Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №31/2002

Разработка новых подходов к обучению химии через решение задач медиаобразования

Выступление на «Московском педагогическом марафоне учебных предметов»,
10 апреля 2002


В Голубой гостиной Дома учителя – после выступления О.Ю.Гончарук

Думаю, что многим термин «медиаобразование» уже знаком. Это относительно новое направление педагогики, ставшее очень актуальным на современном этапе развития общества. Задачи медиаобразования – формировать информационную культуру, знание закономерностей создания и циркуляции информации в обществе. Другими словами, научить новое поколение воспринимать и понимать информацию, осознавать последствия ее воздействия на психику, критически перерабатывать и владеть инструментом общения с помощью технических средств (по материалам Российской педагогической энциклопедии).

Рис. 1. Реакция соединения. «Бутерброд«Волны информационного моря почти целый день плещутся над головой ребенка. Сообщения о взрывах и экологических катастрофах, курс доллара и новая реклама – все это сваливается на маленького человека в огромных количествах; он ищет свои способы ориентироваться среди реалий взрослого мира, укладывать их в сознание, и часто бывает, что сообщения средств массовой информации занимают в его голове большее место, чем рассказы учителя. “Почему бы не использовать их в образовательном процессе, раз они имеют такое колоссальное значение для детей?” – задумались педагоги». Так об этой проблеме писала в 2000 г. «Учительская газета».

Противоречия между средствами массовой информации (СМИ) и школой существовали всегда, т. к. они обусловлены самой природой этих социальных институтов. Однако именно сегодня их противостояние достигает особой остроты. Поэтому весьма актуально искать выход из этих противоречий.

Подготовкой школьника к жизни в информационном социуме и занимается медиаобразование. В 1970-е гг. в мире сложились два основных подхода к организации медиаобразования – специальный (введение в школах отдельного предмета) и интегрированный. В отечественной педагогике интегрированный подход разрабатывается научной школой Л.С.Зазнобиной. Каждый из вариантов медиаобразования подрастающего поколения имеет большое значение, но в условиях современной российской школы второй путь представляется более оптимальным. Интегрированный подход позволяет сочетать задачи медиаобразования с задачами обучения основам наук.

Рис. 2. Реакция разложения. «Матрешки»В этой области я веду диссертационное исследование. Средствами нашего предмета – химии – мы пытаемся найти пути преодоления противоречий между школой и СМИ. Необходимо на фактологической основе химии формировать информационные умения учащихся, чтобы сегодняшний школьник, оказавшись завтра в центре информационных потоков, не потерялся в них и не был «раздавлен» агрессией и скоростью развития информационной сферы жизни. Научиться пользоваться знаниями, полученными в школе, а также выбирать необходимые сведения из сообщений СМИ для своего дальнейшего образования. Ведь, по мнению профессора Т.И.Шамовой, ключевой проблемой общества XXI в. станет образование на протяжении всей жизни.

Как учитель химии, на каждом своем уроке я ставлю задачи медиаобразования, которые могут быть решены средствами именно этого урока. Например, при изучении темы «Химические свойства, получение и применение карбоновых кислот» (10-й класс) я учу школьников таким приемам работы с информацией:

  • аргументировать собственные высказывания;
  • воспринимать альтернативные точки зрения и обосновывать аргументы «за» и «против» каждой из них;
  • устанавливать ассоциативные связи;
  • извлекать из предложенной информации данные и представлять их в различной форме;
  • трансформировать информацию, видоизменять ее форму и объем, знаковую систему и носитель;
  • понимать задания в различных формулировках и контекстах;
  • использовать технические средства для подготовки и передачи информации.

При изучении темы «Нефть» я учу ребят собирать и систематизировать информацию по теме, выбирать из периодической печати сообщения, критически их обрабатывать по различным аспектам (химический, геологический, экономический и др.) и представлять на обсуждение одноклассникам и учителю.

Рис. 3. Реакция соединения. Головоломка «Лебедь»Часто информация, которую учащиеся получают вне школы, содержит научные ошибки и неточности. Чтобы не было противоречий между научными знаниями, предлагаемыми ученику в школе, и тем, что он услышал или прочитал в СМИ, необходимо уметь видеть эти ошибки, а не слепо доверять авторам сообщений. Ребята учатся критически воспринимать информацию, просматривая на уроках рекламные ролики, фрагменты художественных фильмов, содержащие ошибки или неточности. Я ставлю перед ними проблему: что здесь неверно? Так, например, при изучении темы «Кислород» (8-й класс) использую фрагмент видеофильма «Вспомнить все» с А.Шварценеггером в главной роли. Мы обсуждаем проблему получения кислорода на Марсе из замерзшей воды и выявляем научные неточности.

При знакомстве с глюкозой смотрим рекламный ролик о кислотно-щелочном балансе при употреблении сладкого и обсуждаем график изменения рН. Интересно, что ребята сами приходят к мысли о том, что уровень рН, равный почти нулю, как предложено в рекламе, соответствует серной кислоте. А дальше уже не возникает вопроса, правильно ли с научной точки зрения составлен ролик. Правда, сейчас эта реклама устарела, и ее не показывают, но мы смотрим старую запись.

Школьник должен уметь менять знаковую систему. Поэтому на уроках я предлагаю задания, в которых нужно перевести визуальную информацию в вербальную или наоборот. Например, при изучении темы «Типы химических реакций» предлагаю ученикам «нарисовать» химическую реакцию, соблюдая научную точность и используя примеры из жизни. Это творческое задание ребята выполняют по-разному. Рисовать хорошо умеют не все, поэтому принимаю и графические работы, и компьютерные рисунки, и вырезки из журналов, газет, подобранные соответствующим образом. Важно, чтобы ученики уловили и в рисунке «закодировали» тип химической реакции (рис. 1–4).

На заданиях со свободным выбором характера ответа школьники приобретают умения интерпретировать информацию, фантазировать, представлять научный материал в творческой форме. Так, например, при изучении темы «Нефть» я предлагаю ребятам домашнее задание: составить рассказ на основе научных данных о свойствах, происхождении и применении нефти в одном из жанров – сказка, журналистский репортаж, мелодрама, научная фантастика.

Рис. 4. Реакция обмена. «Человек-мышка»Дети с удовольствием выполняют эту работу. Вот некоторые названия детских произведений-сказок: «Скачок в историю», «Интервью с лучшей парой мира – Нефтью и Природным газом», «Сказка про Нефтяненка», «Как нефть путешествовала по Наземному Царству» и многие другие.

На своих уроках я часто использую фрагменты художественных и видеофильмов. Здесь речь не об учебных видеофильмах, а о фильмах, которые смотрят дети, которые есть в домашних видеотеках. Задача учителя – формировать основы химических знаний, подключая эмоции, чувства, образное мышление. Конечно, для каждого фрагмента необходимо определить цель использования (положительная мотивация к изучению темы, знакомство с химическим экспериментом, применение веществ, первичное закрепление знаний и пр.), место фрагмента в уроке, а также задания к этому фрагменту для осознанного восприятия. Например, при изучении темы «Углеводы» используем фрагмент фильма «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», где главный герой «борется» с тестом. Фрагмент показываем при знакомстве с реакцией брожения глюкозы. Этот же фрагмент можно показать при рассказе о практическом применении углеводов.

Очень хорошо дети воспринимают фрагменты старых отечественных комедий: «Кавказская пленница» (спирты), «Полосатый рейс», «Ширли-мырли» (карбоновые кислоты), «Операция “Ы”» (алканы) и др. С помощью учеников мы подобрали достаточно большую видеотеку фрагментов, среди которых такие фильмы, как «Богатенький Рич», «Трудный ребенок», «Один дома», «Анжелика – маркиза ангелов», «Звездные врата» и др.

Ежегодно мы обновляем видеотеку, т. к. ассортимент фильмов меняется очень быстро, а удержать внимание школьника удается, если ребенок знает, что вы владеете той же информацией, что и он. На знакомом ученику материале мы отрабатываем приемы работы с информацией, основы химических знаний, практические умения.

Приемы, разработанные в процессе педагогического исследования и представленные сегодня, позволяют поддерживать интерес к предмету. Ученик видит реальную необходимость приобретения знаний, химические знания становятся осознанными, следовательно, повышается качество обучения.

О.Ю.Гончарук,
учитель химии школы № 1748,
победитель московского городского
тура «Учитель года-2001» г.
Рейтинг@Mail.ru