Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №28/2002

Г.И.Штремплер, Г.А.Пичугина

Методическое пособие для учителя

Дидактические игры при изучении химии в 8 классе

Глава II. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-МИНУТКИ. ВЕРБАЛЬНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Вербальные (от лат. verbalis – словесные) игры не требуют долгих приготовлений и сложных атрибутов. Их можно использовать вместо эпиграфа в начале урока, а также на всех последующих этапах обучения. К вербальным дидактическим играм относятся анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады, криптограммы, загадки, ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины и т. д.

Анаграммы

Буквы лежат на столе перед вами.
Расставьте их так, чтобы стали словами.
Первое слово – фигура одна,
Всего в ней, заметьте, четыре угла.
Слово второе сумейте собрать –
Красно-бурую жидкость вам надо назвать.

(Ромб – бром.)

Я – газ редчайший на Земле.
Мне близки радий и свинец.
Но если переставить буквы мне,
То я уже – истории творец.

(Радон – народ.)

Я – энергии источник.
И сказать могу вам точно:
«Сумел Клапрот меня открыть,
Эжен Пелиго – получить».
Но если буквы переставить
И в углу меня поставить,
Буду стойко там стоять,
Молча мусор собирать.

(Уран – урна.)

Горючий продукт я,
«Живу» на болотах.
Но есть одна буква
В названье коротком.
Прыжок ее быстрый –
И все изменилось:
Я стал элементом.
Так чудо свершилось!

(Торф – фтор.)

Логогрифы

Подумайте внимательно,
Чтоб слово отгадать.
Я – как круг спасательный,
Попробуйте назвать.
Если Ф в конце добавить,
На болоте окажусь,
Если Ф вперед подставить,
В неметалл я превращусь.

(Тор – торф – фтор.)

В свободном виде он всех убивает,
Если «связать», то в еду добавляют.
Но ежели в слове мы Л зачеркнем,
То дружно со всеми мы песню споем.

(Хлор – хор.)

Я – металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Но если Б ко мне подставишь,
То землю скрою в темной мгле.

(Уран – буран.)

Три элемента с одним окончанием
Вас для начала прошу я найти...
Если отбросить теперь окончания,
Новых три слова получите вы.
Первое слово с детства мы любим.
Слово второе – ловкач и хитрец.
Третье – настил, по которому ходим.
Кто разгадал, тот у нас – молодец.

(Цирконий, плутоний, полоний – цирк, плут, пол.)

Двенадцать пар – не забывай! –
У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край,
Так учат в школе дети.
Но если СЕ ко мне прибавить,
То вмиг в металл я превращусь.
Еще к тому могу добавить,
Что в первой группе окажусь.

(Ребро – серебро.)

Метаграммы

Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
А с Б – я уже неметалл.

(Хром – бром.)

Элемент IV группы
Перед всеми на виду.
Если Т на Р исправить,
Будет деспот наяву.

(Титан – тиран.)

Менделеев впервые меня предсказал.
Французский ученый – название дал.
Если в нем первую букву заменишь,
Место в системе мне сразу изменишь.

(Галлий – таллий.)

Живут два брата в микромире,
Свойства их полезно знать.
У А – восьмерки на квартире,
У О – квартира сорок пять.

(Радий – родий.)

С КА – активный я металл,
с ГЕ – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз.

(Калий – гелий.)

В нем вода течет спокойно,
Здесь насосы не нужны.
Но если Р поставить в слово,
Вещество получишь ты.
Вещество то всем известно –
Газ легчайший на Земле.
А сказать я должен честно:
Мы сменили букву В.

(Водовод – водород.)

Шарады

К предлогу и ноте
Время года добавьте.
Из всех этих букв
Лантаноид составьте.

(Под, ре, зима – празеодим.)

Основа моя – сухая трава,
С обоих концов – согласные.
В целом я – газ, дорогие друзья,
И название, думаю, ясно вам.

(К, сено, н – ксенон.)

Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву Й.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.

(На, три, й – натрий.)

Найдите две ноты в начале октавы;
Участок, где выросли сочные травы.
Из букв этих слов элемента название,
Подумав, попробуйте быстро составить.
Чудесными свойствами он обладает:
То ярко сверкает, то черным бывает.

(До, ре, луг – углерод.)

Шуточные загадки

1. Какой элемент вращается вокруг Солнца?
(Уран.)

2. Какой металл по древнегреческой мифологии «обречен» на вечные муки?
(Тантал.)

3. В состав какого металла входит дерево?
(Никель.)

4. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей?
(Платина.)

5. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети?
(Золото.)

6. Как из меди и мышьяка получить золото?
(Сu + Аs = Au + Cs.)

Ребусы

  • Шесть элементов

В этих буквенных ребусах зашифрованы названия шести химических элементов. Разгадать вам помогут следующие их свойства.

1. Элемент, для которого известны 10 стабильных природных изотопов с массовыми числами от 112 до 124.
(Олово.)
2. Радиоактивный химический элемент, быстрораспадающийся изотоп которого имеет период полураспада 54 с.
(Астат.)
3. Элемент, высший оксид которого применяют как катализатор в производстве серной кислоты.
(Ванадий.)
4. Химический элемент V группы периодической системы.
(Висмут.)
5. Щелочной металл.
(Натрий.)
6. Металл, составляющий основу многих сплавов для авиационной и ракетной техники, судостроения.
(Титан.)

Теперь попробуйте сами зашифровать в виде буквенных ребусов названия других химических элементов. Вы быстро убедитесь, что хотя это порой и довольно трудное, но очень увлекательное и интересное занятие.

  • Металлы и неметаллы






В этих ребусах зашифрованы названия двенадцати химических элементов. Расшифруйте их и определите, какие из этих элементов образуют простые вещества в виде металлов, а какие – в виде неметаллов. Есть ли среди данных элементов такие, которые образуют аллотропные видоизменения? Какие из этих веществ находятся при обычных условиях в газообразном состоянии?

Какой из этих элементов был известен человечеству с давних времен, а какой из них был открыт последним?

  • Ребусы, составленные из знаков химических элементов

В Ne’ – остров в Малайском архипелаге.
(Борнео.)

’’Au – настольная игра.
(Лото.)

M ® B
Сu’ Cu

– крупное хищное млекопитающее.
(Медведь.)

’Хе’ – корм для домашних животных.
(Сено.)

1 = С
  Sn

– структурная единица языка.
(Слово.)

Подобные ребусы, загадки, анаграммы, метаграммы, шарады и т. д. школьники составляют с большим удовольствием и пользой для себя. Учителю необходимо лишь предварительно показать несколько образцов подобных вербальных игр, а результаты творчества учащихся оформить затем в виде стенгазеты в кабинете химии.

Включая эти игры-загадки в учебный процесс, учитель привлекает внимание детей и вызывает в них интерес к теме без особых затрат времени.

Продолжение см. в № 29/2002