5

являются:

а) 2, 3, 5;
б) 2, 5, 2;
в) 4, 5, 2;
г) 2, 3, 2.

11. Вычислите массу (в г) фосфора, вступившего в реакцию с 16 г кислорода:

4Р + 5О2 = 2Р2О5.

а) 31;
б) 15,5;
в) 24,8;
г) 12,4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

12. Выберите формулу вещества, состоящего из трех атомов калия, атома фосфора и четырех атомов кислорода:

а) Na3РO4;
б) К2НРO4;
в) K3PO4;
г) KNО3.

13. Формула вещества, состоящего из 70% железа и 30% кислорода:

а) Fe(OH)3;
б) Fe2О3;
в) Fe3О4;
г) FeO.

14. Дополните уравнение

... + ... = Na3P.

а) Na и Р;
б) 3Nа и 2Р;
в) Na3 и Р;
г) 3Na и Р.

15. Сколько граммов перманганата калия разложилось, если получилось 16 г кислорода:

2KMnO4 = К2МnO4 + MnO2 + O2?

а) 158;
б) 79;
в) 39,5;
г) 316.

16. Сколько моль составляют 30,1 • 1023 молекул медного купороса СuSO4?

а) 5;
б) 2;
в) 3;
г) 0,1.

17. Напишите уравнения реакций железа, алюминия и серы с кислородом, учитывая, что молекула кислорода двухатомная.

Печатается с продолжением

Н.В.КОРШУНОВА,
учитель химии школы № 357
(Москва)