Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2003

Переписка с читателем

Посвящение в химики

Урок под таким названием можно провести в 7-м классе. Перед изучением химии учащимся будет интересно узнать, что изучает химия, чем занимаются на уроках химии. Урок проводят старшеклассники (четыре ученика-химика). Перед началом посвящения кабинет химии оформляют стенгазетами, макетами, химической посудой. Демонстрируются занимательные опыты, что способствует появлению интереса к химии.

Цель. В игровой форме дать ребятам представление о науке химии, о химических превращениях, о значении химии в жизни человека.

ХОД УРОКА

ХИМИКИ (все вместе). Здравствуйте!
1-й ХИМИК. Мы – химики! А химия – это бессонные ночи.
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это химические лаборатории.
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок – химик».
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК. Но вы можете спросить: почему же не все становятся химиками? Да потому, что химия – это бес-сон-ные ночи.
2-й ХИМИК. Это по-сто-ян-ные разговоры о химии.
3-й ХИМИК (говорит, зажимая нос). Это химические лаборатории.
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (тьфу!) – химик».
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК (гордо). Но все-таки мы – химики, потому что химия – это бессонные ночи!
2-й ХИМИК. Это постоянные разговоры о химии.
3-й ХИМИК. Это химические лаборатории!
4-й ХИМИК. Это родители, которые говорят: «А наш ребенок (бьет себя в грудь и гордо произносит) – химик!»
ВСЕ. И это жизнь!
1-й ХИМИК. Сколько мы с вами читали книг и сказок, в которых добрые феи и могущественные волшебники совершают удивительные чудеса!
2-й ХИМИК. Но вот мы дочитали сказку до конца, закрыли книгу, и в тот же миг, словно в тумане, исчезли волшебники, а от чудес осталось лишь смутное воспоминание.
3-й химик. Да и как иначе? Ведь в жизни никто еще не встречал волшебников, не ходил с ними по улицам, не разговаривал.
4-й ХИМИК. Но значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Люди ведь сами творят чудеса. Но они так к ним привыкают, что перестают видеть что-либо чудесное. Наука – вот истинная волшебница наших дней.
1-й ХИМИК. И если уж говорить о чудесах, то среди всех прочих наук особенно выделяется химия. Недаром ее называют доброй волшебницей.
2-й ХИМИК. Она позволяет человеку добывать металлы из руд и минералов, извлекать из природного сырья вещества, одно чудесней и удивительней другого. Она рождает сотни тысяч веществ, даже не встречающихся в природе, со свойствами полезными и важными.
3-й ХИМИК. Она превращает нефть в каучук и бензин, газ – в ткань, уголь – в духи, красители и лекарственные вещества. Перечень добрых дел, которые творит химия, поистине неисчерпаем. Химия нас кормит, одевает и обувает.
4-й ХИМИК. Каждый человек, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции, даже не выходя из дома: намыливая руки, зажигая спички и газ, приготавливая пищу. Да и сам человеческий организм – большая химическая фабрика, в которой происходит множество химических реакций.
1-й ХИМИК.

Ну, конечно, без сомненья,
Надо химию учить,
Без познанья всех явлений
Невозможно нынче жить.

2-й ХИМИК.

Надо лучше успевать
Нам, друзья, в учении
И не следует вздыхать,
Что химия – мучение!

3-й ХИМИК.

Если б химии не знали,
Топали б пешком всегда:
Без горючего автобус
Не поедет никогда!

4-й ХИМИК.

Чтобы мы росли нормально,
Крепкими и сильными,
Витамины выпускает
Тоже наша химия!

1-й ХИМИК.

Чтоб растения росли,
Вещества изобрели.
Хорошо бы нам такие –
Быстро б выросли большие.

2-й ХИМИК.

Каучук в природе редок,
Без него не проживешь.
Мы ходили бы по лужам
В валенках и без калош.

3-й ХИМИК.

Широко вошли к нам в быт
Разные пластмассы.
За короткий очень срок
Их признали массы!

4-й ХИМИК.

Полимер пусть для волос,
Стимулирующий рост,
Поскорей изобретут,
Тогда косы вырастут.

1-й ХИМИК. Сегодня – ваше первое знакомство с химией. Мы покажем вам некоторые фокусы, которые вы сможете, изучая химию, скоро проделывать сами.

Демонстрационный опыт
«Марсианский пейзаж»

На плакате спиртовым раствором фенолфталеина заранее написать: «Химия – волшебная страна», а затем при показе опыта бесцветную надпись протереть тампоном, смоченным щелочью. Надпись окрасится в малиновый цвет.

2-й ХИМИК. Да, действительно, химия – волшебная страна. Ведь больше вы нигде не увидите таких чудес.

Демонстрационный опыт
«Зажигание костра без спичек»

Для опыта приготовить кашицу из КМnO4 и Н2SO4 (конц.). В эту кашицу опустить стеклянную палочку и дотронуться ею до ваты, пропитанной спиртом. Происходит реакция с выделением большого количества теплоты и освобождением кислорода:

2SO4 (конц.) + 2KMnO4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 5[O] + 3H2O.

Спирт воспламеняется.

3-й ХИМИК. В середине века жили люди, которые много времени проводили в небольших лабораториях, изучая различные вещества. Это были алхимики. Алхимики пытались превратить металлы в золото. Цари и короли держали во дворцах алхимиков, чтобы они получали для них золото.
4-й ХИМИК. Но алхимикам так и не удалось превратить металлы в золото, поэтому алхимию запретили во многих странах. Людей, которые занимались алхимическими исследованиями, обвиняли в колдовстве и сжигали на кострах.

В лаборатории алхимика

В лаборатории алхимика

1-й ХИМИК. А я вот запросто могу получить золото из простого железного гвоздя.

Демонстрационный опыт
«Золотой нож»

Приготовить очищенный наждачной бумагой железный нож или гвоздь. Этот нож или гвоздь опустить в концентрированный раствор сульфата меди. Нож или гвоздь становится «золотым».

2-й ХИМИК. Но науку запретить нельзя, поэтому ученые отбросили от слова «алхимия» приставку «ал-», и получилось новое название – «химия». Так и сейчас называется наука, изучающая окружающие нас вещества, а также их свойства и превращения.
3-й ХИМИК. Если в древности люди проводили какие-то превращения, то они считались великими магами. А я не маг, но могу запросто получить «эликсир жизни», который так и не удалось получить алхимикам.

Демонстрационный опыт
«Хамелеон»

В стакан налить раствор хромата калия, подкислив его несколькими каплями серной кислоты. Помешивая оранжевый раствор стеклянной палочкой, прилить раствор пероксида водорода: появляется синяя окраска, которая вскоре становится зеленой.

4-й ХИМИК. Тоже мне чудо – эликсир. Вот посмотри, я моментально могу получить вино или молоко из воды, а из вина, наоборот, получить воду.

Демонстрационный опыт
«Получение вина и молока»

Получение вина взаимодействием растворов фенолфталеина и щелочи; получение молока взаимодействием растворов серной кислоты и хлорида бария.

Демонстрационный опыт
«Превращение малинового раствора в бесцветный»

В стакан налить раствор КМnO4, подкислить его Н2SO4 (конц.), затем добавить к этому раствору по каплям H2O2. Малиновый раствор становится бесцветным.

1-й ХИМИК. Применяя самое распространенное вещество на Земле, можно проводить много разных превращений. Какое вы знаете самое распространенное вещество на Земле? Да. Это вода.
2-й ХИМИК. Послушайте стихотворение о воде:

«В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода.
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля,
Но время придет, все растает,
И будет простая вода».

Формула этого удивительного вещества – Н2О. С водой можно провести много интересных и занимательных превращений.

Демонстрационный опыт
«Взаимодействие калия с водой»

В стакан с водой добавить 3 капли раствора фенолфталеина и внести небольшой кусочек металлического калия.

Демонстрационный опыт
«Самовоспламеняющаяся жидкость»

В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы КMnO4, а затем из пипетки прикапать к ним 3–4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется и сгорает.

Демонстрационный опыт
«Пламя над водой»

В ложке для сжигания веществ накалить на пламени порошок магния, затем ложку погрузить в колбу с водой. Происходит бурная реакция с выделением газообразного водорода, который воспламеняется.

Демонстрационный опыт
«Огненное облако»

Пробирку закрепить в пробиркодержателе и наполнить на 1/3 кусочками парафина. Нагреть парафин до бурного кипения и вылить с высоты 10 см тонкой струей в банку с водой. Парафин вспыхивает, образуя большое пламя.

Воспламенение парафина

Воспламенение парафина

Демонстрационный опыт
«6 стаканов»

В первом стакане – 100 мл воды, воду переливают во второй стакан, содержащий 2–3 кристалла хлорида железа(III), кристаллы растворяются. Этот раствор переливают в третий стакан, где находится 1 мл раствора гексацианоферрата(II) калия. Появляется голубая окраска вследствие образования берлинской лазури. Переливают голубой раствор в четвертый стакан, куда помещены 3–4 гранулы гидроксида натрия. При этом во всем объеме возникает бурое окрашивание, обусловленное гидроксидом железа(III). Содержимое четвертого стакана переливают в пятый стакан с 5 каплями раствора фенолфталеина. Раствор приобретает малиновую окраску. Эту жидкость переливают в шестой стакан, на дне которого – 5–6 капель концентрированной соляной кислоты. В результате нейтрализации щелочи кислотой фенолфталеин теряет окраску, но вновь проявляется голубая окраска берлинской лазури.

Демонстрационный опыт
«Эскимо»

Насыпать 30 г сахарозы в стакан и добавить 12 мл Н2SO4 (конц.). Смесь вскипает, образуя пористую массу.

3-й ХИМИК. А вы когда-нибудь видели горящий снег? Вот смотрите.

Демонстрационный опыт
«Горящий снег»

В банку насыпать снег и уплотнить его. Затем в нем сделать углубление, куда поместить кусочек карбида кальция. Поднести к нему зажженную спичку. Снег (точнее, выделяющийся газ) начинает гореть.

4-й ХИМИК. Как вы считаете, почему вещества способны гореть? В каких условиях вещества горят? (Должен быть доступ кислорода.) Реакция горения – это очень важная реакция в химии. Вот посмотрите, что может происходить с веществами при их горении.

Демонстрационный опыт
«Горение пороха»

Заранее приготовить порох: смесь 7 частей нитрата калия, 1 части серы и 1 части угля. Смесь выложить горкой и поджечь. Порох быстро с шипением сгорает.

Демонстрационный опыт
«Вулкан»

Разложение дихромата аммония, к которому можно добавить порошок магния. При этом порошок (NH4)2Cr2O7 насыпают конусом в фарфоровую чашку и поджигают горящей лучинкой.

Демонстрационный опыт
«Огненная метель»

В круглодонной колбе заранее смочить стенки аммиаком. В ложку для сжигания веществ поместить оксид хрома(III), накалить его и сбросить в колбу с аммиаком. Образуется сноп искр.

Демонстрационный опыт
«Возгонка йода»

Возгонка йода

Возгонка йода

В круглодонную колбу положить несколько кристалликов йода, колбу нагреть на пламени горелки. Йод возгоняется фиолетовым паром.

1-й ХИМИК. Оказывается, все может гореть, но не все способно сгорать.

Демонстрационный опыт
«Несгораемый платок»

Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхивает, но платок не сгорает.

2-й ХИМИК. Помните, еще Прометей пострадал за то, что принес людям огонь. Там, где огонь, всегда много дыма. Вы, наверное, даже слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное.

Демонстрационный опыт
«Дым без огня»

Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.

3-й ХИМИК. Да, мы, химики, настоящие волшебники. Может быть, кто-то из вас посвятит химии всю свою жизнь. А может, кто-то будет крупным ученым и придумает лекарство, которое будет действительно называться «эликсиром жизни», и тогда он сможет запросто лечить людей. Мы сейчас можем вам показать, как нужно оперировать совсем без боли.

Демонстрационный опыт
«Нанесение раны и заживление ее»

Руку смочить раствором хлорида железа(III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след.

«Оперируем без боли, правда, будет

много крови.

При каждой операции нужна

стерилизация.

Йодом смочим мы обильно, чтобы было

все стерильно.

Не вертитесь, пациент! Нож подайте,

ассистент!

Посмотрите, прямо струйкой кровь

течет, а не вода,

Но сейчас я вытру руку – от пореза ни

следа!»

4-й ХИМИК. Ну и напоследок мы хотим удивить вас вот чем. Наблюдайте.

Демонстрационный опыт
«Получение и взрыв гремучего газа»

Методом вытеснения воды в банку собрать небольшие 2 объема водорода и 1 объем кислорода. Когда банка заполнится, смесь газов поджечь лучинкой. Раздается оглушительный взрыв.

1-й ХИМИК. Вот и закончилось ваше путешествие. Вы все справились с трудностями и совсем не испугались. Вы доказали, что можете стать химиками. А поэтому мне выпала честь посвятить вас в химики.

Каждому ученику выдают эмблему и поздравляют его.

2-й ХИМИК. Мы поздравляем вас с тем, что с сегодняшнего дня вы можете считать себя настоящими химиками. А закончить наш вечер мы хотим гимном химиков:

«Нам суждено пролить все то, что

льется,

Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам.
И кто этим бромом подышит,
Тот рыжим становится сам!»

До скорых встреч!

Е.В.КОЖУРА,
учитель химии школы космонавтики
(г. Железногорск, Красноярский край)