Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №30/2003

переписка с читателем

Великий русский ученый
Д.И.Менделеев

Игра-викторина

Девиз игры. «Сами трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще» (Д.И.Менделеев).
Оформление зала. Портрет Д.И.Менделеева, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, на плакатах: «Вопросы искусства были близки Менделееву в такой же степени, как и вопросы науки» (Я.Д.Минченков), «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С.Пушкин), «Сам удивляюсь, чего я только не делывал в своей научной жизни» (Д.И.Менделеев), «Нам ли не желать России полного расцвета жизни» (Д.И.Менделеев).

Учитель. Добрый день! Мы собрались в этом зале, чтобы ответить на вопросы викторины, связанные с жизнью и деятельностью великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Игра состоит из трех раундов.
В первом раунде вы выбираете правильный ответ из трех предложенных. Ответив правильно на все вопросы, получите бронзовую медаль – это первая несгораемая награда. В случае неправильного ответа или его отсутствия вы покидаете игру.
Во втором раунде вы выбираете ответ из двух вариантов. За все правильные ответы приобретаете вторую несгораемую награду – серебряную медаль. Если неправильно ответите на вопрос или не знаете ответа, то вы получите первую несгораемую награду – бронзовую медаль. Затем вы делаете выбор – продолжать игру или нет.
В третьем раунде вариантов ответа не предлагается. Ответив правильно на все вопросы, вы получаете золотую медаль. В случае неправильного ответа или его отсутствия, вам вручат только серебряную медаль.

Ведущий. Начинаем игру. Вопрос отборочного тура: «Назовите фамилии ученых-химиков в порядке возрастания года их рождения, начиная с самого раннего: А.М.Бутлеров, М.В.Ломоносов, А.Н.Несмеянов, Н.Н.Зинин, А.Е.Ферсман, А.П.Бородин, М.Склодовская-Кюри, А.Е.Фаворский, Н.Д.Зелинский».

(Ответ. М.В.Ломоносов – 1711 г., Н.Н.Зинин – 1812 г., А.М.Бутлеров – 1828 г., А.П.Бородин – 1833 г., А.Е.Фаворский – 1860 г., Н.Д.Зелинский – 1861 г., М.Склодовская-Кюри – 1867 г., А.Е.Ферсман – 1883 г., А.Н.Несмеянов – 1899 г.)

Ведущий. Приглашаем победителя на сцену к игровому столу.

Первый раунд

1. Кто из русских ученых известен в каждой школе, в которой изучают элементарную химию?

а) К.А.Тимирязев;
б) В.И.Вернадский;
в) Д.И.Менделеев.

(Ответ. в.)

2. Когда и где родился Менделеев?

а) 23 февраля 1844 г., г. Москва;
б) 27 января 1834 г., г. Тобольск;
в) 25 марта 1824 г., г. Санкт-Петербург.

(Ответ. б.)

3. В каком году Менделеев поступает в петербургский Главный педагогический институт?

а) 1839 г.
б) 1850 г.;
в) 1829 г.

(Ответ. б.)

4. В какой город после окончания института Менделеева направили учителем гимназии?

а) Симферополь;
б) Одессу;
в) Париж.

(Ответ. а.)

5. Кто сказал, что Менделеев – это «воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности»?

а) В.В.Маяковский;
б) А.Н.Бекетов;
в) А.А.Блок.

(Ответ. в.)

6. Любимые животные Менделеева:

а) слон;
б) кошка, собака;
в) лев, кит.

(Ответ. б.)

7. Назовите любимую пищу Менделеева:

а) гречневая каша, ячневая каша, отварной рис с красным вином, поджаренные на подсолнечном масле лепешки из вареного риса или геркулеса;
б) пельмени, оладьи;
в) шашлыки, блины.

(Ответ. а.)

8. Что любил делать Менделеев в часы отдыха?

а) Рисовать;
б) клеить;
в) петь.

(Ответ. б.)

Второй раунд

1. В каком году Менделеев утвержден в должности профессора химии Технологического института в Петербурге?

а) 1853 г.;
б) 1864 г.

(Ответ. б.)

2. В каком году Менделеев был утвержден профессором Петербургского университета?

а) 1865 г.;
б) 1875 г.

(Ответ. а.)

3. В какую академию наук не был избран Менделеев почетным членом?

а) Американскую;
б) Петербургскую.

(Ответ. б.)

4. В каком возрасте Менделеев один поднялся на воздушном шаре для изучения явлений, наблюдаемых при солнечном затмении?

а) 43 года;
б) 53 года.

(Ответ. б.)

5. Любимые птицы Менделеева:

а) канарейка, белый попугай;
б) воробей, ласточка.

(Ответ. а.)

6. В каком году Менделеев впервые посетил Всемирную выставку в Париже?

а) 1867 г.;
б) 1890 г.

(Ответ. а.)

Ведущий. Вы получаете серебряную медаль, т. к. ответили правильно на все вопросы. Поздравляем. (Музыкальная пауза.) Дмитрий Иванович не принадлежал к тому типу ученых, которые ничем не интересуются, кроме науки. Ему нравились замечательные, полные реализма и народности музыкальные произведения М.И.Глинки и П.И.Чайковского. Он много раз слушал оперу «Жизнь за царя», отрывок из которой и мы сейчас послушаем.

Третий раунд

1. Когда Менделеев получил ученую степень магистра и стал доцентом Петербургского университета?

(Ответ. 1856 г.)

2. Сколько печатных трудов с исследованиями по химии, физике, воздухоплаванию, метеорологии, переработке нефти и угля, использованию минеральных удобрений оставил Менделеев?

(Ответ. Свыше 500 работ.)

3. Как охарактеризовал Дмитрий Иванович в дневнике свои научные достижения?

(Ответ. «Всего более четыре предмета составили мое имя: периодический закон, исследования упругости газов, понимание растворов как ассоциации и основы химии...»)

4. Что послужило Менделееву основой при открытии периодического закона?

(Ответ. Установленные С.Канниццаро атомные массы элементов.)

5. Сколько изданий выдержал учебник химии Менделеева «Основы химии»?

(Ответ. Восемь изданий на русском языке, три – на английском, по одному – на французском и немецком языках.)

6. В какой таблице дважды встречается фамилия Дмитрия Ивановича?

(Ответ. В периодической системе химических элементов первый раз – она названа его именем, второй раз – элемент номер 101 называется «менделевий».)

7. Какие «три службы Родине» были у Менделеева?

(Ответ. Наука, педагогика, промышленность. «Я выслужил 48 лет Родине и Науке. Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость не одну мою личную, но и общую русскую...», «Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство...», «Третья служба моя Родине... это служба на пользу роста русской промышленности, начиная с сельскохозяйственной, в которой лично действовал, показав на деле возможности и выгодность... интенсивного хозяйства...»)

8. Какие черты характера не любил Менделеев?

(Ответ. Неуверенность, необдуманность, торопливость в работе.)

9. Какой главный завет оставил Менделеев детям?

(Ответ. «Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям».)

10. Назовите газету, которая в некрологе написала: «В прошедшую субботу в Санкт-Петербурге умер профессор Менделеев. С его смертью Россия потеряла одного из самых знаменитых сынов науки, а мир – одного из самых выдающихся химиков»?

(Ответ. Газета «Дейли телеграф».)

Ведущий. Викторина окончена. Поздравляю победителей. Сейчас небольшая пауза.

Во время паузы можно провести эффектные опыты.

Ведущий. Теперь выбираем медалиста среди зрителей. Представляю членов жюри, которое будет оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ – один жетон. Начинаем викторину «Знаете ли вы?».

1. В какой семье родился Менделеев и каким ребенком по счету он был?

(Ответ. В семье директора гимназии Ивана Павловича Менделеева, родился семнадцатым ребенком.)

2. Как закончил Менделеев Главный педагогический институт?

(Ответ. Все выпускные экзамены он сдал на «отлично».)

3. Какой порох изобрел Менделеев?

(Ответ. Бездымный.)

4. Кто был учителем словесности в Тобольской гимназии, когда в ней учился Дмитрий Иванович?

(Ответ. Автор сказки «Конек-Горбунок» П.П.Ершов.)

5. Назовите автора этого высказывания: «Мы просили Д.И.Менделеева показать его докторский костюм (почетного доктора прав Эдинбургского университета), он охотно это сделал и даже надел его. Сине-малиновая тога, угольчатая шапочка, густые косы седых волос, торчащие из-под шапочки, суровое лицо Дмитрия Ивановича, обрамленное седой бородой, – все это под толстыми сводами его кабинета и на фоне белой стены напоминало нам средневекового алхимика».

(Ответ. С.Л.Толстой, сын Л.Н.Толстого.)

6. Кто до Менделеева пытался классифицировать химические элементы?

(Ответ. Немецкий ученый И.Дёберейнер – автор правила триад, французский ученый Б. де Шанкуртуа –  автор спиральной линии элементов, английский ученый Дж.Ньюлендс – автор «закона октав» и немецкий ученый Л.Мейер – автор таблицы, по виду напоминавшую позднейшую таблицу Менделеева.)

7. Кто и когда открыл предсказанные Менделеевым экабор, экалюминий, экасилиций?

(Ответ. Экаалюминий открыл в 1875 г. французский ученый П.Лекок де Буабодран и назвал его в честь своей родины галлием; экабор открыл шведский ученый Л.Нильсон в 1879 г. и назвал в честь своей родины скандием; экасилиций – в 1886 г. немецкий химик К.Винклер, который назвал его германием.)

8. Кто автор этого высказывания: «Самое характерное в нем было: грива длинных пушистых волос вокруг высокого белого лба, очень выразительного и подвижного, и ясные синие проникновенные глаза. Манеры, разговор и жесты его были очень оригинальны и своеобразны. При разговоре он всегда жестикулировал. Широкие, быстрые и нервные движения рук отвечали всегда его настроению».

(Ответ. Анна Ивановна Менделеева.)

9. Какие стихи любил декламировать Менделеев?

(Ответ. «Тьма» Д.Байрона, «Молчание» Ф.И.Тютчева.)

10. Назовите место, где любил бывать Менделеев.

(Ответ. Боблово.)

11. Произведения каких писателей любил Менделеев?

(Ответ. А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ж.Верна, В.Гюго.)

12. Назовите любимых поэтов ученого.

(Ответ. А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, А.Н.Майков, Ф.И.Тютчев, У.Шекспир, И.Шиллер, И.Гете, Д.Байрон.)

13. Кого из композиторов любил Менделеев?

(Ответ. А.П.Бородина, М.И.Глинку, П.И.Чайковского, Л.Бетховена, Д.Верди.)

14. Назовите любимых художников Менделеева.

(Ответ. И.Н.Крамской, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин, И.Е.Репин, Б.Микеланджело, С.Рафаэль.)

15. Любимый герой Менделеева, существовавший в действительности?

(Ответ. Петр I.)

16. Любимый напиток Менделеева.

(Ответ. Крепкий чай; чай выписывал из Китая и сам заваривал.)

17. Назовите девиз Менделеева.

(Ответ. «Один человек – нуль, вместе – только люди».)

18. Что названо именем Менделеева помимо учебных заведений, минерала, химического элемента?

(Ответ. Действующий вулкан на Курильских островах, г. Менделеевск в Татарии, подводный хребет в Северном Ледовитом океане.)

19. Кто автор скульптурного портрета Менделеева?

(Ответ. И.Я.Гинцбург.)

20. Иностранным членом каких академий был избран Менделеев?

(Ответ. Чешской академии науки, литературы и искусства, Краковской академии наук, Национальной академии наук США, Королевской академии Швеции.)

21. Что говорил Менделеев о «черном золоте»?

(Ответ. «Без светоча науки и с нефтью будут потемки».)

22. Вспомните любимый афоризм ученого.

(Ответ. «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями».)

23. Кто открыл предсказанные Менделеевым элементы – переходные между резко выраженными неметаллами и металлами?

(Ответ. Английский химик У.Рамзай с коллегами открыл в 1895 г. газ гелий, в 1898 г. – неон, затем аргон, криптон, ксенон и радон, нашедшие свое место в VIII группе периодической таблицы.)

24. Назовите элементы, существование которых предсказал Менделеев.

(Ответ. Галий, скандий, германий, полоний, астат, технеций.)

25. Расскажите о появлении первого наброска периодической таблицы химических элементов.

(Ответ. 17 февраля 1869 г., собираясь в дорогу, Менделеев сделал первый набросок таблицы на обороте письма, в котором его просили приехать на одно из промышленных предприятий.)

26. Что представляли собой «менделеевские среды»? Кто бывал на них?

(Ответ. В эти дни Менделеев принимал в своей квартире друзей. Здесь бывали А.П.Бородин, Н.Н.Зинин, И.Н.Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко. Читали отрывки из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, исполняли музыкальные сочинения А.П.Бородина, М.И.Глинки, П.И.Чайковского.)

27. Почему на портрете работы Репина изображен Менделеев в мантии? С каким событием в жизни ученого это связано?

(Ответ. Менделеев изображен в мантии почетного доктора прав Эдинбургского университета. В 1884 г. он ездил в Англию для участия в юбилейном торжестве.)

28. В каком году и где были проведены первые Менделеевские чтения? Кто первым выступил на этих чтениях?

(Ответ. В 1936 г. в Академии наук СССР выступил французский ученый Ф.Жолио-Кюри.)

29. В каком году Менделеев стал первым директором Главной палаты мер и весов (ныне ВНИИ метрологии им. Д.И.Менделеева)?

(Ответ. 1893 г.)

30. Какое общество основал Менделеев?

(Ответ. Русское химическое общество, ныне – Российское химическое общество (РХО) им. Д.И.Менделеева.)

31. Какая медаль утверждена в России в честь Менделеева? Сколько томов составляет полное собрание сочинений Менделеева?

(Ответ. Золотая медаль, 25 томов.)

Ведущий. Слово предоставляется членам жюри, которые называют победителей викторины. Наступил торжественный момент, приглашаю победителей на сцену. Члены жюри вручают медали и памятные призы. (Поздравления. Аплодисменты.) В честь победителей юные химики читают стихи.

Первый ученик.

«Мир сложен:
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых

догадок.

Как чудо Природы,
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок...
Весь мир большой:
Жара и стужа,
Планет круженье, свет зари –
Все то, что видим мы снаружи,
Законом связано внутри.
Найдется ль правило другое,
Что целый мир объединит?
Таблицу Менделеев строит,
Природы ищет алфавит».

Второй ученик.

«Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран:
Металл чудесный галлий
Открыл Буабодран.
Довольный и счастливый
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
– От русского ученого?!
Ошибся я, слыхали?! –
Француз был удивлен. –
В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Веc высчитал удельный
Точней, чем я, стократ,
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад! –
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вот металл свой галлий
Он кинул на весы!..
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую Закон!»

Третий ученик.

«Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть –
Таблицу Менделеева я знаю

наизусть.

Зачем ее я выучил?
Могу сказать зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество.
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И внешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть».

Четвертый ученик.

Мы жизнь свою решили посвятить
Науке царственной – великой химии.
Уверены, она научит жить
В согласии с надеждами

счастливыми.

С тобою, химия, мы многого

добьемся.

И от тебя мы никогда

не отречемся.

Перед лицом друзей, учителей
Торжественно клянемся:
Всегда уроки посещать,
Про кружки не забывать,
Энциклопедии читать,
Знания в жизни применять!
Все законы изучать,
Пройденное повторять,
Задачи трудные решать,
Контрольные на «пять» писать!
Эксперимент осуществлять,
Честь нашей школы защищать,
Своих позиций не сдавать,
Престиж науки поднимать,
Идти вперед, не уставать!
Учителей не подводить,
Всегда во всем примером быть,
Народу пользу приносить,
Науку химию любить
И верно ей всегда служить.

Ведущий. Знайте, ребята, это тут – Менделеевы растут.
Вот и закончилась наша игра-викторина, посвященная великому русскому ученому Д.И.Менделееву.

Звучит увертюра «Леонора» Бетховена, любимая Менделеевым с юных лет.

ЛИТЕРАТУРА

Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1988;
Сомин Л.Е. Увлекательная химия. М.: Просвещение, 1978;
Савина П.А. Я познаю мир (химия). (Детская энциклопедия.) М.: АСТ, 1996.

В.А.БУДАРИНА,
учитель химии
(г. Шахты, Ростовская обл.)