Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2003
Переписка с читателем

Урок открытых мыслей

Я – ваш постоянный читатель, учитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Хочу поделиться своими наработками по вопросам интенсификации обучения на уроках химии на основе структурно-логических схем. Одной из основных целей изучения предмета считаю развитие логического мышления учащихся.
«Обучение... имеет образовательное значение только тогда, когда оно приучает к анализу мысли посредством анализа средств выражения. Изучая средства выражения, мы изучаем выражаемое»
(Л.В.Щерба).

Опыт работы в школе убеждает меня, что ребята испытывают затруднения при решении задач и выполнении упражнений, когда необходимо сделать «перевод» с русского языка на химический и, наоборот, когда предлагается выразить словами мысль, заключенную в химическом уравнении. При изучении химических формул обращаю внимание учащихся на то, что можно сформулировать одну и ту же мысль, используя разные способы ее выражения. Например, после вывода о том, что вода состоит из водорода и кислорода, и разбора значений слов «водород», «кислород», записываем на доске:

Напоминаю, что взаимодействие водорода с кислородом можно выразить рисунком-схемой:

Далее подчеркиваю, что запись «H2O» называют химической формулой, и предлагаю сформулировать понятие «химическая формула». Ход рассуждений учеников фиксирую на доске в виде схемы:

Используя такую схему, любой ученик, независимо от уровня его обученности, способен сформулировать самостоятельно определение, не заглядывая в учебник.
Совместно созданные на уроке схемы помогают активизировать мыслительную деятельность и углубить понимание изучаемого материала. Примером может служить схема, которую я использую на уроке «Фенол, его строение и свойства».
В феноле С6Н5ОН бензольное кольцо (С6Н5–) и гидроксильная группа (–ОН) взаимно влияют друг на друга. В результате электронных эффектов увеличивается подвижность атома водорода в группе –ОН, а также атомов водорода в 2-, 4- и 6-положениях бензольного кольца фенола. Схематически это выглядит так:

Для облегчения понимания и запоминания учащимися определений различных понятий в ходе объяснения новой темы я создаю схемы учебного материала. Например, по теме урока «Правило В.В.Марковникова» схема имеет вид:

Вывод. Присоединение идет по ионному механизму.
На уроке «Гомологи бензола» перед классом поставлена проблема: почему при действии нитрующей смеси (HNO3 (конц.) и H2SO4 (конц.), 80 °С) из бензола получается мета-динитробензол, а из толуола – 2,4- и 2,6-динитротолуол? Схемы реакций:

В ходе рассуждения создается логическая схема – вывод о реакционной способности толуола:

При составлении схемы по теме «Аминокислоты, строение и свойства» (11-й класс) перед классом ставят задания и вопросы:
1) Дайте определение аминокислотам.
2) Какие химические свойства можно прогнозировать у аминокислот?
3) Докажите амфотерность аминокислот.
4) Как называется простейшая аминокислота NH2–CH2–COOH?
5) Как приведенная схема характеризует отношение аминокислот к воде?

На уроке «Строение карбоновых кислот» (10-й класс) при объяснении взаимного влияния атомов и смещения электронной плотности в молекулах карбоновых кислот я строю логический переход от структурной формулы кислоты к обобщающему выводу.

Так становится понятной важнейшая химическая особенность соединений с карбоксильной группой – проявление ими свойств кислот.
Обучение составлять логические схемы приводит к полному пониманию учебного материала и к его осознанному запоминанию. В приведенных схемах стрелками показан ход рассуждения. Стрелки играют самую важную роль в схеме. Теоретическое обобщение заключается в сведении многообразных фактов и явлений к единому выводу. Схема-обобщение позволяет сократить количество информации, представить учебный материал в компактном виде.

Л.А.ЕРЕМИНА,
учитель химии школы № 24
(г. Абакан, Хакасия)