Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №13/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Химические свойства воды

8 КЛАСС
Вода, у тебя нет ни вкуса,
ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни:
ты сама жизнь.
Ты самое большое
богатство на свете.

Антуан де Сент-Экзюпери

Цели. Изучить химические свойства воды; совершенствовать умение составлять уравнения химических реакций, решать расчетные задачи; сформировать способность к адекватному само- и взаимоконтролю, развить навыки работы парами и индивидуально.
Оборудование и реактивы. Рабочая карта на два человека, карточки-задания, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, видеофильм «Вода»; натрий, кристаллизатор с водой, фенолфталеин (для демонстрационного опыта).

ХОД УРОКА

В начале урока учащимся раздают рабочие карты (одна на парту) и карточки-задания.

Тема урока "Химические свойства воды"

I этап. Проверка домашнего задания

Два ученика у доски приводят решения домашнего задания.

ЗАДАЧИ.

Первый ученик. Какие массы соли и воды необходимо взять для приготовления 500 г 0,9%-го раствора? Такой раствор называют физиологическим и используют в медицине.
Второй ученик. Даны вещества: алюминий, оксид железа(II), серебро, оксид бария. С какими из них будет реагировать соляная кислота? Напишите уравнения реакций и укажите названия образующихся солей.

Критерии оценки ответа у доски

1. Знание материала.
2. Химическая грамотность.
3. Логичность, последовательность и лаконичность изложения материала.

Учитель. Как вы оцениваете ответ ученика у доски? (Спросить мнение одного ученика.) Кто согласен с этой точкой зрения, поднимите руки. (Выявить, какие ошибки были допущены, спросить, нужна ли дополнительная помощь для их устранения.)

Критерии оценки домашнего задания

1. Если задание сделали самостоятельно и без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если задание выполнено с одной ошибкой, поставьте оценку 4 балла.
3. Если сделали две ошибки, поставьте оценку 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок или домашнее задание не сделали, поставьте прочерк.

Дети проверяют правильность выполнения домашнего задания, сверяя с написанным на доске двумя учениками.

II этап. Химический диктант

Во время оформления домашнего задания на доске весь класс пишет диктант.
Учитель. Напишите формулы следующих кислот:

(Ответы заранее написаны на обратной стороне доски.)

Критерии оценки диктанта

1. Если задание выполнено без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если допустили одну ошибку, поставьте 4 балла.
3. Если допустили две ошибки, поставьте 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок, поставьте прочерк.

III этап. Объяснение нового материала

К уроку ученики класса приносят выписанные из разных источников высказывания, пословицы, поговорки и стихи о воде.
Учитель. Вода – самое удивительное и самое распространенное природное соединение. Чем глубже ученые постигали природу воды, тем больше убеждались в оригинальности ее поведения, в необычности ее свойств, в ее структурных особенностях, еще не до конца раскрытых. Сегодня на уроке мы познакомимся с химическими свойствами воды.
Просмотр фрагмента из видеофильма «Вода».
Проведение демонстрационного опыта «Взаимодействие натрия с водой».
После просмотра видеофильма ребята приступают к самостоятельной работе по карточкам-заданиям.

Карточка-задание 1
Взаимодействие воды с простыми веществами

1. Составьте уравнения реакций активных металлов при обычной температуре:

натрия с водой,
кальция с водой.

(Формулу воды в уравнениях реакций можно записать так: НОН.)
Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.

2. Составьте уравнения реакций металлов средней активности при нагревании:

магния с водой,
железа с водой.

Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.

Дополнительные сведения

Вода реагирует с некоторыми неметаллами при высокой температуре:

С + 2Н2О = СО2 + 2Н2.

 

Карточка-задание 2
Взаимодействие воды с оксидами активных металлов

1. Составьте формулы оксидов и гидроксидов металлов (валентность металлов указана римскими цифрами в скобках):

Са(II), Nа(I), Li(I).

2. Составьте уравнения реакций соединения оксидов активных металлов с водой:

СаО + Н2О = ... ,
2O + Н2О = ... ,
Li2O + Н2О = ... .

Назовите продукты реакции, укажите тип реакции.

Дополнительные сведения

В таких реакциях образуются только гидроксиды металлов; водород в отличие от реакции воды с металлом не выделяется.

 

Карточка-задание 3
Взаимодействие воды с оксидами неметаллов

Оксиды неметаллов при взаимодействии с водой образуют соединения, которые относятся к классу кислот.

1. Составьте уравнение реакции между водой и оксидом серы(IV). При этом учтите, что получившееся вещество – сернистая кислота – имеет формулу, представляющую собой сумму всех атомов, входящих в состав и первого, и второго веществ, взятых для реакции.
Правило. Чтобы правильно составить формулу кислоты, надо сложить число атомов каждого из элементов, входящих в состав оксида и воды. Атомы водорода в формуле кислоты пишутся на первом месте, кислорода – на третьем. Если число атомов каждого элемента делится на два, то производится сокращение и записывается простейшая формула кислоты, например:

N2O5 + Н2О = (Н2N2O6) = 2НNО3.

2. Составьте уравнения реакций между:

водой и углекислым газом СО2,
водой и оксидом серы(VI) SO3.

Дополнительные сведения

SiO2 (речной песок) с водой не взаимодействует;

Ответы к карточкам-заданиям проверяют у доски, вызывается ученик, который сделал задание первым. Особое внимание обращается на условия протекания реакций.

Критерии оценки заданий на карточках

1. Если вы были внимательны при просмотре видеофильма, усвоили материал, правильно и самостоятельно сделали задание, то поставьте 5 баллов.
2. Если при просмотре видеофильма вы иногда отвлекались, при выполнении задания допустили одну ошибку, то поставьте 4 балла.
3. Если при просмотре видеофильма вы были не очень внимательны и в задании допустили две ошибки, то поставьте 3 балла.
4. Если материал не поняли и в задании допустили более двух ошибок, то поставьте прочерк.

IV этап. Закрепление пройденного материала

Дидактическая игра. В каждой таблице найдите прямую линию – горизонтальную, вертикальную, диагональ, – которая пересекает все три клетки с веществами, взаимодействующими с водой.

Таблица 1

Таблица 2

Критерии оценки результатов игры

1. Если вы выполнили задание, то поставьте 5 баллов.
2. Если не справились с заданием, то поставьте прочерк.

Критерии выставления итоговой оценки

1. Если все задания выполнены и большая часть на 5 баллов, то поставьте такую же итоговую оценку.
2. Если все задания выполнены, но преобладает оценка 4 балла, то поставьте такую же итоговую оценку.
3. Если большая часть заданий сделана на 3 балла или есть один прочерк, то поставьте оценку 3.
4. Если вы не справились с двумя и более заданиями, то в графе «Итоговая оценка» поставьте прочерк.

Учитель. С какой трудностью вы столкнулись и как вы решили эту проблему? Что понравилось и не понравилось на уроке? Почему?
Выслушать мнение по каждому вопросу одного-двух учеников.
Подвести итог, узнать, сколько получено троек, четверок, пятерок.

ЛИТЕРАТУРА

Фельдман Ф.Г., Рудзитис Г.Е. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 1997;
Иванова Р.Г., Иодко А.Г. Система самостоятельных работ учащихся при изучении неорганической химии. М.: Просвещение, 1988;
Тыльдсепп А.А., Корк В.А. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988; Химия в школе, 1991, № 1, с. 30–31;
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999.

Г.Е.ЛЫЧКОВА,
учитель химии средней школы № 1304
(Москва)