Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Химия»Содержание №26/2002

Методические рекомендации
к пропедевтическому курсу химии

Фото Е. Крылова
Учителя слушают интересный доклад И.В.Тригубчак

Если попросить человека любого возраста назвать самые трудные предметы школьного курса, то наверняка среди них окажется химия. На сегодняшний день ситуация с восприятием химии если и меняется, то не в лучшую сторону. Повышаются требования к абитуриентам, сдающим вступительные экзамены по химии в вузы, и увеличивается сложность школьного курса на фоне того же количества часов.

Ситуация привычная, но парадоксальная, судите сами, предмет «Химия» относится к естественному циклу, т. е. базируется на явлениях, знакомых учащимся из повседневной жизни. Проблема заключается в том, что на «Введение в мир химии» в типовой программе отводится всего несколько уроков. А химия, как никакой другой предмет, нуждается в пропедевтике.

С.И.Ожегов трактует пропедевтику как «предварительный круг знаний о чем-либо». Я выбрала бы более образное выражение и сравнила бы пропедевтику с подготовкой почвы перед посевом. В принципе урожай можно вырастить на любой почве, но его качество во многом будет зависеть от подготовительной работы. Да, мы можем добиться, чтобы в большинстве своем наши ученики освоили базовый уровень химии. Однако четко спланированный и проведенный курс пропедевтики поможет нам заинтересовать детей и на волне этой заинтересованности добиться более осознанных и глубоких знаний.

Пропедевтический этап в школьном курсе химии приходится на младший подростковый возраст (13–14 лет). В этом возрасте наибольший интерес у ребенка вызывает информация, которую он добывает сам, а не сообщает учитель. С другой стороны, на этапе пропедевтики возможен только индуктивный подход к обучению: от частного – к общему, от фактов – к теориям и умозаключениям. Огромный фактический материал – те «кирпичики», из которых ученик сможет сам выстраивать сложные теории, – необходимо все же донести до него, рискуя вызвать снижение устойчивого интереса к предмету. Это кажущееся противоречие можно разрешить, применяя на пропедевтическом этапе методику самостоятельного получения знаний. По этой методике материал пропедевтического курса строится на изучении веществ и химических процессов, известных учащимся из повседневной жизни. Здесь должно быть сведено к минимуму использование химических формул, уравнений и расчетов по ним. Этим требованиям полностью отвечает курс «Мир глазами химика» (Г.М.Чернобельская, А.И.Дементьев).

Суть предлагаемой методики заключается в следующем. В рамках подготовки к уроку учитель ставит перед детьми проблему прикладного характера, что обеспечивает мотивацию поиска ее решения. Дома ученики самостоятельно изучают соответствующий параграф учебника и дополнительную литературу (по желанию). Для лучшего понимания новых фактов они обращаются к знаниям, полученным при изучении естествознания, биологии, географии и других предметов естественного цикла. На уроке учащиеся под руководством учителя систематизируют материал, формулируют выводы, обязательно указывающие на прикладное значение изучаемого вещества или явления.

Организация процесса обучения

Доминирующими методами обучения являются игровые и соревновательные, как наиболее полно учитывающие психологические особенности детей младшего подросткового возраста. Подчеркнем, что на данном этапе целесообразно использовать игровые ситуации не эпизодически, а систематически. На уроке надо учить детей работать в команде, строить отношения между собой, подчиняясь определенным правилам. При правильном применении игровых технологий учащиеся активны, позитивно настроены, а учитель экономит массу учебного времени. Например, глава «Зачем и как изучают вещества» курса «Мир глазами химика» включает множество первоначальных химических понятий. Для лучшего их усвоения можно провести игру-соревнование «Пойми меня».

В игре участвуют две команды по 5–6 человек. Первый игрок одной команды получает от ведущего билет, на котором написано одно из изучаемых понятий (например, «простое вещество»). Не показывая билет команде, игрок должен объяснить своим товарищам это понятие. Он может дать определение (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента) или назвать примеры простых веществ (кислород, свинец, алюминий...), может даже показать пантомиму. Цель будет достигнута, если его товарищи назовут отгадываемое понятие. После этого второй игрок берет у ведущего билет с другим термином, объясняет его и т. д. Выигрывает та команда, которая за отпущенное время отгадает больше понятий.

Судьи-консультанты следят за тем, чтобы объяснения игроков не содержали химических ошибок. Каждая команда перед началом игры формирует группу поддержки (3–4 человека). Во время соревнования команд эти группы составляют кроссворды для болельщиков команды соперников. Пока ведущий и консультанты подводят итоги первого конкурса, болельщики каждой команды (из числа оставшихся учеников) разгадывают кроссворд. При подведении общих итогов игры учитывается выступление команды, составление и разгадывание кроссворда, а также психологическая обстановка во время игры (доброжелательное отношение к команде соперников, поведение болельщиков и т. д). В процессе игры ученикам приходится не просто воспроизводить заученные определения, а глубоко анализировать каждое химическое понятие, при этом в полной мере проявляются их творческие способности.

В предлагаемой методике большое внимание уделяется развитию у детей фантазии, воображения. Этому способствуют домашние сочинения, рисунки на химические темы, ролевые игры и другие формы работы. Хорошие результаты показала практика привлечения старшеклассников к постановке различных инсценировок.

Примером использования одних и тех же знаний в совершенно различных целях послужит экскурс в историю. Используя цветную реакцию солей железа(III), во времена разгула святой инквизиции многих невинных людей отправляли на костер. Эта информация запомнится надолго. Старшеклассники подготавливают небольшую инсценировку: инквизитор ведет «ведьму», обвиняя ее в колдовстве. В подтверждение своих обвинений он заставляет «ведьму» погрузить руки в сосуд со «святой водой», которая мгновенно превращается в «кровь». Учитель объясняет инсценировку и проделывает опыт в демонстрационной пробирке. На руки «ведьмы» предварительно нанесли хлорид железа(III), а в сосуде не «святая вода», а раствор роданида аммония. При взаимодействии двух этих веществ образуется роданид железа(III) кроваво-красного цвета. Впоследствии при изучении неорганической химии ребятам легче будет понять качественную реакцию на ион Fe3+.

Для развития аналитических способностей и формирования навыков выполнения простейших логических операций необходимо использовать на уроках различные задания на сравнение и установление причинно-следственных связей. Так, при изучении зависимости растворимости газов от температуры можно предложить учащимся составить следующую логическую цепочку. В северных широтах лов рыбы всегда лучше, чем в южных, ® рыбы в северных морях больше ® рыба дышит растворенным в воде кислородом ® кислорода в северных морях больше ® растворимость газов с понижением температуры увеличивается.

Поскольку в этом возрасте дети испытывают тягу к самостоятельным практическим действиям, целесообразно будет предложить им проделать некоторые домашние опыты (см. пособие Г.А.Шипаревой), ведь путь к вершинам мастерства в химии лежит через эксперимент.

При выборе форм контроля результатов обучения необходимо помнить о том, что они должны соответствовать применяемым методам обучения. Если мы решились сделать уроки на пропедевтическом этапе яркими, самобытными, динамичными, то и формы контроля знаний должны быть соответствующими – зачет-вертушка, химическая эстафета, смотр знаний и т. п. Для итогового контроля знаний авторами курса «Мир глазами химика» составлена рабочая тетрадь «Записки химика-путешественника». Заполняя эту тетрадь, ребята выступают в роли участника событий, попадающего в различные ситуации. Эту тетрадь можно заполнять не только сидя за партой. «Путешествие» по школе и пришкольному участку с остановкой на различных станциях и выполнением теоретических, практических и творческих заданий станет красивым и запоминающимся итогом пропедевтического курса.

Основной формой проведения занятий является урок, но типы уроков необходимо по возможности разнообразить. Структура курса «Мир глазами химика» такова, что позволяет проводить уроки блоками. Так, например, изучение главы «Химия и планета Земля» можно проводить в форме научно-практической конференции, когда на каждом занятии заслушивают и обсуждают доклады, заранее подготовленные учащимися. (Материал главы хорошо знаком ребятам из повседневной жизни и имеет большое прикладное значение, поэтому темы выступлений определяют заранее, за 1–2 месяца до начала конференции.)

Проведение такого блока уроков требует от учителя большой подготовительной работы, но это оправдано. Тщательно организованная конференция расширяет кругозор учащихся, учит самостоятельно работать с литературой, создает ощущение праздника и придает уверенность в собственных силах.

Материал главы «Химия и наш дом» усвоится лучше, если организовать его изучение в форме экскурсий.

При применении данной методики учителю следует обратить внимание на неизбежно возникающие трудности.

Во-первых, обилие игровых и соревновательных ситуаций на уроках может вызвать у некоторых учеников стремление к поверхностному изучению предмета. Чтобы сохранить глубину химического содержания, учитель должен неукоснительно придерживаться принципа дидактической значимости и научности применяемых игровых ситуаций.

Во-вторых, применение методики «самостоятельного получения знаний» поначалу может встретить активное сопротивление со стороны учащихся и их родителей именно из-за высокой доли самостоятельности. Дети и родители за шесть школьных лет привыкают к тому, что учитель сначала объясняет новый материал на уроке, а потом уже задает его на дом. Приходится терпеливо объяснять, что в данном случае этот материал не такой уж и новый и что применяемая методика позволяет развивать мышление и творческие способности детей, а не просто работать «в режиме попугая». Конечно, одних только слов в данном случае будет недостаточно. Только интересные и разнообразные уроки постепенно убедят всех сомневающихся в необходимости изменения стандартной методики на пропедевтическом этапе.

Литература

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс, 1999;
Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Мир глазами химика: Учебное пособие к пропедевтическому курсу химии 7 класса. «Первое сентября. Химия», 1999;
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. М.: Владос, 2000;
Обучающие игры в химии и методике ее преподавания: Методические разработки. Под ред. Г.М.Чернобельской. М.: Изд-во МГПИ им. В.И.Ленина, 1990;
Шипарева Г.А. Домашние опыты к пропедевтическому курсу химии «Мир глазами химика». «Первое сентября. Химия», 2000.

И.В. Тригубчак,
учитель химии гимназии
(г. Сергиев Посад, Московская обл.)