Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2003

Я иду на урок

Озон

Озоновый слой: причины и
последствия его разрушения

В последнее время большое внимание уделяется проблеме озонового слоя: причинам и последствиям его разрушения. Многие школьники слышали об этой проблеме, но, к сожалению, ничего не знают о ней конкретно. В базовом курсе химии (Р.П.Суровцева, Л.С.Гузей. «Химия-8») на изучение темы «Озон» отводится один час в теме «Кислород».
Предлагаю провести по этой теме урок с использованием нестандартных игровых моментов, которые способствуют лучшему усвоению материала, что дает возможность донести проблему до учащихся.

Цели. Сформировать представление об озоне как о химическом веществе, которое играет одну из важнейших ролей в жизни человека; повторить химические свойства кислорода; сравнить физические свойства кислорода и озона.

Этапы обучения. Повторение пройденного материала, усвоение новых знаний, закрепление изученного материала, систематизация и обобщение нового материала.

ХОД УРОКА

Проверка домашнего задания отсутствует, т. к. на прошлом занятии ученики выполняли практическую работу по теме «Получение кислорода и изучение его свойств».
Учитель. Ребята, представьте себе, что вы летом в лесу после грозы. Запах свежести, который вы ощущаете, – это запах озона. Вдохните поглубже (если в школе есть озонатор, то до начала урока необходимо получить озон). Запишем формулу озона – О3.
Озон в переводе с греческого языка означает «пахнущий».

После грозы легко дышать (положительное влияние озона)

После грозы легко дышать
(положительное влияние озона)

Вопросы.

Из скольких атомов состоит молекула озона?
(Трех.)

Что такое простое вещество?
(Простое вещество – это вещество, состоящее из атомов одного элемента.)

Озон – простое вещество или сложное?
(Простое, т. к. состоит из атомов кислорода.)

Давайте рассмотрим, как получается озон. Он образуется из кислорода под действием электрического разряда, например во время грозы:

2 = 2О3.

Рассмотрим физические свойства кислорода и сравним с физическими свойства озона, сведем их в таблицу. (Все физические свойства кислорода называют учащиеся.)

Таблица

Физические свойства кислорода и озона

Учитель. В чем же заключается токсичность озона? При длительном вдыхании озон раздражает дыхательные пути и поражает иммунную систему.
Рассмотрим некоторые химические свойства озона. Озон активнее кислорода. Он, например, разрушает резину, т. к. обладает сильными окислительными свойствами:

В реакции окисления вступает атомарный кислород.

Разрушение резины (отрицательное влияние озона)

Разрушение резины
(отрицательное влияние озона)

Озон взаимодействует при комнатной температуре с серебром. Запишем эту реакцию:

Рассмотрим применение озона. Мы выяснили, что озон – сильный окислитель, поэтому им обеззараживают питьевую воду, очищают воздух от болезнетворных бактерий, используют для получения органических кислот (уксусной, лимонной, валерьяновой). В последнее время перемены, связанные с погодой, «сваливают» на появление в озоновом слое так называемых озоновых дыр. Озоновый слой состоит из молекул озона и находится в стратосфере на высоте 20–25 км. Разрушение озонового слоя связано с возрастающим антропогенным воздействием, в том числе широким использованием в промышленности и быту хлорсодержащих хладонов (фреонов), аэрозолей, пестицидов и др. Разрушение озонового слоя приводит к увеличению доз ультрафиолетового излучения у поверхности Земли, которое обладает достаточной энергией для разрушения ДНК и других органических молекул. Это может вызвать рак кожи, в особенности быстротекущую злокачественную меланому, катаракту и ослабление иммунной системы.

Антропогенная деятельность: распыление пестицидов (их разложение сопровождается выделением веществ, разрушающих озоновый слой)

Антропогенная деятельность:
распыление пестицидов
(их разложение сопровождается
выделением веществ,
разрушающих озоновый слой)

В заключение урока – проверка и коррекция полученных знаний.

Учитель. Вы узнали об озоне как плохое, так и хорошее. Теперь разделимся на три команды: первая – расскажет о положительных свойствах озона; вторая – об отрицательных свойствах озона; третья – о вреде, наносимом озоновому слою, в результате антропогенной деятельности человека.
Каждой команде необходимо вспомнить два свойства озона, изобразить их на бумаге (учитель выдает альбомные листы и фломастеры) и придумать лозунг, связанный с этими свойствами. Если не можете придумать самостоятельно, предлагаю выбрать из следующих.

На обратной стороне бокового крыла доски написаны лозунги:

  • Минздрав предупреждает...
  • Славься, славься наш озон!
  • Озон хорош, но не дыши им, сколько хошь.
  • Как аукнется, так и откликнется.

На выполнение задания отводится 5–7 мин. Во время выполнения задания ребята могут свободно ходить по классу.
К доске выходят три ученика из каждой команды: первый – называет лозунг; второй – показывает, что изображено; третий – объясняет, почему они изобразили именно это.
Знакомство с проблемами озонового слоя можно продолжить при изучении галогенов.

Р.О.МАГОМЕДОВА,
учитель химии школы № 184
(Москва)