Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №19/2003

Четырнадцатая глава.
Что же именно превращается
при химических реакциях

Продолжение. См. № 6–14, 15, 16, 17, 18/2003

Учебный год закончился. Саша решила навести порядок на своей книжной полке. На глаза ей попалась тетрадь, которую она называла «Химической азбукой». Саша подошла к маме.
– Смотри, мама, я исписала почти всю тетрадку. Вот последняя запись про молекулу. Осталась одна страничка. Мы начали с буквы «В», а чем закончим?
– Закончим буквой «А». Напиши слово «атом».
Саша послушно начала писать. Она слышала это слово раньше, но не имела никакого представления, какое отношение оно имеет к химии. Саша спросила об этом.
К ее удивлению, мама ничего не стала объяснять, а предложила поиграть.
– Давай будем составлять слова. Вот, например, слово «колесо». Попробуем, сколько новых слов можно получить из букв, которые его составляют.
– Я тоже хочу поиграть, – сказала Маша.
– Хорошо. Раз, два, три, начали! – скомандовала мама.
– Кол, лес, сок, око, – резво начала Саша, но, назвав четыре слова, остановилась.
У Маши оказались более сложные слова: «соло», «село», «осел».
Мама сумела составить три слова из пяти букв: «лесок», «колос», «сокол».
– Оселок, – вдруг подал голос сидевший за письменным столом Дима.
– Это что, маленький осел? – удивилась Саша.
– Нет, это камень, чтобы точить ножи, – объяснил Дима.
– Да, такое слово действительно есть, – согласилась мама. – Теперь подведем итоги. Из одного слова мы составили больше десяти других слов. То есть превратили его в новые слова. Так же происходит превращение веществ.
– Что-то я не понимаю, – пожала плечами Саша.
– А я понимаю, – уверенно сказала Маша, – хотя на уроках химии нам объясняли гораздо сложнее. Буквы – это атомы, а слова – молекулы. Переставляя буквы-атомы, мы получаем слова-молекулы новых веществ.
– В русском алфавите всего 33 буквы, а сколько слов можно из них составить, сколько книг написано! А разных атомов – больше ста. Вот почему на свете так много веществ, – продолжила мама.
Маша добавила:
– Бывают слова из одной буквы. И вещества могут быть из одного вида атомов. Нам говорили, что их называют простыми.
– А еще можно составить разные слова из нескольких одинаковых букв, например «кот» и «ток». Также бывают и разные вещества, состоящие из нескольких одинаковых атомов, – продолжила мама.
Саше понравилось составлять новые слова, поэтому зашедшему в гости Максиму она тут же предложила поиграть в слова:
– Сколько новых слов можно придумать из букв, составляющих слово «молекула»? Давай посоревнуемся!
Получилось немало слов. Саша даже удивилась.
– Ну ладно, из длинного слова легко составлять новые слова. А вот из короткого?! Как насчет слова «атом»?
Задачка действительно оказалась посложнее, но даже из этих четырех букв удалось составить несколько слов.
Саша и Максим побежали гулять на улицу. Вернувшись, Саша обратилась к маме:
– Будем писать атомы. А потом молекулы. – И она решительно открыла свою химическую тетрадь.
Но мама попросила ее не спешить:
– По-моему, тебе все это знать еще рановато...
– Ну давай хоть что-нибудь запишем, – заныла Саша. – Ну хоть про воду.
– Ладно, – согласилась мама. – Вода – это сложное вещество. А значит, молекула воды состоит из разных атомов.
– Каких? – приготовила ручку Саша.
– Кислорода и водорода.
– Водород потому так и называется, что он рождает воду, – стала объяснять Маша.
– А кислород что рождает? – спросила Саша.
– Кислород назвали кислородом, – сказала мама, – потому что раньше считали, что он обязательно содержится во всех кислотах. Потом оказалось, что это не так, но название все равно осталось.
– Как же мне все это записать? – Саша озадаченно смотрела на пустую страничку.
Мама предложила нарисовать кружочек. У Саши получилась вот такая картинка:

– Очень похоже, – похвалила мама. – Когда водород сгорает, как раз и получается вода.
Саша тут же написала:

Ей показалось, будто что-то похожее она уже писала. Порывшись в тетради, девочка нашла запись о горении свечи:

Саша стала думать, как бы ей нарисовать молекулы этих веществ. Но она не знала, из каких атомов состоят молекулы парафина и углекислого газа. Пришлось обратиться к маме.
– Парафин состоит из водорода и углерода, – объяснила мама.
– Углерод тоже что-то рождает? – удивилась Саша.
– Уголь, – подсказала Маша. – Уголь – это и есть углерод.
Саша стала рисовать:

Саша не знала, из чего состоит углекислый газ. Она хотела спросить у мамы, но решила сначала подумать сама.
«Парафин – это водород и углерод, – стала рассуждать она. – Вода – это водород и кислород. Тогда получается, что углекислый газ – это углерод и кислород».
Оказалось, что, пока Саша размышляла, мама куда-то ушла. Пришлось обратиться к сестре. Та была очень удивлена, что Саша без подсказки догадалась, что такое углекислый газ.
Радостная Саша закончила рисунок:

– Задай мне еще что-нибудь, – попросила Саша сестру. – Только чтобы у меня получилось!
Маша быстро придумала:
– Напиши горение угля.
Теперь для Саши это было совсем просто:

Опять пришел Максим. Оказалось, он забыл у Саши свою спортивную сумку. Девочка тут же начала рассказывать, что она узнала об атомах и молекулах.
– Из каких атомов состоят молекулы природного газа и перекиси водорода? – спросила она. – Ты помнишь, во что они могут превратиться?
– Помню-помню, – ответил Максим и записал:

– Я даже про малахит и ржавчину не забыл. Попробуем догадаться, из каких они атомов состоят.
И Максим стал записывать превращения веществ:

– А почему у тебя вместо некоторых веществ стоят цифры? – удивилась Саша. – Ты же сказал, что все помнишь!
– Я вставлю эти слова в кроссворд по горизонтали. Добавлю еще несколько слов, и получится по вертикали то, из чего состоят вещества. Правда, номера слов будут не по порядку. Ну ничего, с помощью рисунков можно будет разобраться!


Вещества из кроссворда

Кроссворд.
Из чего состоят вещества?

Максим ушел, Маша убежала на тренировку. А Саша стала придумывать, как научить тому, что она узнала, своего медвежонка.

Ответы на кроссворд.
По горизонтали: 2. Малахит. 4. Олово. 5. Лед. 3. Железо. 1. Кислород. 6. Уксус. 7. Алмаз. 8. Азот.
По вертикали: Молекула.

Заключение

– Вот и каникулы! Впереди все лето, – сказала мама. – Теперь вы немного отдохнете от школы.
– А мы будем летом заниматься химией? – спросила Саша. – Я хочу узнать еще что-нибудь.
– Обязательно узнаешь, ведь ты теперь будешь учиться в средней школе. А пока давай сделаем перерыв. На прощание придумай еще какую-нибудь сказку про Фантика. Я очень полюбила этого симпатичного медвежонка.
– Нет, я лучше придумаю стихи, – предложила Саша. – А если не будет получаться, попрошу Макса мне помочь.
Мама пошла в магазин, а вернувшись, увидела на своем столе портрет медвежонка и такие строчки:

«Фантик все путал везде и всегда,
Но, прочитав эту книжку,
Он понял, что это еще не беда,
И с химией справится мишка.
Теперь он знает, чем лечить,
Как мед и сахар раздобыть,
Природу будет охранять
И маме дома помогать.
Он станет химиком в халате белом,
Займется интересным делом!»

Мама хотела поблагодарить ребят, но они уже умчались на улицу.
«Ну что ж, – подумала она. – До новых встреч с химией».