© Данная статья была опубликована в № 22/2003 журнала "Химия" издательского дома "Первое сентября". Все права принадлежат автору и издателю и охраняются.
  •  Главная страница "Первого сентября"
  •  Главная страница журнала "Химия"
  •  Сайт "Я иду на урок химии"
  •  Содержание № 22/2003
  • Учебно-методическое пособие

    Учебно-методическое пособие

    Продолжение. начало см. в № 21/2003

    9 класс

    1. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ

    1.2. Реакции ионного обмена

    1. Простые вещества, газы, оксиды, нерастворимые соединения не диссоциируют (в ионных уравнениях их записывают в молекулярном виде).
    2. Малорастворимые вещества в левой части уравнения записывают в виде ионов, а в правой части – в молекулярном виде (т. е. считают нерастворимыми).
    3. Общая сумма зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна общей сумме зарядов ионов в правой части.
    4. Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется: а) осадок; б) газ; в) малодиссоциирующее вещество.

    Составление ионных уравнений реакций. (Алгоритм 4.)

    Задание. Составьте ионное уравнение взаимодействия хлорида алюминия с гидроксидом калия.

    Составление уравнений реакций,
    характеризующих общие химические свойства кислот. (Алгоритм 5.)

    Задание. Составьте уравнения реакций, характеризующих общие химические свойства кислот, на примере серной кислоты.

    Cоставление уравнений реакций,
    характеризующих общие химические свойства щелочей. (Алгоритм 6.)

    Задание. Составьте уравнения реакций, характеризующих общие химические свойства щелочей, на примере гидроксидов натрия и кальция.

    Составление уравнений реакций,
    характеризующих общие химические свойства солей. (Алгоритм 7.)

    Задание. Запишите уравнения реакций, характеризующих общие химические свойства солей.

    Задания для самоконтроля

    1. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций между растворами:

    а) серной кислоты и нитрата бария;
    б) гидроксида калия и фосфорной кислоты;
    в) карбоната натрия и нитрата свинца(II);
    г) нитрата меди(II) и гидроксида натрия;
    д) карбоната калия и азотной кислоты;
    е) гидроксида лития и сульфата железа(III);
    ж) нитрата серебра и хлорида алюминия.

    2. При взаимодействии растворов каких веществ образуются осадки:

    а) хлорид железа(III) и гидроксид натрия;
    б) азотная кислота и гидроксид калия;
    в) хлорид бария и карбонат кальция;
    г) нитрат алюминия и фосфорная кислота;
    д) нитрат бария и карбонат натрия;
    е) соляная кислота и гидроксид лития?

    Напишите уравнения реакций в молекулярной и полной ионной формах.

    3. Составьте полные ионные и молекулярные уравнения по следующим сокращенным ионным уравнениям реакций:

    4. Подберите пары веществ, при сливании растворов которых образуются следующие осадки:
    а) AgBr; б) ВаСO3; в) Cu(OH)2; г) BaCrO4; д) AlPO4.
    Составьте молекулярные уравнения реакций.

    5. С какими из предложенных ниже веществ будет реагировать хлорид меди(II):
    нитрат серебра, хлорид натрия, железо, фосфорная кислота, гидроксид калия?
    Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения возможных реакций.

    6. Между растворами каких из перечисленных ниже веществ возможно протекание необратимых реакций:
    соляная кислота, карбонат калия, нитрат серебра, сульфат калия, хлорид магния? Составьте сокращенные ионные уравнения этих реакций.

    1.3. Качественные реакции

    Таблица


    Задания для самоконтроля

    1. В трех пронумерованных пробирках содержатся растворы следующих веществ:

    а) хлорид калия, фосфат калия, карбонат калия;
    б) гидроксид калия, сульфат калия, йодид калия;
    в) хлорид аммония, хлорид бария, хлорид меди;
    г) сульфат алюминия, сульфат железа(II), сульфат железа(III).

    Как распознать, в какой пробирке содержится каждое из веществ? Составьте молекулярные уравнения реакций, укажите признаки реакций.

    2. Как, имея в своем распоряжении сульфат натрия, соляную кислоту и гидроксид бария, можно получить хлорид натрия? Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.

    3. Как очистить азотную кислоту от примеси серной кислоты? Как превратить хлорид калия в нитрат калия? Напишите молекулярные уравнения реакций.

    4. Как получить сульфат магния различными способами? Составьте уравнения реакций.

    1.4. Гидролиз солей

    Определение реакций среды раствора соли. (Алгоритм 8.)

    Задание. Приведите примеры гидролиза по катиону, по аниону и полного гидролиза.

    Гидролиз по катиону

    Гидролиз по аниону

    Полный гидролиз

    Задания для самоконтроля

    1. Какие из перечисленных солей подвергаются гидролизу: хлорид калия, нитрат меди(II), сульфид натрия, хлорид железа(III), сульфат цинка? Напишите уравнения, отвечающие гидролизу.

    2. Какими индикаторами можно распознать каждую из предложенных солей? Объясните причину изменения цвета индикаторов, составьте соответствующие уравнения реакций:

    а) карбонат натрия, хлорид натрия, сульфат цинка;
    б) сульфид натрия, сульфат калия, хлорид алюминия;
    в) карбонат калия, хлорид калия, хлорид алюминия;
    г) сульфат натрия, сульфит калия, нитрат алюминия.

    Ответы на задания для самоконтроля

    1.2. Реакции ионного обмена

    1.3. Качественные реакции

    2. Изменение окраски индикаторов в растворах солей:

    а) Na2CO3 – бесцветный фенолфталеин становится малиновым из-за присутствия ионов ОН в растворе;
    NaCl – не изменяет окраску индикаторов;
    ZnSO4 – дает кислую среду, и cиний лакмус становится красным от ионов H+ в растворе.

    Уравнения реакций гидролиза:

    б) Na2S – щелочная среда раствора, фенолфталеин становится малиновым;
    K2SO4 – не изменяет окраску индикаторов;
    AlCl3 – дает кислую среду в растворе и окрашивает желтый метилоранж в розовый цвет.

    Уравнения реакций гидролиза:

    в) K2CO3 – фенолфталеин становится малиновым, т. е. среда раствора щелочная;
    KCl – не изменяет окраску индикаторов;
    AlCl3 – дает кислую среду в растворе и окрашивает синий лакмус в красный цвет.

    Уравнения реакций гидролиза:

    г) Na2SO4 – не изменяет окраску индикаторов;
    К2SO3 – дает щелочную реакцию в растворе и окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет;
    Al(NO3)3 – дает кислую среду и окрашивает синий лакмус в красный цвет.

    Уравнения реакций гидролиза:

    И.М.ХАРЧЕВА,
    М.А.АХМЕТОВА

    Печатается с продолжением

    TopList