Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №15/2003

Нестандартные домашние задания
с химико-экологическим содержанием

Проблема домашних заданий, особенно в старших классах, стала особенно актуальной. Учащиеся безответственно и недобросовестно подходят к их выполнению, предпочитая списывать у своих же товарищей, а чаще всего не делать их вообще. Одним из решений этой проблемы может служить возможность выбора формы представления домашнего задания, что предполагает творческий научный поиск для самовыражения.
Этот подход использовался на уроке химии по теме «кислотные осадки и их влияние на окружающую среду».

По названной теме учащимся предлагаются три вида домашних заданий на выбор: художественное творческое задание, письменные ответы на вопросы химико-экологического содержания, устный опрос после уроков.

Творческое художественное задание включает изготовление собственных наглядных пособий, рисунков по данной проблеме. Выполняя задание, ребята не должны копировать динамическую или вспомогательные схемы, использованные на уроке (см.: «Химия», 2003, № 14). Обязательное условие выполнения работы – написание необходимых химических уравнений, схем и т. д. Примерными темами творческих заданий могут быть изображения влияния кислотных осадков на различные виды сельскохозяйственных растений, здания, сооружения и т. д.
Такую форму отчета выбрали 28% учеников класса. Некоторые из них поняли творческое задание как возможность выразить свои художественные способности, поэтому выполнили его, скопировав фрагменты динамической схемы, не внося в них собственных принципиальных изменений химического содержания.
Другая часть ребят отнеслась к этому заданию более серьезно, выполнив не только разнообразные рисунки, но и сопроводив их пояснениями и уравнениями реакций. Самым лучшим по форме и содержанию творческим заданием стал рисунок, сделанный учеником, который не сумел найти контактов с коллективом класса. На этом рисунке изображены основные природные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов (грозовые разряды, молнии, вулкан, автотранспорт, завод), а также последствия, к которым приводят кислотные осадки. Причем указано, что выбросы антропогенных источников гораздо отрицательнее влияют на окружающую среду, чем выбросы природных. На этом наглядном рисунке (пособии) написаны уравнения реакций процессов, происходящих в атмосфере под действием кислотных осадков. Такое выполнение задания можно объяснить желанием самовыразиться через работу.
Письменные домашние задания представляют собой вопросы химико-экологического содержания, индивидуальные для каждого ученика, чтобы избежать списывания. Ответы требуют использования дополнительной литературы. Для грамотного и полного ответа учащимся необходимо проанализировать литературу по химии, экологии, биологии, географии, поэтому задание выполняется дома. Такую форму отчета выбрали 44%, что объясняется предпочтением выполнения работ в спокойной домашней обстановке с привлечением дополнительных источников информации. Письменные работы позволяют школьникам лучше выразить свое мнение по рассматриваемой проблеме. На выполнение этого задания учащимся была отведена неделя, за это время они успешно выполнили работу, проанализировав необходимую дополнительную литературу.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ
ХИМИКО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

1. Каким образом выбросы оксида серы(IV) металлургических заводов могут повлиять на численность глухарей, обитающих в лесах Подмосковья? Привести необходимые уравнения химических реакций.
Ответ. В результате работы металлургического завода в окружающую среду выбрасывается большое количество оксида серы(IV), который претерпевает в атмосфере следующие превращения:
а) взаимодействуя с влагой воздуха, превращается в сернистую кислоту:

SO2 + Н2O = Н2SO3;

б) окисляясь кислородом атмосферы, превращается в оксид серы(VI):

2SO2 + О2 = 2SO3;

в) оксид серы(VI) в атмосфере превращается в серную кислоту:

SO3 + Н2O = Н2SO4;

г) сернистая кислота окисляется в атмосфере до серной кислоты:

2SO3 + О2 = 2Н2SO4.

Эти кислоты выпадают в виде осадков на поверхность земли.
Глухари, обитающие в лесах Подмосковья, – гнездовые птицы, откладывающие яйца под открытым небом, поэтому их потомство будет подвержено воздействию кислотных осадков. При попадании агрессивных дождевых капель на кладку птиц скорлупа яиц будет разрушаться. Это можно описать уравнением химической реакции:

Таким образом потомство глухарей будет наиболее подвержено изменению погодных условий, а также воздействию различных болезнетворных микроорганизмов, что приведет к их гибели, а следовательно, и сокращению численности глухарей.
2. На заводе по производству азотных минеральных удобрений, расположенном вблизи реки Оки, произошла крупная авария, в результате которой в окружающую среду попало большое количество оксида азота(IV). К каким последствиям для обитателей водоема это может привести и как их можно предотвратить? Привести необходимые уравнения химических реакций.
Ответ. Оксид азота(IV), попавший в атмосферу в результате аварии на очистных сооружениях завода по производству минеральных удобрений, будет растворяться во влаге воздуха, образуя кислоты:

Осадки, попадая в водоем, могут привести к гибели фито- и зоопланктона, моллюсков, ракообразных, различных видов рыб. Массовая гибель организмов, населяющих пострадавший водоем, будет причиной бурного роста и развития различных микроорганизмов, а также нарушит устоявшиеся пищевые цепи и повлияет на жизнедеятельность прибрежных птиц и млекопитающих. При значениях водородного показателя pH < 5 в водоемах из придонных пород высвобождаются ионы тяжелых металлов и алюминия, которые также способствуют гибели рыбы.
3. Почему при подкислении среды водоемов фосфаты, стимулирующие бурное развитие фитопланктона, становятся менее доступными? Приведите уравнения химических реакций. Как скажется гибель фитопланктона на жизнедеятельности других обитателей водоема?
Ответ. Чтобы фосфаты были доступны для фитопланктона, они должны находиться в водоеме в растворенном состоянии. При возрастании кислотности среды в водоеме появляются ионы тяжелых металлов и алюминия, которые реагируют с фосфатами, переводя их в нерастворимое состояние. Таким образом, фосфаты становятся недоступны для фитопланктона и водных растений:

Фитопланктоном питаются рыбы, моллюски, ракообразные, следовательно, его гибель приводит к сокращению их пищевой базы и снижению численностей их популяций.
4. Биоаккумуляцию каких веществ в водных организмах вызывает закисление водоемов? Каковы последствия этого процесса для водной экосистемы?
Ответ. Биоаккумуляция – прогрессирующее накопление загрязняющих веществ в тканях организмов, являющихся высшими звеньями пищевых цепей.
Закисление водоемов вызывает накопление в водных организмах ионов тяжелых металлов и алюминия, которые появляются в водоемах:

Это приводит к отравлению рыбы, моллюсков, ракообразных, фито- и зоопланктона и их гибели.

Третья форма отчетности – устный опрос учащихся после уроков по пройденному материалу. Учитель составляет вопросы химико-экологического содержания и предлагает каждому ученику ответить на три–пять из них.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ

1. Что такое кислотные осадки?
2. Какие вещества являются причиной выпадения кислотных осадков?
3. Каковы основные природные и антропогенные источники кислотообразующих выбросов?
4. Какие процессы происходят с оксидами серы и азота при попадании их в атмосферу?
5. К каким последствиям для водной системы приводит выпадение кислотных осадков?
6. Появление ионов каких химических элементов в воде приводит к гибели рыб? Привести уравнения химических реакций.
7. Как влияют кислотные осадки на почву и почвенные микроорганизмы?
8. Как влияют кислотные осадки на численность популяций птиц?
9. Назовите основные способы предотвращения попадания кислотообразующих выбросов в атмосферу и ликвидации последствий закисления окружающей среды?

Эти задания предполагают рассказ об основных источниках кислотообразующих выбросов и процессах, происходящих с ними в атмосфере, влиянии их на основные среды обитания и организмы, пути предотвращения попадания оксидов в атмосферу и ликвидации последствий закисления.
Выбрали данную форму отчета 28% учеников. Это можно объяснить недостатком свободного времени, нежеланием выполнять творческие работы и письменные домашние задания.

* * *

При свободном выборе формы отчетности по пройденной теме ребятам интереснее и психологически легче выполнять домашние задания. Как правило, их выполняют все; многие стараются больше узнать о проблеме и используют при работе дополнительную литературу.
Творческий подход к выбору и выполнению домашнего задания по химии вызвал интерес и желание заниматься у большинства учеников класса, позволил им ярче проявить индивидуальные способности.

Ю.А.ЯСНОВА,
учитель химии школы № 569;
М.Д.ТРУХИНА,
доцент МПГУ
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru