Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2003

Переписка с читателем

Игра– это серьезно

Роль игры в обучении

Много раз в печати говорилось о сложности преподавания химии, перегруженности детей лишней информацией, отсутствии связи между предметами естественно-научного цикла. Существует проект о сокращении часов по физике и химии и добавлении часов по физкультуре, истории, литературе. Трудно спорить с фактами, которые бросаются в глаза: дети стали болезненнее, плохо владеют родным языком, но ликвидировать предметы или сократить количество (и без того ничтожное) часов по предметам, которые объясняют существование большинства предметов и явлений, окружающих ребенка, я считаю неправильным (возможный выход – сократить домашние задания).
Исправить такой крен учитель средней школы не может, но сделать так, чтобы на его уроках было нескучно, чтобы факты врезались в память и обучение шло не только на уровне воспроизведения материала, но и на уровне логического мышления, анализа разрозненных фактов и объединения их в единую картину, на уроках химии представляется прекрасная возможность.
В начале своей учительской деятельности (работаю с 1987 г., сразу после окончания МПГИ
им. В.И.Ленина) я проводила химические КВНы, чтобы внести разнообразие в скучную жизнь, посмотреть на учеников со стороны, упрочить связи между параллельными классами. Потом пришла идея делать не только развлекательные мероприятия, но и игровые уроки, которые по накалу страстей не уступают химическим КВНам.
Весь «игровой опыт» за много лет работы с лицейскими экономико-юридическими классами можно увидеть в приведенной схеме:

 

Развлекательные уроки
Урок в 1-м классе «Химия в шутку и всерьез».
Урок в 1-м классе
«Химия в шутку и всерьез».

Первоклассники под наблюдением
девятиклассников
делают химические опыты

Наиболее часто используют игры КВН (для 8–9-х классов) и химические сказки (для 1–8-х классов).
Химический КВН – форма соревнования между двумя-тремя классами. Задания делят на домашние и классные.
Основная цель – развить интерес к предмету с помощью игры, сплотить классные коллективы, проверить усвоение материала за определенный промежуток времени (обычно за две четверти).
Задания – двух видов.
Химические:
а) «паровозик» (команды по очереди отгадывают названия веществ и пишут уравнения реакций с этими веществами);
б) химическая пантомима (разыгрывается определенный тип реакции, который нужно отгадать);
в) классная химчистка (опытным путем отчистить пятно от чернил, зелени, губной помады, сока, используя минимальный набор реактивов, который имеется в каждом доме).
Развлекательные:
а) создание рекламы и антирекламы;
б) памятник химику;
в) конкурс на лучшее исполнение химического гимна.
Эта форма игры наиболее приемлема для 8-го класса, ее проводят ученики 11-го класса.
Химические сказки пишут ученики 9-х классов и проводят игры чаще всего в 1–4-х и реже в 8-х классах для развития интереса к предмету. В этих представлениях ребята демонстрируют 10–12 опытов, вплетая их в сценарий. Сценарии пишут девятиклассники. Задача учителя – научить четкому исполнению опытов. За четыре года было сделано четыре неповторимых сюжета, три из них предусматривали участие учеников младших классов (проводили простейшие опыты: «Газировка», «Из воды – морс», проявляли письма, написанные «таинственной жидкостью»).

Уроки-обобщения

Главная цель – проверка знаний учащихся по одной-двум темам.

8 класс

а) Водород и кислород;
б) периодическая система и периодический закон Д.И.Менделеева.

9 класс

а) Теория электролитической диссоциации;
б) неметаллы IV, V, VI групп главных подгрупп периодической системы;
в) металлы I, II, III групп главных подгрупп периодической системы.

10 класс

Непредельные углеводороды, арены.

Эти уроки требуют большой предварительной работы учителя. Схема проведения для каждого урока одна и та же: 4–5 станций, на которых разложены билеты с вопросами и вариантами ответов (правильный ответ оценивается в 1 или 2 балла, в зависимости от сложности вопроса). За определенный промежуток времени на каждой станции ученик набирает определенное количество баллов, по их сумме у каждой команды выявляется команда-победительница.
Основная работа учителя – подобрать 50, а может, и больше вопросов на заданную тему. Как правило, в 8-м классе первая игра проходит шумно, не очень организованно, но уже вторая и последующие – легко и дают хороший результат. Анализ зачетных книжек помогает учителю сделать вывод о степени усвоения каждой части темы.

Уроки-объяснения нового материала

Эти уроки нетрудны в подготовке, если есть достаточно исторического материла. Тему можно преподнести путем разыгрывания маленьких сцен в течение 1–2 мин. Такой урок хорошо провести в 9-м классе по теме «Металлы», т. к. история металлов изобилует многими интересными фактами и курьезами. Подготовить урок можно по книге С.И. Венецкого «Рассказы о металлах» (М.: Металлурия, 1986).
Учитель отбирает группу (до 10 человек), которая будет разыгрывать сцены; задавать вопросы по ходу действия будет преподаватель или ведущий – ученик 11-го класса.
Основная цель этого урока – вызвать интерес к данной теме, обобщить уже имеющиеся разрозненные знания учащихся еще до ее изучения.
Два года назад урок по этой теме я провела, предварительно сняв видеокамерой небольшой ролик, рассказывающий о металлах, которые нас окружают (акцент был сделан на бытовые предметы и памятники Москвы). Вопросы строились по принципу: что можно сказать о металлах, еще их не изучая. Памятники Москвы были выбраны из-за возможности легко произвести съемку и интересной истории их создания (памятник покорителям космоса, скульптурная группа «Рабочий и колхозница», чугунная решетка особняка Демидовых (ныне педагогическая библиотека им. К.Д.Ушинского), памятник Минину и Пожарскому, царь-пушка).
Другой ролик рассказывал о коррозии (автомобили, заборы, трубы и т. п.).
Еще один ролик был сделан в музее Д.И.Менделеева «Боблово», получился не ролик, а целый видеофильм продолжительностью 43 мин (я использую его на двух уроках).
Пока не имела возможности снимать видеокамерой, использовала фотоаппарат, и урок строился по той же схеме. Ответы учащихся были на уровне «что я знаю на сегодняшний день», а потом уже – новый материал. Усвоение материала потрясающее, в 11-м классе цитируют материалы уроков, проведенных в 8-м классе. В подготовке таких уроков нет ничего сложного.

Перекрестные уроки
Урок «Перекрестки физики, химии, биологии, географии» (10-й класс)
Урок «Перекрестки физики,
химии, биологии,
географии» (10-й класс)

Такие уроки хорошо проводить в так называемые недели физики, химии, биологии, географии, их строят по принципу командной игры, когда отвечают на вопрос по одному из этих предметов. Здесь важна подборка вопросов, чтобы их содержание соответствовало уже пройденному материалу, поэтому важно содружество всех учителей или по крайней мере их консультация. Я проводила такой урок в 10-м классе, пределов творчеству не было, но, как оказалось, были вопросы, например по биологии, точнее по ботанике, на которые ребята ничего не смогли ответить, т. к. материал давно забыт.
Эти уроки преследуют цель: «Все в природе взаимосвязано, надо только увидеть эту связь. Никакие знания лишними не окажутся».

 

 

Проблемные уроки
Проблемный урок (10-й класс): «Предлагаем построить каучуковый завод»
Проблемный урок (10-й класс):
«Предлагаем построить
каучуковый завод»

Это самые сложные уроки, их целесообразно проводить в 10–11-х классах. Ребятам предлагается проблема, и они ее рассматривают с позиций оптимистов, реалистов, пессимистов (с этой методикой я познакомилась при проверке ее в нашей школе преподавателями биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова).
Каждая из трех команд состоит из мэра города, врача-санэпидемиолога, эколога, экономиста, химика-технолога (профессий может быть больше, по числу человек в команде).
Для проведения таких уроков нужны спаренные часы. На первом уроке рассказывается об этой игре и разбирается какая-то проблема. Например, открытие радиоактивности и его последствия, причем не только отрицательные, но и положительные. На втором уроке ученикам предлагается на выбор одна из тем, причем, по моим наблюдениям, ребята стараются не связываться с глобальными проблемами (например, клонирование человека), а берут частные (например, строительство завода по производству каучука в 20 км от Москвы).
Каждая команда в зависимости от своего названия – оптимисты, реалисты, пессимисты – должна рассмотреть различные аспекты этой проблемы. Конец урока – это совместная схема, сделанная черным и красным цветом, где красный – сигнал тревоги (на приведенной схеме черному цвету соответствует сплошная линия, красному – пунктирная).
Первые игры идут с трудом, от учеников требуется в первую очередь способность предвидеть ситуацию на 10–50 лет вперед. Однако через две игры приобретается нужный опыт, решения иногда поражают своей объемностью и полнотой. Во время второго урока им разрешают пользоваться любой помощью: учительской (присутствуют 2–3 преподавателя), информационной (на столах – книги и брошюры на заданную тему). На первой игре ученики, кроме помощи педагога, не пользуются никакой другой, а через две игры пользуются только литературой. Четко прослеживается тенденция не пользоваться только чьей-то словесной информацией, а использовать банк статистических данных и анализировать эти данные.

Схема

Приведу пример результата самой первой игры: «Группа предпринимателей обратилась к губернатору Подмосковья с просьбой разрешить строительство каучукового завода в 20 км от Москвы». Итог игры: за все в жизни надо платить, сиюминутный успех предприятия может стоить жизни и здоровья целым поколениям людей.
Мы растим политиков, ученых, экономистов, поэтому учить думать со школьной скамьи – одна из основных задач учителя.

М.А.АЛЕКСАНДРОВА,
учитель химии школы № 81
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru