Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №18/2003

переписка с читателем

Разноуровневые варианты
контрольных работ

9 класс

С 1997/98 учебного года в 8-х классах, а с 1998/99 учебного года и в 9-х классах я начала поэтапный переход на программу, построенную на основе циклической концепции школьного химического образования. Преподавание в 8-х и 9-х классах ведется по учебникам авторов Л.С.Гузея, Р.П.Суровцевой, В.В.Сорокина.
В новых учебниках привлекает то, что эти учебники двухуровневые, содержат учебный материал и базового уровня, и для углубленного изучения химии. В них учтены новейшие достижения теоретической и практической химии. Все задания разной степени сложности тщательно отобраны и имеют четкую практическую направленность.
Реализация идеи уровневой дифференциации осуществляется на различных этапах учебно-воспитательного процесса, в том числе и при проведении контрольных работ.
Главная задача учителя – помочь ребенку выбрать уровень усвоения материала, обеспечить достижение каждым как минимум обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
Готовимся к контрольной работе с самого начала изучения темы. Учитель знакомит учеников с обязательным и дополнительным уровнем усвоения конкретного учебного материала. Для этого я всегда вывешиваю на специальном стенде в кабинете перечень вопросов, примерный вариант контрольной работы или зачета, в котором задания дифференцированы, чтобы ученик с самого начала мог ориентироваться во время работы над темой, мог овладеть определенными знаниями, умениями и навыками.
Готовимся к контрольной работе с помощью специально подобранных домашних заданий и через систему разноуровневых проверочных работ.
Таким образом, ребята получают возможность ощутить учебный успех, поэтапно подготовиться к текущему и итоговому контролю, реально оценить свои силы и ориентироваться на конечный результат.
Разноуровневый подход к проведению контрольных работ позволяет даже слабому ученику оказаться в ситуации успеха, а сильному – развить свои творческие способности.
Вашему вниманию предлагаются пять контрольных работ, охватывающих курс химии 9-го класса. Каждая контрольная работа состоит из четырех вариантов. Каждый вариант включает задания трех уровней – А, Б и В. Задания уровней А и Б – задания базового уровня разной степени сложности. Задания уровня В ориентированы на углубленное изучение химии. Рекомендуемая шкала выставления оценок по уровням А, Б и В: 50–65% выполнения заданий – «3», 65–80% – «4» и 80–100% – «5».

Контрольная работа № 1.
«Электролиты»

Задание 1

Уровень А Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения осуществляемых химических реакций между веществами.

Вариант I

а) NaCl + AgNO3 ... ;

б) Сa(NO3)2 + K2CO3 ... ;

в) KOH + Na2SO4 ... ;

г) Ba(OH)2 + HCl ... .

Вариант II

а) NaOH + KNO3 ... ;

б) BaCl2 + H2SO4 ... ;

в) AlCl3 + NaOH ... ;

г) H2SO4 + KOH ... .

Вариант III

а) AgNO3 + CaCl2 ... ;

б) CaCl2 + Na2CO3 ... ;

в) Na2SO4 + HCl ... ;

г) Ca(OH)2 + HNO3 ... .

Вариант IV

а) NaOH + H3PO4 ... ;

б) BaCl2 + Na2SO4 ... ;

в) H2SO4 + NaCl ... ;

г) Na2CO3 + HCl ... .

Уровень Б С какими из перечисленных ниже веществ может реагировать заданный раствор? Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения возможных химических реакций.

Вариант I

Раствор соляной кислоты.
Вещества: оксид алюминия, нитрат серебра (р-р), оксид серы(IV), гидроксид натрия (р-р), медь, нитрат меди(II) (р-р), цинк.

Вариант II

Раствор гидроксида натрия.
Вещества: оксид железа(II), хлорид железа(III) (р-р), оксид серы(VI), серная кислота (р-р), ртуть, сульфат калия (р-р), нитрат меди(II).

Вариант III

Раствор серной кислоты.
Вещества: серебро, оксид железа(II), магний, оксид углерода(IV), гидроксид калия (р-р), нитрат натрия (р-р), нитрат бария (р-р).

Вариант IV

Раствор гидроксида калия.
Вещества: оксид меди(II), оксид серы(IV), нитрат цинка (р-р), фосфорная кислота (р-р), золото, фосфат натрия (р-р), хлорид алюминия (р-р).

Уровень В Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций, возможных между веществами.

Вариант I

Серная кислота (р-р), ртуть, сульфат цинка (р-р), гидроксид железа(II), сульфит калия (р-р), гидроксид натрия (р-р).

Вариант II

Оксид железа(II), азотная кислота (р-р), нитрат меди(II) (р-р), гидроксид железа(III), сульфат натрия (р-р), гидроксид бария (р-р).

Вариант III

Фосфорная кислота (р-р), хлорид железа(III) (р-р), гидроксид натрия (р-р), серебро, фосфат калия (р-р), оксид углерода(IV), магний.

Вариант IV

Медь, соляная кислота (р-р), хлорид железа(II) (р-р), сульфат натрия (р-р), гидроксид калия (р-р), карбонат натрия (р-р), нитрат алюминия (р-р).

Задание 2

Допишите, где это необходимо, сокращенное ионное уравнение химической реакции и составьте соответствующее ему полное ионное уравнение.

Уровень А

Вариант I

Fe2+ + 2OH = Fe(OH)2.

Вариант II

H+ + OH = H2О.

Вариант III

2+ + = BаSО4.

Вариант IV

Са2+ + = СаСО3.

Уровень Б

Вариант I

Ba2+ + ... = BaCO3.

Вариант II

Al3+ + ... = Al(OH)3.

Вариант III

Zn2+ + ... = Zn(OH)2.

Вариант IV

Ca2+ + ... = CaSiO3.

Уровень B

Вариант I

... + ... = + H2O.

Вариант II

2H+ + ... = SO2 + ... .

Вариант III

SO2 + ... = + ... .

Вариант IV

2H+ + ... = H2 + ... .

Задание 3

Дополните схему, где это необходимо. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения.

Уровень А

Вариант I

BaО Ba(OH)2 BaSO4.

Вариант II

K2O KOH KNO3.

Вариант III

CuO CuCl2 Cu(OH)2.

Вариант IV

SO3 H2SO4 FeSO4.

Уровень Б

Вариант I

HCl ... Fe(OH)2.

Вариант II

CO2 ... CaCO3.

Вариант III

BaO ... BaSO4.

Вариант IV

NaOH ... BaSO4.

Уровень В

Вариант I

Оксид серы(VI) ... cульфат бария.

Вариант II

Оксид кальция ... карбонат кальция.

Вариант III

Оксид фосфора(V) ... фосфат натрия.

Вариант IV

Оксид азота(V) ... нитрат калия.

Задание 4

Решите задачу.

Уровень А

Вариант I

Какое количество вещества гидроксида натрия потребуется для реакции с 4,9 г серной кислоты?

Вариант II

Какое количество вещества серной кислоты потребуется для реакции с 2,8 г гидроксида калия?

Вариант III

Какое количество вещества гидроксида калия потребуется для реакции с 6,3 г азотной кислоты?

Вариант IV

Какое количество вещества азотной кислоты потребуется для реакции с 3,7 г гидроксида кальция?

Уровень Б

Вариант I

Найдите массу соли, которая образуется при взаимодействии 49 г серной кислоты и 28 г гидроксида калия.

Вариант II

Найдите массу соли, которая образуется при взаимодействии 49 г серной кислоты и 60 г гидроксида натрия.

Вариант III

Найдите массу соли, которая образуется при взаимодействии 94,5 г азотной кислоты с 37 г гидроксида кальция.

Вариант IV

Найдите массу соли, которая образуется при взаимодействии 126 г азотной кислоты и 126 г гидроксида калия.

Уровень В

Вариант I

Найдите массу соли, которая образуется при сливании 315 г 40%-го раствора азотной кислоты с раствором, содержащим 126 г гидроксида калия.

Вариант II

Найдите массу соли, которая образуется при сливании 315 г 30%-го раствора азотной кислоты с раствором, содержащим 37 г гидроксида кальция.

Вариант III

Найдите массу соли, которая образуется при сливании 122,5 г 40%-го раствора серной кислоты с раствором, содержащим 28 г гидроксида калия.

Вариант IV

Найдите массу соли, которая образуется при сливании 200 г 30%-го раствора гидроксида натрия с раствором, содержащим 49 г серной кислоты.

Печатается с продолжением

Е.А.ДУДКИНА,
учитель химии школы № 506
(Москва)