Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №21/2003

Учебно-методическое пособие

9 класс

Содержание

Введение.

1. Электролитическая диссоциация.

Контрольные вопросы.

1.1. Уравнения диссоциации электролитов.

Составление уравнений диссоциации кислот. (Алгоритм 1.)
Составление уравнений диссоциации щелочей (растворимых оснований). (Алгоритм 2.)
Составление уравнений диссоциации солей. (Алгоритм 3.)
Задания для самоконтроля.

1.2. Реакции ионного обмена.

Составление ионных уравнений реакций. (Алгоритм 4.)
Составление уравнений реакций, характеризующих общие химические свойства кислот. (Алгоритм 5.)
Составление уравнений реакций, характеризующих общие химические свойства щелочей. (Алгоритм 6.)
Составление уравнений реакций, характеризующих общие химические свойства солей. (Алгоритм 7.)
Задания для самоконтроля.

1.3. Качественные реакции.

1.4. Гидролиз солей.

Определение реакции среды раствора соли. (Алгоритм 8.)
Задания для самоконтроля.

1.5. Вычисления по теме «Электролитическая диссоциация».

Вычисления по теме «Степень диссоциации». (Алгоритм 9.)
Задания для самоконтроля.
Массовая доля растворенного вещества. (Алгоритм 10.)
Задания для самоконтроля.
Молярная концентрация. (Алгоритм 11.)
Задания для самоконтроля.
Вычисления по уравнениям реакций, если одно из веществ дано в избытке. (Алгоритм 12.)
Задания для самоконтроля.
Кристаллогидраты. (Алгоритм 13.)

2. Закономерности течения химических реакций.

Контрольные вопросы.

2.1. Скорость химической реакции.

Вычисление скорости химической реакции. (Алгоритм 14.)
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагентов. (Алгоритм 15.)
Зависимость скорости реакции от температуры. (Алгоритм 16.)
Задания для самоконтроля.

2.2. Термохимические уравнения.

Вычисление теплового эффекта реакции по известному термохимическому уравнению. (Алгоритм 17.)
Составление термохимического уравнения. (Алгоритм 18.)
Вычисление теплоты сгорания вещества. (Алгоритм 19.)
Вычисление теплоты образования вещества. (Алгоритм 20.)
Вычисление теплового эффекта реакции по закону Гесса. (Алгоритм 21.)
Задания для самоконтроля.

2.3. Химическое равновесие.

Использование принципа Ле-Шателье. (Алгоритм 22.)
Вычисление константы равновесия реакции. (Алгоритм 23.)
Вычисление исходных концентраций веществ. (Алгоритм 24.)
Задания для самоконтроля.

3. Галогены.

Контрольные вопросы.

3.1. Характеристика подгруппы галогенов.

Характеристика галогенов по положению в периодической системе химических элементов и строению атомов. (Алгоритм 25.)

3.2. Характеристика веществ.

3.3. Некоторые соединения галогенов и их свойства.

Задания для самоконтроля.

3.4. Расчетные задачи по теме «Галогены».

Определение массы и плотности газа. (Алгоритм 26.)
Использование объемных отношений газов. (Алгоритм 27.)
Определение выхода продукта. (Алгоритм 28.)
Определение состава смеси. (Алгоритм 29.)
Задания для самоконтроля.

4. Подгруппа кислорода.

Контрольные вопросы.

4.1. Некоторые соединения кислорода и серы, их свойства.
4.2. Решение задачи по теме «Подгруппа кислорода».

Задания для самоконтроля.

 

5. Подгруппа азота.

Контрольные вопросы.

5.1. Некоторые соединения азота и их свойства.

5.2. Решение задач по теме «Подгруппа азота».

Задания для самоконтроля.

6. Подгруппа углерода.

Контрольные вопросы.

6.1. Решение задач по теме «Подгруппа углерода»

Задания для самоконтроля.

7. Общие свойства металлов.

Контрольные вопросы.

7.1. Электролиз расплавов.

Электролиз расплавов солей. (Алгоритм 30.)
Электролиз расплавов щелочей. (Алгоритм 31.)

7.2. Электролиз растворов.

Электролиз водного раствора соли. (Алгоритм 32.)
Электролиз водного раствора щелочи. (Алгоритм 33.)
Задания для самоконтроля.

8. Металлы главных подгрупп.

Контрольные вопросы.

8.1. Решение задач по теме «Металлы главных подгрупп».

Задания для самоконтроля.

9. Металлы побочных подгрупп.

Контрольные вопросы.

9.1. Свойства некоторых соединений металлов побочных подгрупп.

9.2. Решение задач по теме «Металлы побочных подгрупп».

Задания для самоконтроля.

10. Металлургия.

Контрольные вопросы.

10.1. Решение задач по теме «Металлургия».

Задания для самоконтроля.

11. Введение в органическую химию.

Контрольные вопросы.

11.1. Предмет органической химии.
11.2. Изомерия.
11.3. Классификация органических соединений.
11.4. Углеводороды.
11.5. Гомологический ряд алканов (предельных углеводородов).
11.6. Ненасыщенные углеводороды.
11.7. Спирты, карбоновые кислоты.
11.8. Жиры.
11.9. Углеводы, белки.

Тесты для самоконтроля по теме «Введение в органическую химию».

Литература.

Введение

Учебно-методическое пособие по химии предназначено для учащихся 9-го класса. Это логическое продолжение курса химии 8-го класса, опубликованного в газете «Химия» (№ 31–41/2002). Пособие наряду с возможностью его использования в образовательном процессе способно обеспечить самообразование и самоконтроль с целью повышения уровня подготовки и качества знаний по предмету.
Пособие включает материал курса химии 9-го класса. В каждой теме курса указано, что ученик должен знать и уметь, перечислены основные понятия, даны контрольные задания. Перед практической частью представлен справочный материал (памятка). Здесь приведены ключевые теоретические моменты темы, помогающие лучше понять учебный материал. В некоторые темы курса включен подраздел «Свойства отдельных соединений», представляющий собой теоретический материал, не повторяющий, а дополняющий материал учебника.
С целью облегчения самоподготовки учащихся по предмету приведены обучающие задания с алгоритмами, задачи разного уровня сложности с образцами решения. Предлагаемые контролирующие задания содержат как упражнения, проверяющие теоретические знания, так и расчетные задачи, отличающиеся по своим дидактическим целям.
Представлен список основной, дополнительной и справочной литературы.
Учебно-методическое пособие могут использовать учащиеся общеобразовательной школы с целью самообразования и коррекции знаний, при повторении и подготовке к выпускному экзамену, а также учителя химии для индивидуальной и групповой работы со школьниками.
Авторы благодарят всех специалистов, чей труд содействовал изданию пособия. Отдельная признательность учителю средней школы № 82 Кузьминой Татьяне Юрьевне, любезно предоставившей для использования в работе контрольные вопросы.

1. Электролитическая диссоциация

Знать: сущностъ процесса электролитической диссоциации; смысл ионных уравнений в свете представлений об электролитической диссоциации и о строении вещества; важнейшие свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации; качественные реакции на катионы Li+, Na+, К+, Са2+, Ва2+, Сu2+, Аg+, Аl3+, NН4+, Fe2+, Fe3+ и анионы , , Сl, Br, I; условия протекания реакций ионного обмена.
Уметь: составлять уравнения диссоциации кислот, щелочей, солей; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций; характеризовать общие свойства кислот, оснований, солей и выполнять химические опыты, подтверждающие эти свойства; вычислять по химическим уравнениям массу (объем, количество вещества) продукта, если одно из исходных веществ взято в избытке.
Основные понятия: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катион, анион, диполь, донор, акцептор, донорно-акцепторный механизм образования химической связи, ион гидроксония, гидратированный ион, кристаллогидрат, кристаллизационная вода, степень электролитической диссоциации, реакции ионного обмена, качественные реакции, гидролиз солей, сильные и слабые электролиты.
Содержание катионов гидроксония и гидроксид-ионов выражают через водородный показатель рН. Значение этого показателя рассчитывают по концентрации катионов гидроксония или гидроксид-ионов по формуле:
рН = –lg [H3O+] = 14 + lg [OH]. В чистой воде значение рН равно 7, в кислотной меньше 7, а в щелочной больше 7.

Окраска индикаторов в различных средах

Контрольные вопросы

1. Что называют степенью диссоциации электролита? От чего она зависит?
2. Приведите примеры сильных и слабых электролитов.
3. Напишите уравнение диссоциации воды.
4. Чем различаются атомы и ионы?
5. Назовите окрашенные ионы.
6. Дайте определение катионам и анионам.
7. Как протекают реакции ионного обмена?
8. Назовите условия протекания ионных реакций до конца.
9. Как определить заряд иона электролита? От чего он зависит?
10. Как определить растворимость вещества в воде?
11. Перечислите свойства кислот, назовите главный действующий ион кислот.
12. Перечислите свойства щелочей, назовите их главный действующий ион.
13. Перечислите свойства солей, вспомните способы их получения.
14. Как амфотерные гидроксиды взаимодействуют с растворами щелочей?
15. Что называют гидролизом солей?
16. Какие соли могут подвергаться гидролизу? Приведите примеры уравнений реакций.
17. Какие вещества называют кристаллогидратами?
18. Перечислите формулы и названия наиболее известных кристаллогидратов.
19. Как ведут себя кристаллогидраты при нагревании?
20. Как вычислить молекулярную массу кристаллогидрата?
21. Как вывести молекулярную формулу кристаллогидрата по массовым долям безводной соли и воды?

1.1. Уравнения диссоциации электролитов

Диссоциация протекает в растворах и расплавах.
Растворимые кислоты диссоциируют на ионы водорода и ионы кислотных остатков.
Растворимые основания распадаются на положительно заряженные ионы металла и отрицательно заряженные гидроксид-ионы.
Средние соли диссоциируют на катионы металлов и анионы кислотных остатков.
Кислые соли распадаются на катионы металлов и водорода и анионы кислотных остатков.
Катионами являются ионы металлов и водорода Н+.
Анионами являются ионы кислотных остатков и гидроксид-ионы ОН.
Заряд иона численно равен валентности иона в данном соединении.
При составлении уравнений диссоциации пользуйтесь таблицей растворимости.
В химической формуле сумма зарядов положительно заряженных ионов равна сумме зарядов отрицательно заряженных ионов.

Составление уравнений диссоциации кислот.
(Алгоритм 1.)

Задание. Составьте уравнение диссоциации HNO3 и H2SO4.

Составление уравнений диссоциации щелочей
(растворимых оснований).
(Алгоритм 2.)

Растворимые основания – это гидроксиды, образованные ионами активных металлов:
одновалентных: Li+, Nа+, К+, Rb+, Сs+, Fr+;
двухвалентных: Са2+, Sr2+, Ва2+.
Задание. Запишите уравнения диссоциации гидроксида натрия и гидроксида бария.

Составление уравнений диссоциации солей.
(Алгоритм 3.)

Задание. Запишите уравнение диссоциации хлорида бария, сульфата алюминия, гидрокарбоната калия.


Задания для самоконтроля

1. Составьте уравнения диссоциации следующих электролитов: нитрата цинка, карбоната натрия, гидроксида кальция, хлорида стронция, сульфата лития, сернистой кислоты, хлорида меди(II), сульфата железа(III), фосфата калия, сероводородной кислоты, бромида кальция, гидроксихлорида кальция, нитрата натрия, гидроксида лития.
2. Разделите вещества на электролиты и неэлектролиты: K3PO4, HNO3, Zn(OH)2, BaCl2, Al2O3, Cr2(SO4)3, NO2, FeBr3, H3PO4, BaSO4, Cu(NO3)2, O2, Sr(OH)2, NaHSO4, CO2, AlCl3, ZnSO4, KNO3, KHS.
Назовите вещества-электролиты.
3. Составьте формулы веществ, которые могут быть образованы следующими ионами:

Назовите вещества, составьте уравнения их диссоциации.

Ответы на задания для самоконтроля

1. 

2. Электролиты: K3PO4 – фосфат калия, HNO3 – азотная кислота, BaCl2 – хлорид бария, Cr2(SO4)3 – сульфат хрома(III), FeBr3 – бромид железа(III), H3PO4 – фосфорная кислота, Сu(NO3)2 – нитрат меди(II), Sr(OH)2 – гидроксид стронция, NaHSO4 – гидросульфат натрия, AlCl3 – хлорид алюминия, ZnSO4 – сульфат цинка, KNO3 – нитрат калия, KHS – гидросульфид калия, Zn(OH)2 – гидроксид цинка, BaSO4 – сульфат бария.
Неэлектролиты: Al2O3, NO2, O2, CO2.

3.
а) Н2SO4, CaSO4, NaMnO4, MgI2, Na2CrO4 и др.;
б) KClO3, Ba(OH)2, AlPO4, H2CO3 и др.;
в) Н2S, CaCl2, FeSO4, Na2SO4 и др.

И.М.ХАРЧЕВА,
М.А.АХМЕТОВА

Печатается с продолжением