Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №28/2003

В помощь молодому учителю

ХИМИЯ И СЛОВО

Из опыта работы
8 класс

Фрагмент урока

Жизнь электрона в атоме

Цель занятия – проверка и закрепление знаний по теме «Строение атома», а также развитие абстрактного мышления учащихся.

В атоме гелия два электрона
Издали мило кивали протонам.

Спинами те электроны разнились,
Однако друг с другом они подружились.

Вместе летали и ночью, и днем.
Таня () и Ваня () мы их назовем.

Вместе в квартире однокомнатной жили
И на одной орбитали кружили.

В атоме лития Таня и Ваня
Встретили нового друга в пижаме.

Новый дружок путешествовал долго,
Тихо поспать он решил хоть немного.

Где ж электрону покой получить?
В вечном движении приходится быть!

Начали три электрона толкаться,
Видно, придется им скоро расстаться.

Ты потеснишься, дружок милый наш,
Занят давно уже первый этаж!

Тут же построен этаж был второй.
В новой квартире живет наш герой.

Таня и Ваня сказали ему:
«Вдоволь там места тебе одному!»

Может гостей электрон приглашать,
Чаем поить и кроссворды решать.

Как это сложно, представить могу:
Вынужден делать он все на бегу!

Вечный борец, в превращениях – воин,
Жизни прекрасной он был удостоен!

Задание

1. Составьте схему распределения электронов по энергетическим уровням в атомах гелия и лития. Отметьте красным цветом Таню, синим – Ваню, зеленым – их нового друга (придумайте ему имя). Какой спин у него будет?
2. Сколько протонов в атоме гелия? Где они находятся?
3. Найдите в тексте ответ на вопрос, чем отличаются два электрона в атоме гелия. Что такое спин электрона?
4. Чему равна масса электрона с точки зрения химии?
5. Вспомните принцип Паули. Как называются электроны, находящиеся на одной орбитали? Почему квартира Тани и Вани была однокомнатной?
6. Почему электроны стали «толкаться»?
7. Почему первый «этаж» был занят?
8. Почему на втором энергетическом уровне «вдоволь места» для одного электрона?
9. Как по-научному называется «квартира» электрона?
10. Сколько «гостей» может пригласить к себе на «этаж» (уровень) электрон, живущий на втором «этаже»? А сколько он сможет впустить в свою «квартиру»?
11. Удалось ли «поспать» третьему электрону в новой квартире? Ответ поясните.
12. Напишите сочинение (одна страница) на тему «Жизнь электрона в атоме».

10 класс

Фрагмент урока

Первая новогодняя ночь
углерода

Углерод в тот вечер первобытный
Был игрив и весел. Он решил,
Что неплохо бы выровнить орбиты,
Чтобы этим сэкономить силы
Для дальнейших преобразований
В нефти, газы для далеких стран,
В миллионы соединений,
Где из форм простейшая – метан.

Так и сделал. Гибридизовались
Орбитали по три и по две.
Что невовлеченными остались –
В связь сложились сами по себе.

Сигма-связь надежней и прочней
Оказалась слабой связи пи.
И этен с водой дружил успешней,
Чем этан – в условиях Земли.

Началось течение реакций –
Связи ослабевшие рвались,
Разделенье жидкостей и фракций,
Вознесенье легких газов ввысь.

Этилен был сразу атакован
Реагентов армией земной,
А потом гомологам знакомым
Говорил, что ищет он покой.

А в метане хлором замещались
На скупом декабрьском свету
Водорода атомы, остались только те,
Что спрятались во тьму.

Разделились все соединенья,
Разошлись по классам, по домам,
Изомеризуясь под давленьем,
По гомологическим рядам.

Алициклы тоже постарались
И замкнулись сами на себя.
А потом еще гидрировались,
Безысходно циклами звеня.

Подлетал НСl к ацетилену,
Полюсами разными маня.
Полимеризация диенов
Началась в тот вечер декабря.

Из болот брусничных невидимкой,
Как и миллионы лет назад,
Газ метан летит в холодной дымке,
И искрится снегом звездопад.

Так с теченьем времени земного,
Чтобы жизнь построить на века,
Синтез шел соединений новых,
Клеток рост и ВМС* белка.

Эволюций таяли секунды
По сравненью с глыбой тех времен,
Где в ночи декабрьской самой трудной
Углерод решил, что возбужден.

Задание

1. Составьте формулы веществ и общие формулы гомологических рядов веществ, которые упоминались в стихотворении.
2. Как вы понимаете: атомы водорода замещались в молекуле метана «на скупом декабрьском свету»?
3. Объясните выражение:

«Из болот брусничных невидимкой,
Как и миллионы лет назад,
Газ метан летит...»

Перечислите также физические свойства метана.

4. Найдите в стихотворении строку, объясняющую, почему «этен с водой дружил успешней, чем этан». Объясните ее смысл.
5. Почему

«Сигма-связь надежней и прочней
Оказалась слабой связи пи...»?

В чем отличие этих связей?

6. Объясните, почему этилен «жаловался своим гомологам» и «искал покой». Составьте уравнения качественных реакций для двух гомологов этилена.
7. Встречаются ли в свободном виде в природе соединения, имеющие кратные связи в молекуле? Аргументируйте свой ответ.
8. Составьте уравнения всех химических реакции, о которых говорится в стихотворении.
9. Как иначе называются «алициклы»? Напишите общую формулу для углеводородов соответствующего гомологического ряда. Существуют ли у алициклов изомеры, принадлежащие другому классу углеводородов? Приведите примеры.
10. Почему хлороводород подлетал к ацетилену, маня его разными «полюсами»? Что это за «полюсы»? Как называются молекулы веществ, имеющие такие полюсы? Приведите примеры неорганических веществ.
11. К какому типу реакций относится реакция гидрирования? Назовите реакции, относящиеся к тому же типу, с которыми вы уже встречались при изучении органической химии.
12. Вспомните о круговороте углерода в природе, напишите формулу конечного вещества, содержащего атомы углерода, образующегося в ходе превращений органических веществ на нашей планете (на чем замыкается круг превращений углерода).
13. Назовите валентность углерода в возбужденном и невозбужденном состояниях.


*ВМС – высокомолекулярное соединение.

Л.Ю.БИРЮКОВА,
учитель химии школы № 63
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru