Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №12/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Зависимость свойств веществ от строения молекул

Урок открытых мыслей

Цели. Образовательная – закрепить и углубить знания учащихся по теории химического строения, ее основным положениям.
Воспитательная – содействовать формированию причинно-следственных связей и отношений.
Развивающая – развитие мыслительных умений, способности переносить знания и умения в новые ситуации.
Оборудование и реактивы. Набор шаростержневых моделей; образцы натурального и синтетического каучука, диэтиловый эфир, бутанол, этанол, фенол, литий, натрий, раствор лакмуса, бромная вода, муравьиная и уксусная кислоты.
Девиз. «Всякое вещество – от самого простого до самого сложного – имеет три различные, но взаимосвязанные стороны – свойство, состав, строение» (В.М.Кедров).

ХОД УРОКА

Что включает в себя понятие «зависимость»? (Узнать мнение учащихся).
На доске написать определение: «Зависимость –
1) отношение одного явления к другому как следствие к причине;
2) подчиненность другим при отсутствии самостоятельности, свободы» (словарь С.И.Ожегова).

Цели урока определим совместно, составив схему:

Мотивационно-ориентационный блок

Интеллектуальная разминка

Определите верность приведенных ниже суждений, подтвердите ваши ответы примерами.

Теорию химического строения открыл Д.И.Менделеев.
Ответ. А.М.Бутлеров, 1861 г.

Валентность углерода в органических соединениях может быть II и IV.
Ответ. Валентность углерода – чаще всего IV.

Атомы, образующие молекулы органических веществ, связаны беспорядочно, без учета валентности.
Ответ. Атомы в молекулах связаны в определенной последовательности согласно их валентности.

Свойства веществ не зависят от строения молекул.
Ответ. Бутлеров в теории химического строения утверждал, что свойства органических соединений определяются составом и строением их молекул.

Операционно-исполнительный блок

Фактор пространственного строения

Что вам известно о пространственном строении молекул алканов и алкенов?
Ответ. В алканах при каждом углероде – четыре соседних атома, которые располагаются в вершинах тетраэдра. Сам углерод находится в центре тетраэдра. Тип гибридизации атома углерода – sp3, углы между связями (Н–С–С, Н–С–Н, С–С–С) — 109°28'. Строение углеродной цепи – зигзагообразное.
В алкенах два атома углерода, связанных двойной связью, и четыре атома при них с одинарными связями находятся в одной плоскости. Тип гибридизации атомов sp2, углы между связями (Н–С=С, C–С=С) — 120°.

Вспомните, в чем отличие пространственного строения молекул натурального каучука и синтетического.
Ответ. Натуральный каучук – линейный полимер изопрена – имеет строение цис-1,4-полиизопрена. Синтетический каучук может иметь строение транс-1,4-полиизопрена.

Одинакова ли эластичность этих каучуков?
Ответ. Цисформа более эластична, чем трансформа. Молекулы натурального каучука длиннее и более упруго закручены (сначала в спираль, а потом в клубок), чем молекулы синтетического каучука.

Крахмал (С5Н10О5)m – белый аморфный порошок, а целлюлоза (С5Н10О5)n – волокнистое вещество.
В чем причина такого различия?
Ответ. Крахмал – полимер 13-7.gif (204 bytes)-глюкозы, тогда как целлюлоза – полимер -глюкозы.

Отличаются ли химические свойства крахмала и целлюлозы?
Ответ. Крахмал + I2 синий р-р,
целлюлоза + HNO3 нитроцеллюлоза.

Вывод. От пространственного строения зависят как физические, так и химические свойства.

Фактор химического строения

Что является главной идеей теории химического строения?
Ответ. Химическое строение отражает зависимость свойств веществ от порядка соединения атомов и их взаимодействия.

Определите, что общего у веществ:

Ответ. Состав.

Сравните физические свойства данных веществ. В чем вы видите причину такого отличия?
На основании распределения электронной плотности химической связи определите, какая молекула более полярна? С чем это связано?

Ответ. –ОН водородную связь.

Демонстрационный эксперимент

Вывод. Реакционная способность спирта определяется взаимным влиянием атомов в молекуле.

Фактор электронного строения

В чем заключается сущность взаимного влияния атомов?
Ответ. Взаимное влияние состоит во взаимодействии электронных структур атомов, что приводит к смещению электронной плотности химических связей.

Лабораторная работа

Учитель. На ваших столах стоят наборы для лабораторной работы. Выполните задание и докажите экспериментально зависимость свойств веществ от электронного строения. Работа в парах. Строго соблюдайте правила техники безопасности.
Вариант I. Проведите исследование химических свойств этанола и фенола. Докажите зависимость их реакционной способности от электронного строения. Используйте реагенты – металлический литий и бромную воду. Составьте уравнения возможных реакций. Покажите смещение электронной плотности химической связи в молекулах.
Вариант II. Поясните сущность взаимного влияния карбоксильной группы –СООН и заместителя при карбонильном углероде в молекулах карбоновых кислот. Рассмотрите на примере муравьиной и уксусной кислот. Используйте раствор лакмуса и литий. Составьте уравнения реакций. Покажите смещение электронной плотности химической связи в молекулах.

Вывод. Химические свойства зависят от взаимного влияния атомов.

Итоговый контроль знаний

Учитель. Подведем итог нашего урока. Мы с вами подтвердили, что свойства веществ зависят от пространственного химического и электронного строения.
1. Формулы НСООН, С6Н5ОН и C4H9COОН запишите в порядке возрастания кислотных свойств веществ.
2. Расположите формулы СН3СООН, С3Н7СООН, СН3ОН, ClCH2СООН в порядке убывания кислотных свойств веществ.
3. У какого альдегида:

более активная альдегидная группа? Почему?
Оцените свою работу на уроке.

Л.А.ЕРЕМИНА,
учитель химии школы № 24
(г. Абакан, Хакасия)

Рейтинг@Mail.ru