Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №23/2003

  Я иду на урок

Обобщение сведений об основных классах
неорганических соединений

8 КЛАСС

Девиз. Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.

Ш.Монтескье

Цели. Обобщить, систематизировать знания по теме; подготовить учащихся к изучению периодического закона; создать на уроке атмосферу поиска, дать каждому ученику возможность достичь успеха.

Задачи.
Образовательные: совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций, решать расчетные задачи.
Развивающие: сформировать способность к адекватному само- и взаимоконтролю, развить умение рационально планировать свою деятельность, развить навыки работы парами и индивидуально.
Воспитательные: сформировать интерес к учению, стремление добиваться успехов в учебе за счет добросовестного отношения к своему труду, создать положительную психологическую атмосферу, воспитать чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей на уроке.

Тип урока. Обобщение и повторение пройденного материала; беседа с элементами самостоятельной работы учеников; работа у доски, письменная индивидуальная самостоятельная работа, выполнение лабораторных опытов.

Реактивы и оборудование. ZnCl2, NаОН, НСl; штативы с пробирками (на ученических столах), периодическая система химических элементов, рабочая карта, карточки-задания для каждого ученика.

ХОД УРОКА

В начале урока ребята получают рабочие карты (одна на четыре человека).

Рабочая карта

Тема урока «Классы неорганических соединений»

I этап. Проверка домашнего задания

Три ученика у доски приводят решения домашнего задания – 10 мин.

Задания

Первый ученик. С какими из перечисленных веществ: КОН, HNО3, МgO, Сu, SiO2, Са(ОН)2 – будет реагировать серная кислота? Напишите уравнения реакций, укажите их типы, назовите продукты реакций.
Второй ученик. Составьте уравнения реакций по схеме:

Fe2(SO4)3 Fe(ОН)3 Fe2О3 Fe2(SO4)3.

Третий ученик. К раствору, содержащему избыток хлорида железа(III), прилили раствор, содержащий 240 г гидроксида натрия. Определите массу и количество образовавшегося гидроксида железа(III).

Критерии оценки ответа у доски

1. Соблюдение алгоритма решения задачи.
2. Знание изученного материала.
3. Химическая грамотность.
4. Логичность, последовательность и лаконичность изложения материала.

Ученики класса слушают ответы товарищей, дополняют их, исправляют и оценивают. Затем ребята проверяют друг у друга домашнее задание.

Критерии оценки за домашнее задание

1. Если задание выполнено самостоятельно и без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если допустили одну ошибку, поставьте 4 балла.
3. Если сделали две ошибки, поставьте 3 балла.
4. Если сделали три ошибки и более или не выполнили его, поставьте прочерк.

После того как оценили домашнее задание, переходят к рассмотрению допущенных ошибок, выясняют, нужна ли дополнительная помощь для их устранения.

II этап. Дидактическая игра «Номенклатура веществ»

Во время оформления тремя учениками домашнего задания на доске остальные принимают участие в дидактической игре.
На игровом поле в каждой клетке находится формула соединения.

Игровое поле

I вариант

II вариант

Закройте каждую клетку игрового поля (каждую формулу) соответствующей игровой карточкой, на которой написано название этого соединения.

Игровые карточки

I вариант

II вариант

Правильность выполнения задания можно сверить с ответами, написанными на обратной стороне доски.

I вариант

1. Сульфат алюминия. 2. Хлорид железа(III). 3. Сульфид натрия. 4. Гидроксид калия. 5. Сернистая кислота. 6. Оксид углерода(IV). 7. Гидроксид железа(III). 8. Карбонат кальция. 9. Сульфит магния. 10. Азотистая кислота. 11. Сероводород. 12. Оксид азота(I). 13. Нитрит меди(II). 14. Хлорид железа(II). 15. Силикат калия. 16. Оксид натрия. 17. Гидроксид меди(II). 18. Оксид железа(III).

II вариант

1. Гидроксид алюминия. 2. Борная кислота. 3. Гидроксид железа(II). 4. Азотная кислота. 5. Ортофосфорная кислота. 6. Соляная кислота. 7. Серная кислота. 8. Нитрат калия. 9. Гидроксид натрия. 10. Оксид углерода(II). 11. Фтороводород. 12. Гидроксид магния. 13. Гидроксид марганца(II). 14. Оксид железа(II). 15. Оксид меди(II). 16. Гидроксид кальция. 17. Оксид азота(II). 18. Оксид алюминия.

Критерии оценки за игру такие же, как за домашнее задание.

III этап. Закрепление и обобщение знаний

УЧИТЕЛЬ. Сегодня на уроке мы систематизируем знания об основных классах неорганических соединений. Каждый получит карточку, на которой написаны четыре задания. На выполнение одного задания – около 5 мин. Начиная с первого задания, каждое проверяется после выполнения.

Карточка

Задание 1

Покажите взаимосвязь между классами неорганических веществ:

Металл Неметалл
Основный оксид Кислотный оксид
Основание Кислота
Соль

Прямыми линиями покажите взаимодействия между членами разных генетических рядов, стрелками – превращения одних веществ в другие внутри одного ряда.

Задание 2

Из приведенного перечня: НСl, К2O, NаОН, К2СО3, Са(ОН)2, НNО3, Zn(ОН)2, SO2, Fе(ОН)2, H2SO4, Fe2O3, MgSO4, FeSO4, ZnO выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей.

Задание 3

Cоставьте генетический ряд соединений бария, зная, что он относится к металлам.
Из приведенного перечня: Nа, H2SO4, Р2О5, АlCl3, S, Н3РO4, Na3PO4, N2, КОН, P, MgO выпишите формулы веществ, составляющих генетический ряд фосфора.
Составьте схему взаимосвязи членов генетического ряда бария и фосфора, дайте им названия, определите класс, к которому они относятся.

Задание 4

Получите гидроксид цинка и докажите его амфотерность (экспериментальным путем).
После проверки и обсуждения каждого задания учащиеся получают ответы.

Задание 1

УЧИТЕЛЬ. Обсудите, всегда ли эти взаимодействия возможны.

Задание 2

УЧИТЕЛЬ. По каким признакам вы классифицируете данные вещества? Дайте определение оксидам, основаниям, кислотам, солям.

Задание 3

Классы – оксид, основание, соль.

Классы – оксид, кислота, соль.

Критерии оценки за задания 1, 2, 3

1. Если задание сделано без ошибок и самостоятельно, поставьте 5 баллов.
2. Если задание сделано без ошибок, но вы обращались за помощью к товарищу, поставьте 4 балла.
3. Если вы сделали одну или две ошибки, поставьте 3 балла.
4. Если сделали более двух ошибок или не справились с заданием, поставьте прочерк.

Задание 4

Учитель обращает внимание на последовательность проведения лабораторного опыта учащимися.

Критерии оценки за задание 4

1. Если вы правильно записали уравнения химических реакций, самостоятельно доказали амфотерность гидроксида цинка, поставьте 5 баллов.
2. Если допустили одну ошибку в уравнениях химических реакций, но лабораторный опыт провели правильно, поставьте 4 балла.
3. Если сделали две ошибки в уравнениях химических реакций и экспериментальная часть задания выполнена не совсем правильно, поставьте 3 балла.
4. Если не записаны уравнения химических реакций и не проделана экспериментальная часть задания, поставьте прочерк.

Критерии выставления итоговой оценки

1. Если все задания выполнены и большая часть с оценкой «5», поставьте 5 баллов.
2. Если все задания выполнены, но преобладает оценка «4», поставьте 4 балла.
3. Если задания сделаны на оценку «3» или есть один прочерк, поставьте 3 балла.
4. Если вы не справились с двумя и более заданиями, поставьте прочерк.

Подведение итогов. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему? (Мнение одного-двух учеников.) Подвести итог, сколько получено отличных, хороших и посредственных отметок.

ЛИТЕРАТУРА

Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия-8. М.: Просвещение, 1998;
Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988;
Тыльдпсепп А.А., Корк В.В. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988.

Г.Е.ЛЫЧКОВА,
учитель химии
средней школы № 1304
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru