Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №29/2003

переписка с читателем

Электролитическая диссоциация

Тематический блок
Поурочное планирование

Урок 1. Электролиты. Механизм диссоциации.
Урок 2. Уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
Урок 3. Степень диссоциации.
Урок 4. Реакции ионного обмена.
Уроки 5–8. Химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессах.
Урок 9. Гидролиз солей.
Урок 10. Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Уроки 11, 12. Модульная программа «Электролитическая диссоциация» (обобщение знаний по теме).
Урок 13. Контрольная работа.

Комплексная дидактическая цель

1. Знать определения понятий «электролиты», «диссоциация».
2. Уметь составлять уравнения диссоциации солей, оснований, кислот.
3. Знать свойства основных классов неорганических соединений.
4. Уметь составлять молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций, отражающих свойства соединений.
5. Уметь определять рН среды (кислая, щелочная) в растворах солей.
6. Уметь применять полученные знания при выполнении заданий разного уровня сложности.

Приводим дидактический материал для проведения уроков 11, 12 (обобщение знаний по теме «Электролитическая диссоциация»).

Уроки 11, 12.

Модульная программа
«Электролитическая диссоциация»

Интегрирующая цель. В результате работы над учебными элементами (УЭ-1 – УЭ-7):

закрепить знания по теме «Электролитическая диссоциация»;
развить навыки написания уравнений диссоциации (полных и сокращенных ионных), само- и взаимоконтроля, взаимопомощи;
научиться выбирать уровень сложности по силам, работать на доверии, следить за временем, самостоятельно оперировать модульной программой, сравнивать результат своей работы с поставленными целями.

УЭ-1 · входной контроль (10 мин)

Цель. Подготовка к восприятию модуля.

Тестовые задания

Пользуйтесь таблицей растворимости. Ответы записывайте в тетради. Следите за временем! В спорных вопросах обращайтесь к учителю.

I вариант

1. Электролитом является:
а) кислород;
б) дистиллированная вода;
в) соляная кислота;
г) оксид серы(VI).

2. Какое вещество при диссоциации образует ион ?

а) H2SiO3; б) Na2SiO3; в) SiO2; г) CaSiO3.

3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:

Al+ + 3OH = Al(OH)3?

а) Al2O3 + НСl ... ;

б) Al2O3 + Н2O ... ;

в) АlPO4 + КОН ... ;

г) АlCl3 + КОН ... .

4. C какими из веществ будет взаимодействовать гидроксид натрия:

а) KNO3; б) НNО3; в) СuCl2; г) СaO?

II вариант

1. Неэлектролитом является:
а) гидроксид натрия (р-р);
б) оксид кремния(IV);
в) хлорид натрия (р-р);
г) азотная кислота.

2. Какие вещества при диссоциации образуют катионы металла?
а) Кислоты;
б) оксиды;
в) соли;
г) основания.

3. Какому молекулярному уравнению соответствует сокращенное ионное:

Н+ + ОН = Н2О?

а) Н2SO4 + NаОН ... ;

б) Н2SO4 + Al2O3 ... ;

в) НСl + СаСО3 ... ;

г) Н2 + О2 ... .

4. С какими из веществ будет взаимодействовать соляная кислота?

а) СО2;
б) Ва(ОН)2;
в) K2SO4;
г) К2СО3.

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте ответы по приложению, обсудите ошибки. Оцените работу товарища, поставив за каждое правильно выполненное задание 1 балл. Занесите баллы в оценочный лист УЭ-1 (см. приложение 1). Если вы получили 4 балла, то переходите к УЭ-4. Если вы получили 2 или 3 балла, то переходите к УЭ-3. Если вы получили 0 или 1 балл, то приступайте к УЭ-2.

УЭ-2

Цель. Повторить основные положения теории электролитической диссоциации и свойства неорганических соединений.

1. Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролитов на ионы в растворе или расплаве.
Электролиты – это вещества, проводящие электрический ток в растворе или в расплаве.
Оксиды – неэлектролиты.
Соли — электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка:

NaCl + + Cl.

Основания – электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион гидроксигруппы:

NаОН + + ОН.

Кислоты – электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка:

НCl Н+ + Cl.

2. Основные оксиды взаимодействуют с водой и с кислотами.
Кислотные оксиды взаимодействуют с водой и с щелочами.
Кислоты взаимодействуют с металлами, основными оксидами, основаниями, солями.
Основания взаимодействуют с кислотными оксидами, кислотами, солями.
Соли взаимодействуют с металлами, солями, кислотами, щелочами.
Реакции ионного обмена идут до конца в случае образования слабого электролита (вода, осадок, газ).

Молекулярное уравнение:

Полное ионное уравнение:

Сокращенное ионное уравнение:

Переходите к УЭ-3.

УЭ-3

Цель. Развитие навыков написания уравнения диссоциации и ионных уравнений реакции обмена.

Выполните задание письменно в тетради. При затруднении обращайтесь к УЭ-2.

I вариант

1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион Н+? Запишите уравнения их диссоциации.

а) Са(ОН)2; б) Н2SO4; в) Н2SiO3; г) НNО3.

2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между азотной кислотой и гидроксидом бария. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и сокращенном ионном уравнениях?

II вариант

1. Какие из веществ при диссоциации образуют ион ОН? Запишите уравнения их диссоциации.

а) Bа(ОН)2; б) Zn(OH)2; в) НClO; г) KOН.

2. Составьте молекулярное и ионные уравнения реакции между хлоридом бария и серной кислотой. Чему равны суммы всех коэффициентов в полном ионном и cокращенном ионном уравнениях?

Проверьте свои ответы по приложению 2. Занесите баллы в оценочный лист. За правильно выполненное задание 1 поставьте 1 балл, за задание 2 – 2 балла. Если вы набрали 2 или 3 балла, переходите к УЭ-4. Если вы набрали 0 или 1 балл, вернитесь к УЭ-2 или обратитесь за консультацией к учителю.

УЭ-4

Цель. Закрепление знаний о реакциях ионного обмена

Работайте письменно в тетради.

I вариант

1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:

а) NaCl + К2SO4 ... ;

б) СаСl2 + Na2СО3 ... .

2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:

Zn2+ + 2OH = Zn(OH)2.

II вариант

1. Составьте молекулярное и ионные уравнения только для необратимой реакции:

а) K2SO4 + HCl ... ;

б) K2CO3 + HNO3 ... .

2. Составьте молекулярное уравнение, соответствующее сокращенному ионному:

Проверьте ответы по приложению 2. За каждое правильно выполненное задание – по 2 балла. Занесите балл в оценочный лист. Переходите к УЭ-5.

УЭ-5

Цель. Закрепить знания о свойствах неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации.

Тестовые задания

I вариант

Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием гидроксида меди(II)?

а) Сu и Н2О;
б) СuО и НСl;
в) СuSO4 и КОН;
г) СuСl2 и Ва(OH)2.

II вариант

Какие вещества взаимодействуют между собой с образованием хлорида серебра?

а) Аg и НСl;
б) АgNO3 и НСl;
в) Аg2O и NаСl;
г) AgNO3 и NаСl.

Проверьте ответы по приложению 2. За правильно выполненное задание поставьте 2 балла. Занесите баллы в оценочный лист. Если до выполнения выходного контроля осталось более 10 мин, то переходите к
УЭ-6. Если времени осталось мало, приготовьтесь к выполнению выходного контроля, проанализировав свои ошибки в УЭ-3, УЭ-4 и УЭ-5.

УЭ-6

Цель. Закрепить знания о гидролизе солей.

Пересядьте за стол с УЭ-6. Если за столом несколько человек, то решайте вместе. За выполнение данного задания ставится отдельная оценка.

Задание. Какие из солей подвергаются гидролизу?

а) Ba(NO3)2; б) Zn(NO3)2; в) ZnS; г) Nа2SiO3.

Составьте уравнение гидролиза с указанием реакции среды.

Выполненное задание сдайте на проверку учителю.

УЭ-7 · выходной контроль (30 мин)

Цель. Проверка умений и навыков по теме.

Получите карточку с заданиями у учителя. Задания выполняйте в тетради для контрольных работ. За выполнение задания, обозначенного значком – 3 балла, – 4 балла, – 5 баллов.

Сдайте выходной контроль и оценочный лист учителю.

Рефлексия

Вернитесь к целям урока. Достигли ли вы их в ходе работы? Оцените свою работу по направлениям: «я», «мы», «дело».

Приложение 1

Задания УЭ-1–УЭ-5 оценивают учащиеся, задания УЭ-6, УЭ-7 – учитель.

Приложение 2

Ответы к УЭ-1

I вариант

1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – б, в.

II вариант

1 – б; 2 – в, г; 3 – а; 4 – б, г.

Ответы к УЭ-3

I вариант

Cуммы коэффициентов равны 12 и 3.

II вариант

Cуммы коэффициентов равны 11 и 3.

Ответы к УЭ-4

I вариант

II вариант

Ответы к УЭ-5

I вариант

в) CuSO4 + 2KOH = Cu(OH)2 + K2SO4;

г) CuСl2 + Ba(OH)2 = Cu(OH)2 + BaCl2.

II вариант

б) AgNO3 + HCl = AgCl+ HNO3;

г) AgNO3 + NaCl = AgCl+ NaNO3.

З.Г.ЗАХАРОВА,
учитель химии
экономической школы-лицея
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru