Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №31/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Кислород. Оксиды. Горение

8 класс

Цели. Закрепить знания о свойствах, получении и применении кислорода; показать существование связи между свойствами и областью применения кислорода; проконтролировать умение учащихся проводить операции с использованием валентности, составлять формулы химических соединений и называть их; развивать способность работать в коллективе.
Методы. Исследовательский, частично-поисковый, мотивационно-стимулирующий.
Оборудование и реактивы. Штатив, лапка, муфта, газоотводная трубка, пробирки, колба, щипцы, спиртовка; углерод, перманганат калия.

Класс разделен на шесть групп, во главе каждой – консультант, который ведет лист учета; выбираются члены жюри.

План урока

I. Организационный момент: сообщение темы, повторение правил техники безопасности.
II. Актуализация опорных знаний:

  • химические свойства кислорода;
  • экспериментальная часть;
  • работа с формулами оксидов;
  • применение кислорода.
ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы, повторение правил техники безопасности.

II. Актуализация опорных знаний

Химические свойства кислорода

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие в страну Оксигению. По названию вы сразу поняли, что мы едем за границу. Как и любая поездка за границу, она начинается с таможенного досмотра. Но наша страна необычная, поэтому и таможенный досмотр будет необычным. В течение 6 мин вы должны продемонстрировать свои знания об этой удивительной стране, доказав тем самым право побывать в ней.
Ребята разгадывают кроссворд.
В зависимости от результатов первым двум группам выдают золотые фишки лидера, двум следующим – синие фишки преследователя, остальным выдают зеленые фишки.

Учитель. Мы останавливаемся на первой станции – «Информационной». Наша задача – предложить такой проект герба чудесной страны Оксигении, чтобы в нем нашли отражения обозначения, аллотропные видоизменения, физические свойства.
Ребята проектируют гербы страны Оксигения. Жюри оценивает их.

Учитель. Слово для подведения итогов предоставляется члену жюри.
Член жюри. За первое и второе место – золотая фишка, за третье и четвертое – синяя фишка, за пятое и шестое – зеленая.
Учитель. Следующая остановка «Криминальная». Речь идет, как вы догадались о стране, населенной необычными жителями. Необычные они потому, что могли жить и поодиночке, и семьями, причем семей могло быть несколько.
Живет в этой стране один веселый господин, очень гордый, но эмоциональный и впечатлительный. Однако, несмотря на свою гордость, в случае необходимости он всегда мог найти с жителями этого города возможность контакта. Он со всеми перезнакомился: с одними это не составляло труда, с другими – требовалась специальная подготовка. И после каждого контакта с этим господином жители изменялись до такой степени, что их невозможно было узнать. Они жили в ожидании его очередного визита. Откупиться от напористого господина смогли лишь богатые и благородные жители этой страны да шайка разбойников.
Однажды, после посещения этим важным господином одной знатной дамы, она так изменилась, что ее никто не смог узнать: ее красота исчезла и вся она почернела, и только экстрасенс смог восстановить ее первоначальное состояние. Жители были в панике. Последней каплей, переполнившей чашу терпения жителей, было сообщение о том, что важный господин хочет встретиться с экстрасенсом. Он так и сказал: «Иду на гремучее дело».
Жители всполошились. Они поняли, что речь идет о покушении на экстрасенса и приняли единственно верное решение: обратиться за помощью в полицейское управление. На важного господина было заведено уголовное дело.
Ваша задача – провести расследование и установить личность господина, а также всех причастных к этому делу.
За правильные ответы – золотые фишки, за ответы с ошибкой – синие.

Экспериментальная часть

Учитель. Наша туристическая группа прибывает на станцию «Экзотическая». У каждой группы – по одному (в разобранном состоянии) прибору для получения кислорода.
Вашей задачей является получение кислорода и проведение реакции с углеродом. За работу, сделанную без ошибок, – золотая фишка, с одной ошибкой – синяя, с двумя ошибками – зеленая.
Устали? Давайте посетим казино «Оксид» – самое крупное в этой загадочной стране.

Работа с формулами оксидов

(Индивидуальная работа по карточкам.)

Найти ошибки в формулах.

1-й вариант

а) Оксид серы(VI) – SO;
б) оксид натрия – NaO;
в) оксид железа(II) – FeO;
г) оксид хрома – SO;
д) оксид алюминия – AlO.

2-й вариант

а) Оксид фосфора(V) – РO;
б) оксид лития – LiO;
в) оксид углерода(IV) – CO;
г) оксид кальция – СаO;
д) оксид углерода(II) – CO.

 

Найти ошибки в названиях.

1-й вариант

а) MgО – оксид магния;
б) FeO – оксид железа(II);
в) FeO – оксид железа(VI);
г) NO2 – оксид азота(I);
д) NO – оксид азота(II).

2-й вариант

а) FeО – оксид железа(II);
б) SO2 – оксид cеры(III);
в) СаO – оксид кальция;
г) NаO – оксид натрия;
д) MnO – оксид марганца.

 
Применение кислорода

Учитель. К сожалению, время, отведенное на наше путешествие, подходит к концу. Нам осталось лишь сделать рекламу Оксигении, чтобы эту страну посещали и другие туристы.
Задание: сделать рекламный проспект «Применение кислорода».

Подведение итогов членами жюри.
Рефлексия. Выставление оценок.

Ю.Н.КАЗАНЦЕВ,
учитель химии
школы-гимназии № 4
(г. Сургут)