Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Основные классы
неорганических соединений

Что мы знаем, что мы умеем

Урок-турнир · 8 класс

Каждый учитель стремится к тому, чтобы ученики любили и хорошо знали его предмет. Для этого на протяжении всего курса изучения предмета учитель должен использовать такие формы работы с детьми, которые вызывают интерес, развивают творческие способности. Проведение урока в виде турнира – это один из способов заинтересовать и увлечь ребят, особенно на начальном этапе изучения предмета.
Химические турниры в 8-м классе с приглашением родителей были проведены по темам: «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Такая форма работы нравится детям и родителям, т. к. повышает интерес ребят к химии, учит работать в коллективе, помогает закрепить знания.
Ниже дана разработка урока по теме «Основные классы неорганических соединений».

Оборудование и реактивы. магнитофон, кубики, ребусы, волшебные ящики, магнитная доска, необходимые реактивы для экспериментальных работ.
Введение в игру. В игре участвуют две команды. Из наиболее подготовленных учащихся 9-х классов создают творческую группу, которая вместе с учителем разрабатывает форму и правила проведения урока, выбирает систему оценок, изготавливает призы, помогает учителю в проведении игры. Один из учеников исполняет роль старика Хоттабыча.

Этапы турнира
(написаны на доске)

  • Терминологический бой.
  • Кто больше?
  • Дальше, дальше, дальше...
  • Выполнение заданий:

А. Оживление схемы.
Б. Волшебные ящики.
В. Угадайте правильный ответ.

  • Викторина для родителей «Вспомним химию».
  • «Ау-ау-ау».
  • Конкурс капитанов.
  • Лавка химических загадок.
  • Расшифруйте сказку.
  • Подведение итогов турнира.

ХОД УРОКА

Хоттабыч. Здравствуйте! Мы открываем турнир, девиз которого: «Что мы знаем, что мы умеем». Как и всякая наука, химия требует к себе самого серьезного и ответственного отношения. Вы успели познакомиться с химией, мои юные друзья. Сегодня мы узнаем самого находчивого, сообразительного, внимательного ученика. В гостях у нас ваши родители. Каждое выполненное задание и правильный ответ оцениваются одним баллом. В честь начала нашего турнира зажигаю священный огонь (заранее готовят смесь веществ KMnO4, H2SO4, C2H5OH).
Турнир открыт. У меня пожелание всем участникам: будьте честными, активными, не забывайте, что дружба помогает преодолевать испытания. Уважаемые родители, участвуйте в наших играх, радуйтесь вместе с детьми. Может быть, урок поможет вам вспомнить школьные годы.

Терминологический бой

Команды по очереди дают определения терминам: оксид, кислота, реакция, формула, соль, реакция нейтрализации.

Кто больше?

Выбрасывают четыре волшебных кубика, на гранях которых написаны химические символы. Надо составить как можно больше формул кислот, солей, оснований, оксидов в течение одной минуты.

Дальше, дальше, дальше...

За короткое время команды должны ответить на максимальное количество вопросов.
1) Кто открыл закон сохранения веществ?
2) Назовите формулу поваренной соли.
3) Что общего у всех кислот?
4) Назовите самый распространенный элемент в космосе.
5) Сколько кислорода (%) содержится в воздухе?
6) Как проверить водород на чистоту?
7) Как называется реакция между кислотой и основанием?
8) Назовите растворимые в воде основания.
9) Напишите формулу карбоната магния.
10) Назовите съедобные кислоты.
11) В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах?
12) В какой цвет окрашивается лакмус в щелочах?

Выполнение заданий

Конкурсы проходят одновременно.
А. Оживление схемы. У доски работают по два представителя от каждой команды:

Рb – PbO – PbCl2 – Pb(OH)2 – PbO;
Р – P2O5 – H3PO4 – Ca3(PO4)2 – CaSO4.

Б. Волшебные ящики. В ящиках находятся пробирки с реактивами без этикеток. По два участника выполняют опыты и объясняют происходящие явления.

1) Определите, в какой из двух пробирок находится раствор щелочи.
2) Получите реакцией обмена Fe(ОН)3, из него – Fe2(SO4)3. (Даны: FeCl3, КОН, H2SO4.)

В. Угадайте правильный ответ. Остальные участники выполняют это задание в письменном виде.

1) Определите формулу оксида Мn(VII):
а) МnО2; б) Мn2О7; в) Мn2О3; г) МnО3

2) Если железный гвоздь погрузить в раствор хлорида меди, то он покрывается красным налетом меди. Какая происходит реакция?

а) Обмена;
б) замещения;
в) разложения;
г) соединения.

3) В три пробирки с разбавленной серной кислотой помещают по 1 г: в № 1 – магний, № 2 – алюминий, № 3 – серебро. В какой пробирке реакция не происходит?

а) № 1;
б) № 2;
в) № 3.

4) В трех пробирках находятся вещества:

№ 1 – вода, № 2 – бензин, № 3 – соляная кислота. В каждую из них добавили лакмус.
В какой пробирке раствор не изменит своего цвета?

а) № 1;
б) № 2;
в) № 3;
г) не изменит ни в одной.

5) К какому типу реакции относится взаимодействие CuO c H2SO4?

а) Обмена; б) соединения; в) замещения.

6) Укажите реакцию нейтрализации:

а) KOH + HCl;
б) Mn + HCl;
в) СаО + HCl;
г) Na + H2O.

7) Силикаты – это соли какой кислоты?

а) Серной;
б) соляной;
в) кремниевой;
г) азотной.

8) Какое основание нерастворимо в воде?

а) KOH; б) Ca(OH)2; в) Fe(OH)3; г) NaOH.

9) Какое из перечисленных веществ является солью?

а) НNО3; б) H2SO4; в) NH4NO3.

10) Общим свойством для растворимых и нерастворимых в воде оснований является взаимодействие с:

а) водой;
б) кислотами;
в) солями;
г) основными оксидами.

После написания работы ассистенты собирают листки, проверяют их и комментируют.

Викторина для родителей

«Вспомним химию»

1)     В каких пищевых продуктах содержится много железа?
2)     Какое химическое вещество, используемое в быту, опасно проливать на золотые украшения?
3)     Назовите металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».
4)     Каким химическим элементом богата морская капуста – ламинария?
5)     Нехватка какого элемента приводит к кариесу?
6)     Песок, с которым пьют чай?
7)     Чем полезны радоновые ванны?
8)     В название какого съедобного гриба входит наименование химического элемента?
9)     Назовите соединение, которым богаты источники курортной местности Мацеста.
10) Как очистить яйцо, не разбивая скорлупы?

«Ау-ау-ау»

Вещества заблудились. По химической дорожке восстановите недостающие вещества в уравнениях:

Конкурс капитанов

Из слова «сульфадиметоксин» составьте как можно больше слов, связанных с химией. Выигрывает капитан, написавший большее их количество.

Лавка химических загадок

В ней предлагают загадки. Правильный ответ Хоттабыч подтверждает стуком деревянного молотка.

1) «Лопата, стоя у дверей, без дела стала тяжелей».

(Металл окисляется, масса увеличивается.)

2) «Действует как решето, но выглядит иначе, на столе стоит и плачет».

(Фильтр.)

3) «На первой полке я живу и в первом домике сижу. С натрием, с кислородом и даже с азотом разговоры завожу».

(Водород.)

4) «В холод прячется в нору, поднимается в жару».

(Ртутный столбик термометра.)

5)
«Две вещи с различным совсем назначением,
Но сделаны обе они из стекла.
Первая в опытах очень нужна,
Вторая – сосуд для хмельного вина».

(Колба – бокал.)

6) «Гость из космоса пришел
    И в воде приют нашел».

(Водород.)

Расшифруйте сказку

Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции.

«Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи.
– Давай поможем им, – сказала Кислота и задумалась. – А как?
– Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. – Объединим мою ОН-группу и твой водород.
– С удовольствием, – согласилась Кислота.
Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».

Пока члены жюри подводят итоги и подсчитывают баллы, коллективу предлагают разгадать ребусы. Звучит тихая музыка.

Подведение итогов турнира

Называют лучших химиков среди учеников и родителей, им вручают призы и медали.
Турнир завершается исполнением гимна химиков, сочиненным ребятами.
После турнира ученики и родители отвечают на анкету из следующих вопросов:

  • Понравился ли вам урок-турнир и почему?
  • Ваши предложения по организации и проведению турнира?
  • Ваше отношение к химии до турнира и после него?

Р.Х.МУХУБВЛЛИНА
учитель химии
(с. Большеустьикинское,
Республика Башкортостан)

Рейтинг@Mail.ru