Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №26/2003

ХИМИЧЕСКАЯ НАУКА И ИСКУССТВО –
ДВЕ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Окончание. Начало см. в № 18/2003

Существование двух форм познания – науки и искусства – имеет свою историю и тесно связано с общими представлениями человека о мире. Это можно проследить на примере химии.
Многие ученые при определении химии отмечают, что химия – это искусство.
Член Прусской академии наук Г.Шталь (1660–1734) писал: «Химия, иначе алхимия и спагирия1, есть искусство разделять как смешанные, так и составные тела на их начала, а также из последних составлять тела».
Французский химик, врач и фармацевт Н.Лемери (1645–1715) дал такое определение химии: «Химия есть искусство, учащая как разделять различные вещества, содержащиеся в смешанных телах. Я понимаю под смешанными телами те, которые образуются в природе, а именно: минералы, растительные и животные тела».
В книге А.А.Морозова о М.В.Ломоносове приведены следующие его высказывания: «Химическое искусство в середину гор проникает, и что в них лежит без пользы, очистит для умножения нашего блаженства; и сверх сего сильного в Металлургии действия, иные полезные тебе принести плоды потщится», «Химия – искусство изготовления разнообразных составов и материалов».
Подобные определения химии как искусства удержались вплоть до середины XVIII в.
Важнейшие проблемы и исторические этапы развития химической науки находили отражение в художественной литературе.
В качестве примера можно привести отрывок из трагедии «Фауст» И.В.Гёте:

Отец мой, нелюдим – оригинал,
Всю жизнь провел в раздумьях о природе...
Алхимии тех дней забытый столп,
Он запирался с верными в чулане
И с ними там перегонял из колб
Соединенья всевозможной дряни.
Там звали «лилиею» серебро,
«Львом» – золото, а смесь их
«связью в браке»...

Связь химии и литературы – настоящий кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей.
Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету. Необходимо убедить учащихся, что науку надо принимать так, как говорил Д.И.Менделеев: «Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем».
Ниже приведен отрывок из классической литературы, в котором прослеживается эта взаимосвязь: «В химии, как ни в одной другой из естественных наук, сделано и еще будут сделаны величайшие открытия. Вот почему я избрал ее, не пренебрегая вместе с тем и другими науками. Плох тот химик, который не интересуется ничем, кроме своего предмета. Если вы желаете стать настоящим ученым, а не рядовым экспериментатором, я советую вам заняться всеми естественными науками, не забыв и о математике». Эти слова принадлежат М.Шелли – автору романа «Франкенштейн, или Современный Прометей».
Убедительным примером отражения научных исследований в литературе является научная фантастика, которая в лучших образцах содержит предвидения многих химических открытий или в яркой образной форме представляет химические явления и процессы. Примером первого направления может служить роман Г.Уэллса «Когда спящий проснется», примером второго – рассказ И.А.Ефремова «Озеро горных духов».
Крупнейшие ученые понимали не только необходимость существа научного открытия, но и необходимость выражения его в доступном, красивом, художественном виде.
Еще в древности на это обращали внимание ученые. Например, Тит Лукреций Кар в своей поэме «О природе вещей» изложил учение об атомистике. Вот отрывок из произведения, где автор говорит об атомах:

Существуют тела, которых мы видеть

не можем...

Эти начала вещей не доступны для глаза...
Есть предельная некая точка тела того,
Что уже не доступна для нашего чувства.
Несомненно, она совсем не делима на части.

Поэма получила высокую оценку еще современников. Политический деятель, оратор и философ М.Цицерон писал в письме к брату: «Стихи Лукреция и в самом деле таковы, как ты о них судишь – много подлинного таланта, но и много искусства».
Еще одним ярким примером является формулировка закона постоянства состава химических соединений его автором Ж.Прустом: «Соединение есть привилегированный продукт, которому природа дала постоянный состав. Природа даже через посредство людей не производит соединения иначе, как с весами в руках – по мере и весу. От одного полюса к другому соединения имеют тождественный состав. Их внешний вид может отличаться, но их свойства никогда не бывают различными...»
Классическим образцом подобного подхода к освещению явлений природы является произведение М.Фарадея «История свечи».

Перегонный куб из лаборатории М.В.Ломоносова (Исторический музей, Москва)
Перегонный куб из лаборатории
М.В.Ломоносова
(Исторический музей, Москва)

Живописное изображение научных понятий, терминов и процессов особенно характерно для алхимического периода развития химии. Подобные образные выражения научных терминов, понятий и процессов улучшают их восприятие и запоминание.
Стремление к прекрасному отражается даже в средствах исследования. Например, химические и физические приборы прошлого помимо функционального назначения отличаются эстетическим оформлением.
В истории науки широко известно, что часто крупнейшие ученые были не узкими исследователями, а всесторонне развитыми людьми в различных областях деятельности.
Многие химики были одаренными поэтами, музыкантами, более того, в деятельности некоторых из них химия занимала, несмотря на их несомненные заслуги в этой области, далеко не первое место.
Современники Менделеева вспоминали, что великий химик высоко ценил творчество У.Шекспира, Ф.Шиллера, И.Гёте и Дж.Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Любил творчество В.И.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. В молодые годы Дмитрий Иванович увлекался сочинением стихов. За чтением произведений приключенческого жанра (романы и повести Ж.Верна, Ф.Купера, У.Коллинза, Т.Майна Рида и др.) Менделеев проводил свободное время.
Слушатели Менделеева вспоминали: «Аудитория Менделеева всегда была переполнена... Раз пришел Дмитрий Иванович к студентам расстроенный, бледный, долго ходил молча, потом начал говорить – о Достоевском, который только что скончался. Под впечатлением этой смерти он не мог удержаться, чтобы не высказать своих чувств. Говорил он так, сделал такую ему характеристику, что, по словам студентов, не было ни до, ни после глубже, сильней и проникновенней. Пораженные студенты молчали, тихо-тихо разошлись и навсегда сохранили память об этой лекции».
Дмитрий Иванович любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной вопрос одного из покупателей:
– Кто этот почтенный господин?
– Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев.
А вот строки Пушкина из его произведения «Путешествие из Москвы в Петербург» о М.В.Ломоносове: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, с несчастным Рихманом предугадывает открытия Франклина, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».

Макет химической лаборатории М.В.Ломоносова (Музей М.В.Ломоносова Академии наук СССР)
Макет химической лаборатории
М.В.Ломоносова
(Музей М.В.Ломоносова Академии наук СССР)

Гёте – не только величайший писатель, политик и дипломат, но и человек, не чуждый науке. Он разработал учение о цвете, интересовался каталитическим действием платины. История сохранила нам переписку Гёте и одного из основателей учения о катализе – И.Дёберейнера, презентовавшего ему свое «водородное огниво» (в современном представлении напоминающее зажигалку). В ответном письме ученому Гёте, оценив значение этого подарка, писал: «Я всегда с благодарностью вспоминаю Ваше Высокородие, поскольку Ваше так удачно изобретенное огниво у меня всегда под рукой и сделанный Вами важнейший опыт о таком энергичном соединении двух элементов – одного – самого тяжелого и другого – самого легкого – чудесным образом все время приносит мне пользу».
А.П.Бородин – химик, композитор – известен работами по синтезу органических соединений. В одном из писем Бородина есть такие строчки: «Когда я болею настолько, что сижу дома, ничего дельного делать не могу... то я сочиняю музыку».
Знаменитый таджикский врач, великий арабский ученый, химик, философ, математик Абу Али ибн Сина (980–1037), известный под латинизированным именем Авиценна, умел получать хлороводородную, серную, азотную кислоты, гидроксиды калия и натрия. Поэт Л.И.Ошанин посвятил Авиценне стихотворение, в котором полно отражено многообразие научной деятельности этого ученого:

В поэзии рифма бывает бесценна.
Но закон консонансной рифмы таков:
Медицина рифмуется с Авиценной
Вот уже десять летящих веков.
С Авиценной рифмуется звездное небо,
Математика, музыка, солнце и тьма.
С Авиценной рифмуется быль и небыль
И поэзия даже сама.

Английский физик и математик И.Ньютон (1643–1727) помимо физики, математики, оптики, астрономии всю жизнь занимался химией, имел свою лабораторию, в которой при пожаре сгорели его химические рукописи. Как директор Лондонского монетного двора работал над сплавами, методами пробирного анализа. В теоретическом отношении был последователем корпускулярной теории, объясняя химическое взаимодействие веществ взаимным притяжением составляющих их частиц.
Рене Декарт, философ и математик, основатель аналитической геометрии, – автор корпускулярной теории материи, согласно которой все тела составлены из трех видов частиц, способных менять форму и приобретать вес в процессе движения. Он писал: «Мелкие частицы, из которых состоит вода, длинны, гладки и скользки, наподобие маленьких угрей; хотя они соединяются и переплетаются друг с другом, но никогда не связываются и не сцепляются так, чтобы их нельзя было легко разъединить».
Р.Бойля мы знаем как химика. Но он серьезно занимался биологией, медициной, физикой, философией, теологией, языкознанием.
Леонардо да Винчи, хорошо зная химию, обеспечил своим картинам долгую жизнь.
П.Хейн – физик-теоретик, поэт и архитектор, который много совместно работал с Н.Бором, сотрудничал с А.Эйнштейном, писал, что «творческий процесс в науке и технике – той же самой природы, что и в тех видах деятельности, которые называют искусством».
Многие известные писатели были крупнейшими учеными: Ч.Сноу – физик, А.Азимов – биолог, И.Ефремов – палеонтолог, А.П.Чехов и М.А.Булгаков – врачи.
Русский писатель-просветитель А.Н.Радищев был не чужд химии. Достаточно сказать, что в ссылке, в Вилимском остроге, он организовал химическую лабораторию, был знаком с трудами французских химиков своего времени.
Имя Ломоносова тесно связано с русской литературой. Оно упоминается в произведениях Радищева, Пушкина. Достаточно сказать, что в одной из глав «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, названной «Слово о Ломоносове», он писал: «Логика научила его рассуждать, математика верные делать заключения; физика и химия, к коим он прилегал отлично, ввели его в Жертвенник природы».
Не чужды были многие химики и политической деятельности. А.Лавуазье в 1768 г. стал членом Генерального откупа – откупщиком2. Химик А.Фуркруа был членом Конвента, министром просвещения во время Французской революции 1789–1799 гг.
Следует также упомянуть, что В.И.Вернадский был членом Государственного совета и в 1915 г. вместе с другими известными учеными (А.П.Карпинский, Н.С.Курнаков и др.) членом Комиссии по изучению производительных сил России, М.Тэтчер – премьер-министром Великобритании от Консервативной партии.
Не случайно М.Горький говорил: «Не зная истории культуры, невозможно быть культурным человеком, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего».
Широкие интересы выдающихся ученых-химиков обусловили и личностные связи между ними и деятелями культуры. История оставила нам сведения о том, что на одних и тех же вечерах присутствовали А.С.Пушкин и Г.И.Гесс: можно представить себе беседы Пушкина и основоположника термодинамики Гесса. Не случайно в журнале Пушкина «Современник» большое место отводилось научным открытиям того времени.
Если говорить о личностных связях ученых и деятелей культуры, можно привести пример семей Менделеева и Блока. Дочь Менделеева Любовь Дмитриевна вышла замуж за поэта Александра Блока.
В письме Блока невесте есть такие строки об ее отце: «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает... Ничего отдельного или отрывочного у него нет – все неразделимо».
Наконец, следует отметить исключительную роль для развития и сохранения культурных традиций экспозиций предметов искусства и научных достижений: постоянных – музеи, эпизодических – выставки. В качестве примеров можно назвать Эрмитаж, Политехнический музей, периодические выставки, посвященные отдельным областям развития науки и техники, в том числе химической.
Все сказанное с исчерпывающей полнотой выразил один из крупнейших ученых современности, основоположник химии фосфорорганических соединений – А.Е.Арбузов: «Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами мастеров живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».
Эту же мысль высказал выдающийся просветитель, один из оригинальных писателей и ученых Германии ХVIII в., ученый-физик, силой ума и таланта которого восхищались Э.Кант, И.Гёте, А.И.Герцен и Л.Н.Толстой, – Георг Лихтенберг: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно».
Таким образом, вынесенные в эпиграф слова Г.Флобера убедительно показывают, что при всей различности методов наука и искусство решают одну и ту же задачу – познание человеком явлений окружающего его мира. А это, в свою очередь, определяет и тесную взаимосвязь этих двух форм познания, присущего человеку разумному.


1Итальянский исследователь А.Сала (1576–1637?) дал такое определение: «Спагирическое искусство составляет ту часть химии, предмет которой – природные тела: растительные природные, минеральные. Адепты этого искусства совершают нужные операции, вознамерившись употребить эти тела в медицине» (Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. Под. ред. Ю.И.Соловьева. М.: Наука, 1980).
2Генеральный откуп – учреждение, арендующее у правительства Франции право на монопольную торговлю солью, табаком, вином и др.

Использованная литература

Агрикола Г. О горном деле и металлургии. М.: Изд-во АН СССР, 1962;
Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. Биографический справочник. М.: Высшая школа, 1991;
Ефремов И.А. Наука и научная фантастика. М.: Молодая гвардия, 1962;
Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1952;
Савченков Ф.Н. История химии. СПб., 1870; Соловьев Ю.И. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976; Stahl G.E. Fundamenta chimiae dogmaticae et experimentalis. Norimberdae, 1723;
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. 2-е изд. М.: Химия, 1995;
Фигуровский Н.А. История химии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов химической и биологической специальностей. М.: Просвещение, 1979;
Фигуровский Н.А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. М.: Наука, 1969;
Фукс Г., Хайниг К., Кертшер Г. и др. Биографии великих химиков. Пер. с нем. М.: Мир, 1981;
Цыкало А. Дружат музы с наукой. «Правда», 1986, 5 января.

Д.В.СИНДЕЕВА,
учитель химии школы-лаборатории
№ 1624 «Созвездия»
(Москва)