Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №1/2003

Продолжение. См. № 42–48/2002

Конспекты занятий по курсу неорганической химии для 10 класса

Тема 4.
IVа группа периодической системы
химических элементов Д.И.Менделеева

Занятие 37. Характеристика химических элементов
IVа группы периодической системы. Адсорбция

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Строение атома. Закономерности изменения свойств химических элементов в а-группах периодической системы Д.И.Менделеева, образованных ими простых веществ и их соединений (оксидов, гидроксидов), аллотропия, адсорбция, адсорбент, адсорбат, активированный уголь, силикагель.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, модели кристаллических решеток алмаза и графита, металлический штатив, делительная воронка, фильтр, химический стакан, рис. 19.29, 19.30, 19.35, 26.1, рис. 15.
Вещества. Древесный или активированный уголь, водный раствор лакмуса.

 

Рис. 15. Опорная схема «Адсорбция и ее применение»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
I. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.
1. Элементы, образующие IVа группу периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева
     
2. Строение внешнего энергетического уровня атомов элементов IVa группы периодической системы      
3. Выполнить задание 1Т, § 26.1      
4. Возможные степени окисления элементов IVa группы периодической системы      
5. Изменение свойств химических элементов IVa группы и их соединений в связи с увеличением заряда ядра их атомов:
  • металлические и неметаллические свойства,
  • электроотрицательность,
  • окислительно-восстановительные свойства,
  • характер оксидов,
  • характер гидроксидов.

Ответы можно оформить в виде таблицы «Характеристики элементов IVа группы периодической системы химических элементов» (см. далее)

     
6. Выполнить задания 2Т, 5Т, § 26.1      
7. Аллотропия углерода     Рис. 19.29, 19.30, 19.35, модели кристаллических решеток алмаза и графита
II. Адсорбция, адсорбент, адсорбат.
1. Обсуждение наблюдений за демонстрационным опытом
  Демонстрационный опыт. Фильтрование раствора лакмуса через активированный уголь Рис. 26.1, рис. 15
2. Образование химических (межмолекулярных) связей и выделение теплоты в результате адсорбции      
3. Избирательная адсорбция, ее причина, применение      
4. Примеры адсорбентов      
5. Применение явления адсорбции. Выполнить упражнение 12, § 26.2      
6. Устройство и применение противогаза      
7. Выполнить упражнение 10, § 26.2      
8. Изменение адсорбционной способности вещества с понижением температуры      
9. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании.§ 19.10–19.12, 20.2 («Химия-9»), 26.1, 26.2; § 25.1, упр. 3Т, 8Т, 11 («Химия-10»).
Самоанализ урока.

Характеристика элементов IVа группы
периодической системы химических элементов

Таблица

Символы элементов Строение внешнего энергетического уровня Степени окисления элементов Свойства химических элементов Оксиды Гидроксиды
металлические-
неметаллические
окислительно- восстановительные Формулы Kислотно- основный характер Формулы Kислотно- основный характер
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 

Рис. 17. Участники круговорота углерода в природе

Занятие 38. Карбонаты. Силикаты

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Средние и кислые соли. Химические свойства солей угольной и кремниевой кислот в свете электролитической диссоциации, распространенность карбонатов и силикатов в природе, их применение.
Оборудование. Металлический штатив, штатив с пробирками, фарфоровый тигель, шпатель, спиртовка (горелка), лучина, спички, рис. 19.38.
Вещества. Гидрокарбонат натрия (кристаллический и водный раствор), карбонат натрия (раствор), соляная кислота, дистиллированная вода, фенолфталеин, известковая вода, образцы природных соединений карбонатов и силикатов, изделия из стекла, фарфора, керамики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
I. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся.
1) Соли угольной кислоты (карбонаты, гидрокарбонаты)
и кремниевой кислоты.
2) Распространение карбонатов и силикатов в природе.
3) Химические свойства солей угольной и кремниевой кислот
в свете теории электролитической диссоциации. (Начать писать уравнения реакций в классе, а дома закончить.) Качественная реакция на карбонат-ион
  Лабораторные опыты 14, 15  
2. Применение карбонатов и гидрокарбонатов      
3. Применение силикатов (стекло, цемент, керамика)     Рис. 19.38
4. Решение задач на массовую долю (%) содержания примесей      
5. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. § 19.12. Закончить запись ионных уравнений реакций, характеризующих химические свойства солей угольной и кремниевой кислот.
Самоанализ урока.

Занятие 42.
Обобщение, систематизация и коррекция знаний,
умений и навыков учащихся по разделу «Неметаллы»

Форма организации учебного процесса

Основные цели. Формирование основополагающих химических понятий, умений и навыков. Обобщить, систематизировать, скорректировать знания, умения и навыки учащихся по разделу «Неметаллы». Рассмотреть строение атомов неметаллов; химические свойства галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений (оксидов и кислот); окислительно-восстановительные процессы; скорость химических реакций; химическое равновесие. Решение задач на массовую долю содержания примесей.
Оборудование. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблицы применения неметаллов, шкала рН, штатив с пробирками, рис. 16 и 17.
Вещества. Образцы галогенов, сера, фосфор, углерод, кремний, раствор йодида натрия, хлорная вода, крахмальный клейстер, любой сок (напиток), индикатор.

Рис. 16. Круговорот углерода в природе
Рис. 16. Круговорот углерода в природе
Рис. 17. Участники круговорота углерода в природе
Рис. 17. Участники круговорота углерода в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ

Основное содержание Формы обучения Методы обучения Средства обучения
1. Строение атомов неметаллов (на примере галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния), формулы оксидов, их кислотно-основный характер.
Можно оформить в виде таблицы (см. выше Занятие 37 )
     
2. Определение наиболее активных неметаллов      
3. Цепочка превращений: получение из галогенидов металлов йода и брома.
Демонстрация опыта получения йода. Запись электронно-ионного уравнения
  Демонстрационный опыт  
4. Галогеноводородные соединения      
5. Схема превращения веществ на примере серы и ее соединений.
Характеристика реакции SO2 6-14.gif (158 bytes) SO3
     
6. Разбор окислительно-восстановительного процесса взаимодействия концентрированной серной кислоты с медью      
7. Определение силы кислот Н23, Н24, Н3РO4, Н2СО3      
8. Химические свойства соединений неметаллов      
9. Определение рН сока, напитка   Демонстрационный опыт  
10. Химизм производства аммиака      
11. Применение соединений неметаллов, имеющих наибольшее народнохозяйственное значение      
12. Используя рис. 16, охарактеризовать круговорот углерода в природе     Рис. 16
13. Прокомментируйте рис. 17     Рис. 17
14. Решение задач на определение массовой доли примесей      
15. Подведение итогов      

Опросить учащихся:
Информация о домашнем задании. Дать один из вариантов контрольной работы.
Самоанализ урока.

Занятие 43.
Практическое занятие № 7.
Решение экспериментальных задач по темам 2 и 3

Форма организации учебного процесса

Задание 1. Распознайте растворы серной кислоты и силиката натрия. Растворы даны в пробирках № 1 и 2. Отчет оформите в виде табл. 1.

Таблица 1

Пробирка № Способы распознавания.
Формулы реактивов
Наблюдения Ионные уравнения реакций Формулы исследуемых веществ
полные сокращенные
           

Задание 2. Осуществите превращения веществ:

хлорид аммония 6-9.gif (166 bytes) аммиак 6-10.gif (159 bytes) гидроксид аммония. Отчет оформите в виде табл. 2.

Таблица 2

Выполнение опыта Уравнения химических реакций и условия их протекания
1. а
а а
а а
2. а
а а
а а

Задание 3. Определите среду раствора черного кофе. Ответ оформите в виде табл. 3.

Таблица 3

Выполнение опыта Наблюдения Значение pH Среда раствора
       

Оценка

Занятие 44.
Срез знаний, умений и навыков учащихся по разделу «Неметаллы».
Контрольная работа № 1

Форма организации учебного процесса

Задание 1. Напишите уравнения химических реакций, указав условия их проведения, с помощью которых можно осуществить превращения веществ:

сера сероводород оксид серы(IV)

6-14.gif (158 bytes) оксид серы(VI) серная кислота

сульфат бария.

Задание 2. Объясните окислительно-восстановительный процесс, происходящий между бромидом натрия и хлором.
Задание 3. С какими из перечисленных веществ: СО2, NаОН, Nа2SO4, СuО, Nа, НNО3 – может реагировать кремниевая кислота? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Задание 4. Решите задачу. Какой объем (н. у.) оксида серы(IV) можно получить при сжигании 1 т серы, содержащей 4% посторонних веществ?

Кислотные дожди в атмосфере
Кислотные дожди
в атмосфере

Рейтинг@Mail.ru