Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №38/2003

КОНКУРС "Я ИДУ НА УРОК"

Важнейшие классы
неорганических веществ

Качественная разработка 8 класс

У р о к 2
кислоты (обобщение)

В нашей гимназии учитель имеет возможность до начала урока собрать тетради учащихся с выполненным домашним заданием, проверить его и затем обсудить ошибки с каждым учеником. В связи с этим этап проверки, выполнения домашнего задания на уроках отсутствует. Но если были допущены однотипные ошибки большинством гимназистов класса или задание вызвало затруднение в его решении, то в таких случаях разбор задания происходит в начале урока или по ходу его с помощью самих учащихся.

ХОД УРОКА

I. Разминка

Учитель сообщает цели, задачи урока и проводит разминку, задавая вопросы:

Газ, образующийся при дыхании?

(Углекислый.)

Рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные относятся к типу…?

(Хордовых, позвоночных.)

У стола четыре угла, один отпилили, сколько углов стало?

(Пять.)

Назовите прибор для измерения силы тока.

(Амперметр.)

Что легче – 1 кг железа или 1 кг ваты?

(Равны.)

Можно ли перенести воду в решете?

(В жидком состоянии – нельзя,
в твердом – можно
).

Как называется процесс смены внешнего покрова рака?

(Линька.)

Сумма квадратов катетов равна...?

(Квадрату гипотенузы.)

II. Усвоение новых знаний
с одновременным их закреплением
в виде тренировочных упражнений

Учитель проводит фронтальную беседу с использованием опорного конспекта.

Опорный конспект

Определение кислот.
Состав кислот (кислотный остаток и его валентность).
Классификация кислот.
Одновременно можно выполнить задание на закрепление знаний по классификации кислот: по названию кислоты дать ее характеристику. Например, предлагается серная кислота.
Ответ. H2SO4 (формула), SO4 – кислотный остаток, имеет валентность II, кислота – кислородсодержащая, двухосновная.
Физические свойства.
Правила техники безопасности при работе с концентрированными кислотами, при растворении их в воде на примере концентрированной H2SO4 (оказание первой медицинской помощи).

Далее выполняются тренировочные упражнения с использованием приемов развития творческих способностей № 1–3. Выполняются самостоятельно с последующей проверкой всем классом.
1. Исправь формулы (или напиши правильные):

2. Напиши правильные формулы веществ, переставив фрагменты местами:

PO4H3, SH2O4, O5P2, NHO3, O3Fe2, O3CH2.

3. «Третий – лишний»:

а) HCl, H3PO4, CaO;
б) H2О, НСl, НNО3;
в) HCl, HNO3, H2S;
г) СО2, Н2СО3, СО.

Химические свойства кислот. Весь класс (можно по цепочке или фронтально) с помощью вопросов учителя проговаривает все химические свойства кислот, используя опорный конспект: взаимодействие с металлами (на основе ряда активности), основными оксидами, основаниями (повторить определение реакции нейтрализации).
На основании взаимодействия кислот с основными оксидами и основаниями можно уже подготавливать учащихся к изучению этой же темы на основе теории электролитической диссоциации в 9-м классе, т. е. сделать выводы о возможном протекании химических реакций в тех случаях, когда выделяется осадок, газ или образуется вода.
С этих же позиций рассмотреть и реакцию взаимодействия кислот с растворами солей.
В подтверждение можно провести два демонстрационных опыта – взаимодействие мрамора с раствором соляной кислоты и нитрата серебра с той же кислотой:

Обязательно обсудите, что получается в результате этих реакций, а также проверьте изменение силы кислот (первый опыт), используя опорный конспект.

III. Закрепление знаний
(самопроверка и контроль)

На данном этапе выполняют упражнения с использованием приемов развития творческих способностей № 4 и стандартного типа № 5–8.
Задания можно выполнять всем вместе с одновременным их решением и записью на доске либо индивидуально с последующей проверкой учителем (либо парами с последующей само- или взаимопроверкой).
4. Написать формулу образующегося соединения, которое соответствует данному оксиду при взаимодействии с водой (по стрелкам).

5. Написать уравнения реакций, указать их типы:

Na + Н3PO4 ... ,
Mg + НBr ... ,
K2O + НNO3 ... ,
Al2O3 + НCl ... ,
Cu(OH)2 + НNO3 ... ,
CaCO3 + НCl ... ,
BaCl2 + Н2SO4 ... .

6. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор серной кислоты: магний, ртуть, оксид калия, оксид углерода(IV), гидроксид алюминия, азотная кислота, гидроксид натрия. Записать уравнения реакций, указать их типы.
7. Написать уравнения реакций, указать их типы согласно цепочке превращений:

8. Назвать полученную соль, расставить коэффициенты, решить задачу:

IV. Домашнее задание

Выполнить упражнения № 9, 10.
9. Написать уравнения реакций и указать их типы согласно цепочке превращений:

10. Назвать полученную соль, расставить коэффициены, решить задачу:

Повторить тему «Основания» (записи в тетрадях и опорный конспект).

И.В.СМИРНОВА,
учитель химии негосударственной
некоммерческой образовательной
организации «Гимназия “Жуковка”»
(Одинцовский р-н, Московская обл.)