Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №31/2003

переписка с читателем

РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
ПО ЭКОЛОГИИ
«СЕМЬ ТАЙН ЖИЗНИ»

По мотивам сказаний индейцев Северной Америки

Нелегкая педагогическая задача, стоящая перед учителем любого предмета, – научиться говорить о природе с детьми старшего школьного возраста. Это способствует экологическому мышлению детей, воспитывает ответственность за жизнь на Земле. Учащиеся проявляют заинтересованность и желание высказать свое отношение к природе как к живому организму.
К проведению классного часа в восьмом классе были подготовлены нитки и цветные бусины для каждого из присутствующих. На одного ученика понадобится по семь белых и шесть цветных бусин. При отсутствии бусин их можно сделать самим. Для этого необходимо вырезать из бумаги полоски в виде ромбов с диагоналями 1,5 и 7 см, смазать полоски клеем с одной стороны и намотать их на карандаш. Кроме бусин у каждого ученика на столе должны быть ручка и чистый лист бумаги для записи мыслей, возникающих по ходу повествования. Во время чтения каждый из присутствующих, так же как герои легенды, нанизывает на нитку бусины таким образом, чтобы по окончании чтения получилось ожерелье.

Вот рассказ о племени, которое называло себя Дети Солнца. Племя жило на своих землях много-много лет назад — так много, как песчинок в горсти песка. Оно владело бескрайними лесами, полями и лугами, и долгое время трудолюбивые люди жили привольно и спокойно. Но однажды они заметили, что там, где раньше бурлили прозрачные и быстрые, как олень, реки, застыли мутные воды, там, где когда-то была плодородная пашня, простирается безжизненная пустошь, а там, где когда-то царила красота природы, стало голо и уныло.
Тогда Старейший из Старейших созвал племя. «Беда пришла оттого, – сказал он, – что мы забыли древние секреты жизни. Нам нужны смелые и благородные юноши и девушки, которые найдут разгадки тайн жизни и помогут нам выжить». И вышли вперед юноши и девушки. (Было их столько, сколько вас, и были они того же возраста, что и вы.) Старейший из Старейших отвел их в отдаленное урочище, где еще зеленели деревья, вода еще была чистой, а птицы еще радовали слух своим пением. Там, в укрытой ветвями пещере, он показал им волшебную лодку. «Вы отправитесь в этой лодке вниз по реке, – сказал Старейший юношам и девушкам, – и по пути познаете семь тайн жизни и то, как эти тайны связаны между собой шестью основами жизни. Это знание должно помочь вам вернуть красоту и гармонию природы. Лодка будет двигаться то медленно, то быстро, то в будущее, то в прошлое в поисках истины».
Каждому из отправляющихся в путь дал Старейший из Старейших по кожаному мешочку. В каждом мешочке было по шесть разноцветных бусинок, по семь белых бусинок и по кожаному шнуру. «На вашем пути, – сказал Старейший, – вы семь раз подвергнетесь испытаниям и семь раз познаете озарение. Семь раз – по числу белых бусинок. Внимательно следите за тем, что случится с вами, потому что эти испытания помогут вам понять, каким образом шесть основ жизни – свет и воздух, вода и земля, растения и животные – связаны воедино и составляют одно целое.
Как только вы будете готовы к тому, чтобы познать очередную тайну жизни, наденьте на кожаный шнур белую бусинку, и тайна раскроется вам. Нанизывайте цветные бусинки между белыми. Белые бусинки соединят между собой цветные, как семь тайн связывают воедино всю жизнь».

Молодые путешественники оттолкнули лодку от берега и стали грести, направляясь вниз по реке. Вскоре они решили, что готовы к своему первому уроку и нанизали первую белую бусинку. Река сделала неожиданный поворот, и путешественников ослепил яркий свет, сиявший повсюду. Все живое, что окружало их, светилось изнутри. Казалось, внутри каждого существа сияло свое маленькое Солнце. И это Солнце было источником их жизни. Плывущие в лодке видели кролика, жующего траву. Солнце травы соединялось с Солнцем кролика, и сияние становилось сильнее. Неожиданно на кролика стремительно, как камень с небес, упал орел. И когда орел терзал кролика, путешественники заметили, как Солнце кролика соединялось с Солнцем орла, и сияние становилось сильнее. Плывущие в лодке познали первое озарение, первую тайну жизни.

Может ли кто сказать, что это была за тайна? Тепло и энергия Солнца есть в каждом живом существе, эта энергия пронизывает все живое на Земле. Путешественники поняли, что энергия Солнца передается от растений к мелким животным, а от мелких животных – к крупным. И нанизали путешественники желтую бусинку — символ Солнца, детьми которого они были.

Вскоре пришло время второй белой бусинки. Как только она была нанизана на кожаный шнур, все животные и растения стали прозрачными. И плывущие в лодке смогли увидеть, что все они пронизаны потоками воды. Капли воды неслись в круговороте с неба в реки, в океаны, а потом назад, в небо, становясь облаками. Непрерывное движение воды соединяло небо и землю, живое и неживое и поддерживало жизнь. Путешественники поняли значение увиденного.

Какова же была вторая тайна? Чистая вода необходима всем живущим. Непрерывному движению воды обязаны мы своим существованием. И плывущие в лодке нанизали синюю бусинку — символ животворящих вод.

Путешественники продолжали плыть вниз по реке, и, когда они добавили третью белую бусинку к предыдущим, все окружающее их стало меняться очень быстро. Стремительно проносились мимо берега, жара сменяла холод, влажные болота – сухие пустыни, цветущие луга – голые скалы, одни виды животных — другие. Путешественники познали третий секрет жизни.

Что же это за секрет? Разнообразие условий жизни поддерживает чудесное разнообразие растений и животных. Путешественники нанизали коричневую бусинку, символизирующую Землю-Мать, дающую жизнь бесчисленным своим детям.

Как только плывущие в лодке нанизали четвертую белую бусинку, они увидели на берегу женщину, сидящую у небольшого дерева. Путешественники поздоровались и спросили, что она делает. Женщина ответила, что ждет, когда дерево вырастет. Они стали наблюдать за происходящим. Время летело так быстро, что дерево выросло и состарилось на глазах, умерло, распалось и слилось с землей. А затем на том месте появилась свежая ниточка новой жизни. И вот уже на месте прежнего дерева высилось новое, цветущее и могучее. Благодаря женщине и дереву путешественники познали четвертую тайну жизни.

Какова же она? Смерть старого дает жизнь новому. Жизнь и смерть связаны в единый круговорот. Плывущие в лодке нанизали зеленую бусинку, символ растений и вечной смены жизни на Земле.

После пятой белой бусинки река превратилась в огромное озеро. На каждом из многочисленных островов было только по одному растению и животному, да и те были такими больными, что, казалось, вот-вот погибнут. В центре же озера был остров со множеством растений и животных. Им не было тесно, они прекрасно уживались друг с другом, и повсюду бурлила жизнь.

Что же это за пятая тайна? Все в жизни взаимозависимо. И плывущие в лодке нанизали голубую бусинку — символ воздуха, чтобы лучше запомнить, что все связано со всем.

Не найдя другого выхода из озера, кроме реки, по которой они приплыли, путешественники повернули назад и стали грести против течения. Они нанизали шестую белую бусинку и заметили, что, хотя и плывут мимо тех же берегов, все изменилось. Там, где громоздились огромные валуны, возникла отмель. Луг, на котором недавно орел терзал кролика, превратился в непроходимый лес. И вскоре им открылась шестая тайна жизни.

Кто-нибудь может сказать, какая это тайна? Все в природе меняется, ничто не остается неизменным. Последняя цветная бусинка была красной – символ быстро меняющегося мира и обитателей Земли.

Плывущие в лодке продолжали грести вверх по реке и наконец увидели ожидавшего их Старейшего из Старейших. Он стоял в окружении зверей, живущих в лесах, в реках, на лугах и в горах. Путешественники вышли на берег и поведали о своих приключениях. Потом они спросили: «Как же быть с седьмой белой бусинкой? Есть ли еще тайна, неизвестная нам?» «Да, нанизывайте седьмую бусинку и начинайте последний урок», – ответил Старейший из Старейших. И он объявил состязания между путешественниками и животными, окружавшими его.
Самые быстрые юноши и девушки пытались перегнать оленя; самые сильные – побороть медведя; самые лучшие пловцы состязались с выдрой; самые ловкие пытались поймать белку, бегущую по деревьям. И во всех без исключения случаях люди проигрывали. «Это состязание несправедливо, – сказали они Старейшему из Старейших, – каждое из животных обладает даром, дающим ему преимущество перед человеком».

Старейший из Старейших ответил так: «Вы правы. Но у вас есть свой дар. У вас есть способность осознать тайны жизни и обратить свои знания на пользу людям. Человек отличается от животных способностью изменять природную среду. От него зависит, как изменится окружающая среда: к лучшему или к худшему. Поэтому человек в ответе за все живое на Земле. Наденьте и носите ожерелье как напоминание о семи испытаниях и семи тайнах жизни. Но главное испытание еще впереди: настало время вернуться к людям нашего племени и вместе с ними восстановить плодородие земли, чистоту воздуха и вод, разнообразие растений и животных. Племя должно понять, что либо оно будет жить в мире и гармонии с Землей, либо ему не жить вообще».

* * *

После чтения учащимся предлагается закончить предложения:

  • Если бы я писал рассказ (эссе, заметку, сочинение, изложение и т. д.) на тему «Семь тайн жизни», я бы отметил следующее: ...
  • Из этой легенды я узнал о том, что...
  • Эта легенда помогла мне понять...
  • Каждый человек должен помнить о том, что...

Приведу лишь некоторые высказывания детей: «...Все в природе взаимосвязано, все едино, и если вырвать из этой цепочки одно звено, то остальные распадутся сами», «...Все в природе меняется, ничто не остается неизменным, старое, погибая, дает жизнь новому...», «...Человек отличается от животных тем, что может мыслить, охранять и разрушать природу», «...Люди заживут счастливо, если постигнут тайны жизни», «...Вода – это символ чистоты, доброты, правды», «...Не беречь природу – это все равно, что сжечь свой дом вместе с собой», «...Этот рассказ побудил меня защищать природу от губительной силы цивилизации», «...Сегодня мы узнали нечто новое, рассказанное в необычной форме – не так, как всегда», «...Эта история про нас. Самое главное – сохранить природу», «...Вместе с героями легенды мы познали тайну энергии Солнца, тайну чистой воды и многое другое. Для меня все эти тайны были новыми», «...Природа сама создает красоту. Энергия Солнца переходит от растений к слабым животным, а от них к сильным. Энергия Солнца дает жизнь всем».
В конце урока мысли детей можно вписать в заранее оформленную к этому классному часу газету. Уверяю вас, равнодушных не будет.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вестник АсЭКО. Информационно-методический бюллетень Ассоциации «Экологическое образование», 1994, № 3–4, с. 9–11.

Х.З.ЯКУПОВА,
учитель химии гимназии № 91
(г. Уфа)