Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №6/2003

Конкурс "Я иду на урок"

Номенклатура и строение
бинарных соединений

8 КЛАСС

Цели. Познакомить учащихся с номенклатурой бинарных соединений, научить составлять структурные формулы веществ по валентности, определять валентность химиче- ского элемента по формуле.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, схемы, игровые карточки, рабочая карта.

ХОД УРОКА

В начале урока ребята получают рабочие карты (одна на парту).

I этап.

Проверка домашнего задания

(Два ученика у доски приводят решения домашнего задания – 10 мин.)
Во время оформления домашнего задания на доске учитель проводит фронтальный опрос.
1. Что называется валентностью?
2. Валентность какого элемента принимают за единицу валентности?
3. Чему всегда равна валентность кислорода?
4. Как определяется высшая валентность химического элемента?
5. Как определяется низшая валентность неметалла?
6. Какую валентность проявляет медь в соединениях?

Критерии оценки за домашнее задание

1. Если задание сделано самостоятельно и без ошибок, поставьте 5 баллов.
2. Если задание выполнено с одной ошибкой, поставьте 4 балла.
3. Если сделали две ошибки, поставьте 3 балла.
4. Если допустили более двух ошибок или не выполнили его, поставьте прочерк.

Критерии оценки ответа у доски

1. Знание изученного материала.
2. Химическая грамотность.
3. Логичность, последовательность и лаконичность изложения материала.

II этап.

Объяснение нового материала

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с номенклатурой (названием) бинарных соединений. Их названия образуются от латинского корня названия элемента, который стоит на втором месте в формуле соединения с окончанием -ид, и русского названия элемента, стоящего на первом месте. Если элемент, стоящий на первом месте, имеет переменную валентность, то после названия соединения в скобках указывают римскими цифрами его валентность. Например: Сu2О – оксид меди(I), СuО – оксид меди(II). На схеме приведены названия некоторых соединений.

Схема

Но существуют вещества, названия и формулы которых надо запомнить: CH4 – метан, Н2О – вода, NH3 – аммиак.
Структурная формула дает наглядное представление о валентности и отражает порядок связи атомов в молекуле вещества. Валентность можно сравнить с руками. Элементы соединяются друг с другом в структурной формуле по принципу: элементы не должны иметь «свободных рук».
Например, вещество Аl2O3. Cначала записываем символы химических элементов, у которых валентность выше.
Затем присоединяем атомы кислорода, зная, что его валентность всегда равна II. В структурной формуле валентность обозначается чертой «–».

Ученики в тетради оформляют таблицу, выполняя задания 1, 2.

Таблица

К доске вызывают ученика, который первым выполнил задания.
Критерии оценки за задания 1, 2 такие же, как за домашнее задание.

III этап.

Закрепление изученного материала

С этой целью проводится дидактическая игра «Определите валентность».
Критерии оценки за игру такие же, как за домашнее задание.
На игровом поле в каждой клетке находится формула соединения.

Игровое поле

Закройте все клетки игрового поля (каждую формулу) соответствующей игровой карточкой, на которой указана валентность химического элемента в оксиде.

Игровые карточки

Если вы правильно выполнили задание, то на обратной стороне игровых карточек (на каждой написана буква) вы прочтете фамилию великого русского ученого.

Обратная сторона игровых карточек на игровом поле

Критерии итоговой оценки

1. Если все задания выполнены и большая часть с оценкой «5», поставьте 5 баллов.
2. Если все задания выполнены, но преобладает оценка «4», поставьте 4 балла.
3. Если есть один прочерк или бо’льшая часть заданий сделана на оценку «3», поставьте 3 балла.
4. Если вы не справились с двумя и более заданиями, поставьте прочерк.

Подведение итогов. Что понравилось на уроке? (Мнение одного-двух учеников.) Сколько получено отличных, хороших и посредственных отметок?
Домашнее задание: § 11–12 повторить (Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8); работа № 3, вариант 1, с. 5–6
(Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс).

ЛИТЕРАТУРА

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия-8. М.: Просвещение, 1990;
Глинка Н.Л. Общая химия. Л.: Химия, 1988;
Тыльдпсепп А.А., Корк В.В. Мы изучаем химию. М.: Просвещение, 1988;
Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии. 8–9 класс. М.: Просвещение, 1999.

Г.Е.ЛЫЧКОВА,
учитель химии
средней школы № 1304
(Москва)

Рейтинг@Mail.ru