Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2003

В помощь молодому учителю

Химия и слово

Из опыта работы

Необыкновенная жизнь химических элементов
8 класс

Фрагмент урока

Уроки-игры – форма проведения занятий
Уроки-игры –
форма проведения занятий

Цель занятия – познакомиться с названиями и символами химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева.

Задание

1) Внимательно рассмотрите периодическую систему химических элементов. Найдите в каждой клеточке-«домике» обозначения – символы соответствующих химических элементов – и их названия на русском языке.
2) Вспомните, что каждый химический элемент имеет также латинское название, соответствующий этому названию химический знак (символ).
3) Используя свои знания в области химических элементов, дайте ответ на предложенные загадки. Для этого символы химических элементов запишите в строчку и в той же последовательности, в которой они упоминаются в загадке. Правильно записанные символы элементов помогут вам составить искомое слово и прочитать его по-русски.

1.
Запишем в строчку аш, о, цэ.
Что у тебя есть на лице?

(Ответ. НОС.)

2.
А цэ, о, аш запишешь ты –
Наступит царство темноты.

(Ответ. СОН.)

3.
Цэ, о и калий на часок
Зашли в кафе и пили ... .

(Ответ. СОК.)

4.
Фосфор, кислород и бор
Вели серьезный разговор.
Всем элементам нужен кров –
Был под фундамент вырыт ... .

(Ответ. РОВ.)

5.
Молибден и углерод,
С ними калий, барий
Целый день напролет
Словари листали.
Латинский мы не знаем,
По-русски прочитаем ... .

(Ответ. МоСКВа.)

6.
Кислород в гости кальция позвал,
Сервиз кофейный он достал.
Осенний вечер. Чудеса!
Его ужалила ... .

(Ответ. ОСа.)

7.
Бегут полоний и тантал,
А командир от них отстал.
Победа ждет пехоту,
Коль есть такая ... .

(Ответ. РоТа.)

8.
Что спицами вязали
Гольмий, кобальт, калий?

(Ответ. НоСоК.)

9.
Бор, кислород и фосфор,
Работать им непросто.
Бор – адвокат, О – прокурор.
Судьей осужден будет ... .

(Ответ. ВОР.)

Генетическая связь
между углеводородами,
спиртами и фенолами
10 класс

Фрагмент урока

На сцене. Весна. Яблоневый сад в цвету. Раннее погожее утро. В саду стоят скамейки и кресла. Слышна мелодия. На скамейке сидит Этанол и играет на флейте.

Верьте иль не верьте,
Но в одном саду
Спирт играл на флейте
Мелодию свою.

Этанол под яблоней
По родным скучал
И гидроксигруппой,
Как ножкою, качал.

Из родственников дальних
И простых веществ
Спирт создал гениальный
Маленький оркестр.

На двухструнной скрипке
Этилен играет
И свои улыбки
Брому посылает.

На рояле где-то
Заиграл Бензол.
Натрию приветы
Шляпой слал Фенол.

Рядом с партитурой
Сел Циклогексан,
Он был своей фигурой
Похож на барабан.

С трона им кивала,
Любезна, как всегда,
Королева бала –
Чистая Вода.

Водородной связью
Связанный с водой,
Глицерин остался
За ее спиной.

Хохотал порхающий
Водород знакомый,
Всех объединяющий,
Простой и невесомый.

Организовался
Реагентов хор.
С ними занимался
Никель-дирижер.

Верьте иль не верьте,
Но который год
Играет Спирт на флейте
И свой оркестр ждет.

Задание

1) Перечислите вещества, о которых шла речь в стихотворении. К каким классам они относятся? Напишите общие формулы гомологических рядов для органических соединений.
2) Почему Этилен улыбался Брому? Где они встречались до выступления в «оркестре» и чем обычно заканчивались их встречи? Напишите соответствующее уравнение реакции. К какому типу относится эта реакция? Как она называется?
3) Почему у Этилена «скрипка двухструнная»? Как вы это понимаете? Изобразите схематически «игру» этилена на такой «скрипке». (Вопрос рассчитан на творческое мышление учащихся.)
4) Почему перед Натрием «снимал шляпу» фенол? Составьте соответствующее уравнение реакции. Какие свойства проявляет фенол в этой реакции?
5) Почему Циклогексан похож на барабан? Напишите структурную формулу этого вещества. Какое вещество способно превратить алкан в циклоалкан? Составьте соответствующее уравнение реакции.
6) Как вы считаете, почему Вода была королевой бала? Приведите пример реакции превращения углеводорода в спирт, идущей с участием воды.
7) Почему Водород в стихотворении назван «всех объединяющий» и «простой»?
8) Почему Никель был дирижером? Какова его роль в органическом синтезе? Какое еще из известных вам веществ также может «дирижировать» процессом превращений органических соединений, влияя на скорость химической реакции?
9) Изобразите схематически генетическую связь между классами углеводородов и спиртов. Укажите роль водорода и воды, осуществив следующую цепочку превращений:

этан этен этанол.

Найдите ключевое слово, объединяющее все классы веществ, о которых шла речь в стихотворении.

Л.Ю.БИРЮКОВА,
учитель химии школы № 63
(Москва)

Окончание следует