Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №7/2003

Вторая глава. Какие бывают вещества

Продолжение. Начало см. в № 6/2003

Саша еще раз взглянула на открытую тетрадку. Вверху страницы большими красивыми буквами было написано: «ВЕЩЕСТВА». Вся страница была занята словами. В голову приходили все новые названия веществ, но Саше уже надоело писать. Она немного посмотрела телевизор, а потом взяла в руки свою любимую книжку со стихами. Открыв ее на середине, она вдруг вскочила и побежала на кухню к маме:
– Мама! Смотри! В этом стихотворении написано про вещества!
И она прочитала строчки Агнии Барто:

В коридоре, в классе ли —
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.

– Краска и мел – это вещества? – на всякий случай спросила Саша.
– Краска – это скорее смесь веществ, – ответила мама. – А мел – это, конечно, чистое вещество. Он и в природе встречается.
– В природе?.. – Саша задумалась. – А вообще, откуда берутся вещества? Из природы?
– Не только. Вот, например, пластмасса. Ее в природе нет. Это вещество придумали и получили люди.
Саша стала вспоминать, не встречала ли она в лесу или на озере что-нибудь пластмассовое. Но, кроме пустых бутылок и рваных пакетов, ей там ничего не попадалось, а это, конечно, оставляли какие-то грязнули. Так что и в самом деле в природе не было пластмассы, пока ее не стали делать люди.
Саша вытащила карточки с названиями веществ. Она стала придумывать, как бы еще их разложить. Выручил пришедший в гости Максим. Еще с порога он задал вопрос:
– Какие вещества есть в природе, а какие созданы человеком?
– Сейчас разберемся. Ты бери карточки с природными веществами, а я – с искусственными, – предложила Саша. Дело закипело. Через несколько минут все карточки были разложены.
Распределите карточки соответствующим образом: природные вещества – стрелка влево, искусственные – стрелка вправо

.

Максим хитро улыбнулся:
– А я и так знал, какие вещества есть в природе, а каких нет. У меня дома есть книжка с разными загадками. Я специально ее посмотрел и нашел загадки про природные вещества:

«Я от огня происхожу,
Алею, золотом пылаю,
Когда же долго в нем лежу,
То от огня я пропадаю».

«В огне родилась,
В огне крестилась,
На воду пала
И пропала».

Первую загадку Саша отгадала быстро. А со второй никак не могла справиться, пока мама не подсказала, какой вкус у морской воды и какое вещество из нее добывают. Максим пообещал отыскать еще какие-нибудь загадки про вещества. Они еще немного поиграли, затем мальчик попрощался и ушел.
Саша вернулась в комнату. За столом папа что-то смешивал в маленькой баночке.
– Что ты делаешь? – спросила Саша.
– Готовлю клей. У тебя есть что-нибудь сломанное? Этот клей годится для любой пластмассы.
– Для любой пластмассы? – переспросила Саша. Она посмотрела на стол: там в очереди на ремонт стояли разбитый телефон, сломанный утюг и шлепанец. Саша потрогала эти вещи. Они были очень разные, но получалось, что все они пластмассовые.
– Пластмасс очень много, – сказал папа, увидев ее замешательство. – Наверное, несколько тысяч.
– И все это разные вещества?
– Да. Так у тебя есть что-нибудь пластмассовое для склейки?
Саша вспомнила, что два дня назад у нее сломалась ручка. Она быстро сбегала в свою комнату, достала обломки из портфеля и положила их рядом с утюгом.
Она уже была уверена, что природа не создает пластмассовых вещей. Но решила все же уточнить.
– Папа, а всю пластмассу делают люди? – спросила она.
– Всю, – коротко ответил папа.
– А какие еще вещества делают люди?
– Очень многие. Например, металлы. Хотя металлы и встречаются в природе, но в чистом виде их приходится получать специально.
– Металлы? – удивилась Саша. – Разве металлов несколько? А я думала, что металл – это одно вещество.
– У всех металлов похожие свойства: они блестят, проводят электрический ток, холодные на ощупь. Но металлов много, и другие свойства у них различаются. Вон, смотри, Дима паяет провода. У него в баночке олово. Этот металл очень легкоплавкий, а другие металлы паяльником не расплавишь.
Саша подошла к старшему брату. Он прикоснулся горячим паяльником к белому металлу, и тот превратился в подвижную блестящую каплю.
– Жидкий металл! – восхищенно сказала Саша. – Удивительно!
– Ничего удивительного, – спокойно отреагировал Дима. – Ты что, никогда термометра не видела?
Саша тут же полезла в аптечку. На полке лежал медицинский термометр. Саше много раз измеряли температуру, но лишь теперь она решила поподробнее рассмотреть, что же там внутри.
А внутри был металл. Она сразу догадалась по его блеску. И этот металл был жидкий сам по себе, без всякого паяльника!
– Папа, смотри! Это другой металл или тоже олово? – снова подошла она к папе.
– Положи сейчас же на место! Это ртуть, а она очень ядовита. Если разобьешь термометр, придется вызывать специальную бригаду, чтобы ее убрать, – очень строго сказал папа.
– А какие еще бывают металлы? – не могла угомониться Саша.
– Алюминий, медь, свинец, железо, серебро, золото, цинк... – начал перечислять папа.
– Ой, помедленнее, я не могу запомнить. Их, наверное, тоже тысячи?
– Нет, всего несколько десятков. Но все их запомнить действительно трудно. Тебе надо знать пока только самые важные, – сказал папа.
– А какой самый-самый важный металл? – спросила Саша.
– Железо.
– А как его можно узнать? Ведь все металлы очень похожи друг на друга.
– Как раз это очень просто. Только железо притягивается магнитом. Вот тебе магнит, иди и проверяй, что сделано из железа. А мне, пожалуйста, больше не мешай, а то пока мы с тобой болтаем, весь мой клей застынет, и я ничего не смогу отремонтировать, – и папа принялся за работу.
Саша взяла магнит и пошла искать железо. Магнит замечательно притягивался к ванне, холодильнику, батарее отопления.
На кухонном столе стояли таз для варенья и две кастрюли – серая и голубая. Саша прикоснулась магнитом ко всем трем предметам, но он притянулся лишь к голубой кастрюле. Значит, она – железная. А вот из какого металла сделано остальное? С этим вопросом она обратилась к маме.
– Эта кастрюля сделана из алюминия. Видишь, какая она легкая. Железо от влаги ржавеет, а алюминий не боится воды, даже горячей. Поэтому алюминиевую посуду никогда не красят. Но вот белье кипятить в алюминиевой кастрюле нельзя: вещества, содержащиеся в отбеливателе, портят алюминий.
– А таз? – спросила Саша. – Он наверняка из другого металла, ведь он тяжелый.
– Таз медный. Посмотри, какой он красный, а он ведь тоже ничем не окрашен. Только медь имеет такой цвет. Другие металлы обычно белые, серые или желтоватые.

– Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-бараз!» –

весело прокричала Саша строчки из «Мойдодыра». – Теперь я никогда не перепутаю железо, медь и алюминий! Олово и ртуть я теперь тоже знаю.
– Вот и молодец, – похвалила мама. Но Саша не могла успокоиться.
– А кроме пластмасс и металлов, что еще сделано людьми?
– Многие вещества. Например, краски, лекарства, удобрения...
– А когда человека еще не было, вещества были? – спросила Саша и тут же сама ответила: – Были. А какие?
– Подумай сама, – сказала мама. – Не забудь только, что вещества бывают не только твердыми, но и жидкими, и в виде газов.
Саша пошла к себе в комнату и села на диван. «Газы – это то, из чего состоит воздух. Жидкость – вода. Их не люди сделали, они были и раньше. Камни, земля, песок, глина – это тоже существует само по себе, без человека...»
Саша посмотрела на свою руку. «Интересно, а из чего состоит человек?» – подумала она. Ответ был ясен – из веществ. «И животные – из веществ, и растения...» – лениво размышляла Саша. Она уже устала, и, хотя ей очень хотелось узнать, из каких именно веществ построены живые организмы, сил спрашивать об этом уже не было. «Выясню завтра, – решила Саша. – Или послезавтра. Ведь, наверное, это очень сложно».
А ночью Саше приснилось медвежье семейство.

А наутро Саша обнаружила на своем столе неизвестно откуда взявшийся кроссворд.

Кроссворд. Напиши вещества, которые можно найти:
1. В воздухе.
2. В аптечке.
3. В мастерской.
4. В буфете.
5. В озере.