Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2003

Тестовые задания и индивидуализация обучения

Задача усовершенствования преподавания химии включает использование различных методов обучения и контроля. Один из таких методов – тестовый контроль знаний учащихся.

Оптимальным можно считать только то обучение, которое способствует самообучению. Если раньше требования к учащимся в основном сводились к приобретению ими определенных знаний и навыков, то теперь задачи обучения сочетаются с необходимостью овладеть приемами самостоятельного приобретения знаний и их применения. Решению проблемы индивидуального обучения способствует выполнение индивидуальных тестовых заданий, позволяющее при разноуровневом обучении оценить знания учащихся.
Тестовый контроль – это такой вид контроля, при котором обеспечены равные для всех обучаемых объективные условия проверки.
Чаще всего тестовые задания (тесты) классифицируют по форме их строения, а именно:
– тесты с конструированными ответами;
– тесты с выборочными ответами.
Для первого вида тестов характерно то, что ребята сами составляют короткие однозначные ответы. Тесты с выборочными ответами дают возможность быстрее усваивать все виды явлений, лучше понимать их общие и отличительные качества, легче их классифицировать. Большинство технических средств контроля ориентировано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами.
Этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету, способствуя тем самым лучшему усвоению знаний. Варианты заданий индивидуальны для каждого, несут определенную информацию по теме, обучают, не травмируя психологически неустойчивых учащихся.

Применение метода тестового контроля с выборочными ответами

Из литературных источников известно, что оптимальными можно считать тесты, содержащие 8–12 вопросов при 4–5 выборочных ответах. Большинство контролирующих устройств рассчитано на десять вопросов при четырех ответах на каждый вопрос. Именно этот вариант был взят за основу при разработке системы тестового контроля знаний.
Не рекомендуется использовать менее четырех вариантов ответов, т. к. при этом существенно увеличивается возможность случайного выбора правильного ответа. При десяти вопросах и четырех ответах суммарная вероятность случайной положительной оценки весьма незначительна (равна приблизительно 0,02).
Ученик получает контрольные тесты (см. приложение) с десятью вопросами и четырьмя ответами на каждый из них. Из четырех ответов правильный лишь один (возможно также сочетание нескольких ответов). При сочетании нескольких ответов за верный принимается полный ответ. Ответ считается неверным, если допущена хотя бы одна ошибка.
Ученик знакомится с вопросом, последовательно анализирует варианты ответов, выбирает правильный ответ (правильные) и заносит его (их) в виде крестика в карточку ответов в соответствующей ячейке таблицы.

Проверка обеспечивается наложением шаблона в форме перфокарты, отверстия в котором соответствуют правильным ответам. Шаблон проще всего изготовить из обложки общей тетради (картон не годится, т. к. быстро выходит из строя). Одним шаблоном можно проверять 4 варианта контрольной работы. Достигается это при переворачивании шаблона и использовании обеих сторон.

Оценка «3» ставится за 6–7 правильных ответов, «4» – за 8–9 и «5» – за 10 правильных ответов. При наличии 5 и более ошибок ставится «2».
При первом применении такого контроля учитель должен психологически подготовить учащихся к выполнению тестовой работы, т. е. ознакомить их с построением вопросов и ответов, техникой заполнения карточки ответов и критериями их оценки. Важно предупредить учащихся, что их минутная невнимательность может привести к неправильным выводам об уровне их знаний: «Я предупреждаю, что ошибка в заполнении карточки ответов будет принята за неправильный ответ».
Надо отметить, что данный метод контроля вызывает интерес у учащихся. Если в результате проверки установлено большое количество неверных ответов на какой-либо вопрос, то на очередном уроке необходимо провести дополнительное разъяснение материала.

Разработка контролирующих программ

При составлении контрольных вопросов необходимо обратить внимание на контроль за чисто химическими навыками: знание химических формул, валентности, названия веществ, их классификации, строение атома. Это – первая группа вопросов.
В качестве примера можно привести несколько формулировок подобных вопросов:
1. Какая электронная формула описывает строение атома серы (кислорода и т. д.)?
2. Сколько электронов на внешнем энергетическом уровне атома германия (железа и т. д.)?
3. Укажите формулу угольной кислоты.
4. Укажите формулу кальцинированной соды.
Вторая группа вопросов охватывает решение простых задач расчетного типа. Главный принцип при составлении таких задач – давать химическую, а не арифметическую нагрузку вопросам. Для этого наряду с текстом задачи можно привести молярные массы сложных веществ, уравнение химической реакции.
Пример. Какой объем хлороводорода (н. у.) потребуется для нейтрализации раствора щелочи, содержащего 20 г NаОН?

HCl + NаОН = NаСl + Н2O
(M(NaOH) = 40 г/моль).

Такого типа задачи при знании химических методов легко решаются в уме.
Третья группа вопросов связана с решением экспериментальных задач.
Пример 1. Укажите качественный реактив на ион 5-3.gif (195 bytes).

Пример 2. В трех пробирках находятся растворы Na2СО3, ВаСl2, КОН. В каждую пробирку прилили раствор серной кислоты. Отчего в пробирке № 2 выпал белый осадок, а в пробирке № 3 наблюдалось выделение пузырьков газа? Определите, в каких пробирках находятся указанные вещества.
Четвертая группа вопросов – на знание химических законов, свойств веществ, реакций.
Пример. Между какими из попарно взятых веществ произойдет химическая реакция?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТА

1) Cu + FeSO4;
2) Al + MgCl2;
3) Zn + FeCl2;
4) Fe + ZnSO4.

Важно контрольные вопросы сформулировать так, чтобы создать однозначную возможность отличить правильный ответ от ложного. С целью показа взаимосвязи между заданиями рекомендуется иногда включать в последующие задания варианты ответов из предыдущих, что способствует формированию у обучающихся представления об изучаемом предмете как о едином целом.
При формировании вариантов ответов необходимо избегать заведомо ложных и абсурдных. Целесообразно наряду с правильными включать правдоподобные ответы. В качестве неправильных можно использовать ошибочные ответы самих учащихся, которые предварительно обнаруживаются в ходе обычного опроса.
Например, если требуется указать формулу, то кроме формулы, соответствующей правильному ответу, можно указать формулы реально существующих веществ. И только в случае тренировки на правильное составление формул веществ можно в качестве вариантов ответов давать формулы, составленные без учета валентности. Но тогда вопрос следует формулировать так: «Укажите правильную формулу гидроксида железа(III)».
С целью обеспечения самостоятельной работы всех учащихся контрольные задания (тесты) необходимо составлять в 25–30 вариантах. Следует отметить, что разработка контролирующих тестов требует значительных усилий, времени, хорошего знания предмета и учета уровня подготовки учащихся. Конечно, важна специальная подготовка по теории и методам тестового контроля. Необходимо также наличие бланков карточек ответов, множительной техники, материала для изготовления шаблонов.

Выводы

  • Тестовый контроль экономит время учащихся и учителя.
  • Этот метод вносит разнообразие в учебный процесс, вызывает интерес у учащихся, что стимулирует усвоение материала.
  • Метод тестового контроля не исключает, а лишь дополняет существующие формы контроля: позволяет более эффективно оценить знания при разноуровневом обучении.
  • Желательно найти способ обмена опытом и программами между учителями, применяющими этот метод.
  • Необходимо приобретение печатающей и множительной техники, бумаги.
  • Высокая эффективность метода тестового контроля может быть достигнута при разработке индивидуальных программированных тестовых заданий для каждого ученика класса (25–30 вариантов), а также способа быстрой проверки результатов выполнения тестов с помощью шаблонов.

ЛИТЕРАТУРА

Луцык В.И. Тестирование на занятиях по общей и неорганической химии. Киев: Вища школа, 1977;
Емельянченко С.М. и др. О программированном контроле знаний при изучении углеводов. Химия в школе, 1979, № 2;
Коломыцева Е.А. Как я провожу проверку знаний учащихся с помощью перфокарт. Химия в школе, 1980, № 3;
Зуева М.В. Развитие учащихся при обучении химии. М.: Просвещение, 1978;
Потапов В.М., Чертков И.Н. Проверь свои знания по органической химии. М.: Просвещение, 1979;
Глориозов П.А., Рысс В.Л. Проверочные работы по химии. 7, 8, 9, 10 классы. М.: Просвещение, 1980, 1981, 1985;
Вивюрский В.Я. Самостоятельная работа по органической химии. М.: Просвещение, 1975;
Котлярова О.С. Учет знаний по химии. М.: Просвещение, 1977;
Зуева М.В. Обучение учащихся применению знаний по химии. М.: Просвещение, 1987;
Гаученова М.А. Задания для самостоятельной работы учащихся по химии. М.: Просвещение, 1979;
Черняк Г.В. Задания для самостоятельной работы учащихся по химии. М.: Просвещение, 1981;
Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по неорганической химии. 8–9 классы. М.: Просвещение, 1990;
Гаврусейко Н.П. Проверочные работы по органической химии. М.: Просвещение, 1991;
Ахметов А.А. Программированные задания по неорганической химии. Ульяновск: Изд-во УГПИ им. И.Н.Ульянова, 1988;
Сорокин В.В., Злотников Э.Г. Как ты знаешь химию? Л.: Химия, 1987;
Прохоров И.Н., Ахметов М.А. Органическая химия в тестовых заданиях. Химия, № 48/2002;
Суровцева Р.П., Гузей Л.С., Останний Н.И., Татур А.О. Тесты по химии. 8–9 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры контрольных тестов

Тема «Оксиды, основания, кислоты, соли»
8 класс

Вариант ...

Вопрос 1. Укажите формулу гидроксида меди Сu(I).
Ответы. 1) Ca(OH)2; 2) Cu2O; 3) CuOH; 4) Cu(OH)2.

Вопрос 2. Укажите формулы всех кислот.
Ответы. 1) H2SiO3; 2) H2S; 3) H2O; 4) NH3.

Вопрос 3. Укажите формулу сульфата калия.
Ответы. 1) KOH; 2) K2CO3; 3) K2SO3; 4) K2SO4.

Вопрос 4. Укажите формулы всех оснований.
Ответы. 1) KOH; 2) CuSO4; 3) Fe(OH)2; 4) Zn(OH)2.

Вопрос 5. Укажите формулу нитрата серебра.
Ответы. 1) Ag2SO4; 2) AgNO3; 3) Ag2O; 4) Ag(NO3)3.

Вопрос 6. Укажите формулу карбоната магния.
Ответы. 1) Mg(HCO3)2; 2) MgCO3; 3) MgSO3; 4) MgSO4.

Вопрос 7. Укажите формулы всех оксидов.
Ответы. 1) Ag2O; 2) Ba(OH)2; 3) Al2O3; 4) NH3.

Вопрос 8. Укажите формулу хлорида цинка.
Ответы. 1) ZnCl2; 2) ZnSO4; 3) ZnO; 4) ZnCO3.

Вопрос 9. Укажите формулы всех солей.
Ответы. 1) Fe(NO3)2; 2) MgO; 3) HNO3; 4) CuSO4.

Вопрос 10. Укажите формулу гидрокарбоната натрия.
Ответы. 1) NaCl; 2) NaHSO3; 3) Na2SO4; 4) NaHCO3.

Тема «Теория электролитической диссоциации»
9 класс

Вариант ...

Вопрос 1. Какие вещества при диссоциации образуют ионы водорода?
Ответы. 1) Соли; 2) кислоты; 3) щелочи; 4) оксиды.

Вопрос 2. Какие вещества в результате диссоциации образуют гидроксид-ионы?
Ответы. 1) Кислоты; 2) щелочи; 3) соли; 4) оксиды.

Вопрос 3. Какие ионы вызывают кислую реакцию раствора?
Ответы. 1) OH; 2) Cl; 3) H+; 4) .

Вопрос 4. Какие ионы вызывают щелочную реакцию раствора?
Ответы. 1) K+; 2) Na+; 3) OH; 4) H+.

Вопрос 5. Какой раствор образует белый осадок при введении в него ионов Ag+?
Ответы. 1) NaCl; 2) NaNO3; 3) Ca(NO3)2; 4) KNO3.

Вопрос 6. Какой ион легко обнаружить с помощью кислоты? (При добавлении кислоты наблюдается обильное выделение пузырьков газа.)
Ответы. 1) Cl; 2) ; 3) ; 4) H+.

Вопрос 7. В растворе какой соли лакмус окрашивается в красный цвет?
Ответы. 1) Al(NO3)3; 2) K2CO3; 3) Na2CO3; 4) Ba(NO3)2.

Вопрос 8. В растворе какой соли лакмус окрашивается в синий цвет?
Ответы. 1) NaCl; 2) AlCl3; 3) Ba(NO3)2; 4) Na2CO3.

Вопрос 9. Какое вещество образует белый осадок при введении в его раствор ионов ?
Ответы. 1) Al(NO3)3; 2) FeCl3; 3) KOH; 4) Ba(NO3)2.

Вопрос 10. В трех пронумерованных пробирках находятся растворы хлорида бария, хлорида натрия, карбоната натрия. В каждую пробирку добавили раствор серной кислоты. В пробирке № 1 выпал белый осадок, в пробирке № 2 наблюдалось обильное выделение пузырьков газа, а в пробирке № 3 изменений не замечено. Определите, в каких пробирках находились растворы.
Ответы. 1) № 1 – ВаCl2, № 2 – NaCl, № 3 – Na2CO3; 2) № 1 – NaCl, № 2 – Na2CO3, № 3 – BaCl2; 3) № 1 – Na2CO3, № 2 – BaCl2, № 3 – NaCl;
4) № 1 – ВаCl2, № 2 – Na2CO3, № 3 – NaCl.

Тема «Подгруппа кислорода»

Вариант ...

Вопрос 1. Какой химический элемент находится во 2-м периоде, VI группе периодической системы Д.И.Менделеева?
Ответы. 1) S; 2) Ba; 3) Br; 4) O.

Вопрос 2. Какая электронная формула показывает строение атома серы?
Ответы. 1) 1s22s22p3; 2) 1s22s22p63s23p4; 3) 1s22s22p4; 4) 1s22s22p5.

Вопрос 3. Укажите формулу серной кислоты.
Ответы. 1) H2SO4; 2) H2CO3; 3) H2S; 4) H2SO3.

Вопрос 4. Укажите формулу гидросульфата натрия.
Ответы. 1) Na2SO3; 2) NaHCO3; 3) NaHSO4; 4) Na2CO3.

Вопрос 5. Укажите формулу сернистой кислоты.
Ответы. 1) Н2SO3; 2) Н2S; 3) Н2SO4; 4) HCl.

Вопрос 6. Укажите формулу сульфата калия.
Ответы. 1) CaSO4; 2) KНSO4; 3) K2SO4; 4) K2SO3.

Вопрос 7. Укажите формулу оксида серы(VI) (ангидрид серной кислоты).
Ответы. 1) SO6; 2) SeO3; 3) SO2; 4) SO3.

Вопрос 8. Сколько электронов на внешнем уровне атома теллура?
Ответы. 1) Семь; 2) шесть; 3) пять; 4) четыре.

Вопрос 9. Укажите качественный реактив на серную кислоту и ее соли.
Ответы. 1) AgNO3; 2) BaCl2; 3) лакмус; 4) крахмал.

Вопрос 10. В трех пронумерованных пробирках даны растворы серной кислоты, сульфата калия и соляной кислоты. Все растворы испытали лакмусовой бумагой, которая окрасилась в красный цвет в пробирках № 2 и № 3. Затем во все пробирки прилили раствор хлорида бария, отчего в пробирках
№ 1 и № 2 выпал белый осадок. Определите, что было в каждой из пробирок.
Ответы. 1) № 1 – H2SO4, № 2 – K2SO4, № 3 – HCl; 2) № 1 – K2SO4, № 2 – HCl, № 3 – H2SO4; 3) № 1 – HCl, № 2 – H2SO4, № 3 – K2SO4;
4) № 1 – K2SO4, № 2 – H2SO4, № 3 – HCl.

Тема «Металлы второй группы»

Вариант ...

Вопрос 1. Укажите правильную формулу оксида кальция (негашеная известь).
Ответы. 1) Ca(ОН)2; 2) Са2O; 3) СаO; 4) СаO2.

Вопрос 2. Укажите правильную формулу гидроксида кальция (гашеная известь).
Ответы. 1) Ca(ОН)2; 2) СаO; 3) СаOН; 4) Са(НСO3)2.

Вопрос 3. Укажите правильную формулу сульфата кальция.
Ответы. 1) K23; 2) СаSO3; 3) Са(НSO4)2; 4) СаSO4.

Вопрос 4. Укажите правильную формулу гидрокарбоната бария.
Ответы. 1) BaCО3; 2) Ba(HСO3)2; 3) Ba(HSO3)2; 4) Bа(НSO4)2.

Вопрос 5. Какая соль вызывает временную карбонатную жесткость воды?
Ответы. 1) Са(НCО3)2; 2) СаCl2; 3) MgSO4; 4) CаSO4.

Вопрос 6. Укажите уравнение реакции обжига известняка.
Ответы.

1) СаО + Н2О = Са(ОН)2 + Q;
2) СаCO3 + CO2 + H2O = Ca(HCO3)2;
3) CaCO3 5-5.gif (133 bytes)CaO + CO2;
4) Cа + 2H2O = Ca(OH)2 + H2.

Вопрос 7. Какие из перечисленных ниже веществ можно применить для устранения постоянной жесткости воды, вызванной присутствием в ней хлорида магния?
Ответы. 1) Na23; 2) NaCl; 3) HCl; 4) NaOH.

Вопрос 8. Какая электронная формула определяет строение атома стронция?
Ответы.

1) 1s22s22p63s23p63d104s24p6;

2) 1s22s22p63s23p63d104s24p65s2;

3) 1s22s22p63s23p64s2;

4) 1s22s22p63s23p63d104s24p64d105s25p66s2.

Вопрос 9. Какой продукт может образоваться при растворении в воде оксида радия?
Ответы. 1) RaSО4; 2) RaOH; 3) RaO; 4) Ra(OH)2.

Вопрос 10. Какая электронная формула отображает строение иона Mg2+?
Ответы. 1) 1s22s2; 2) 1s22s22p2; 3) 1s2; 4) 1s22s22p6.

Ответы на контрольные тесты

Н.Н.ЧЕРНЯЕВ,
учитель химии
средней школы № 10;
М.А.АХМЕТОВ,
заведующий
кафедрой Института повышения
квалификации и переподготовки
работников образования (г. Ульяновск)